Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Первая тетрадь. Политика образования

На подступах к единому экзамену

Компьютеры, компьютеры, еще и еще раз компьютеры… Серые, белые, черные корпуса, кислотное мерцание экранов, и у каждого – мальчишки и девчонки. Их будущее. Им жить еще более компьютеризированной жизнью, чем нам сегодня, как бы трудно нам ни было это представить, и потому детская интуиция и страсть к развитию мощным магнитом приклеивает их к экранам. Уже официально признано: если думать о социальной адаптивности, клавиатурные навыки для современного ребенка гораздо важнее многих разделов, например, химии, потому что они в первую очередь зачастую будут определять его судьбу.
Уже этим летом компьютеры будут решать, как и где учиться многим выпускникам школ.
На одном из стендов экспозиции был представлен Центр компьютерного тестирования при МГУ им. М.В.Ломоносова «Гуманитарные технологии». Несколько компьютеров были постоянно заняты, и к каждому из них стояла очередь желающих проверить себя. Еще бы! О едином экзамене столько говорят!
Этим летом он в порядке эксперимента пройдет по восьми предметам в трех регионах. Среди них пока нет литературы и информатики, из иностранных языков только английский. Директор центра профессор МГУ А.Шмелев рассказал о предстоящем испытании подробнее:
– В России утвердилось представление о тестировании как о форме опроса, при которой из готовых ответов нужно только выбрать правильный вариант. В связи с этим идут шумные дискуссии о правомерности такой замены, возможности случайно угадать нужный процент ответов… Но это упрощение. В действительности до 30 процентов заданий – открытые, то есть требующие свободных развернутых ответов без подсказок. Для тех ребят, которые могут получить школьный аттестат даже с тройками, будет достаточно ответить правильно на 60 процентов базовой части теста. В этот же день они получат оценку. Для тех же, кто хочет получать высшее образование, заданий будет гораздо больше – 50–70. Не все они трудоемки, большинство требует знания предмета и сообразительности, их можно выполнить быстро. Ответы абитуриентов будут оцениваться по 100-балльной шкале, протоколы ответов – сканироваться и не раз проверяться.
Вопросов к докладчику – бесконечное множество. Как обеспечить достоверность оценки? Понятно, что экзаменаторами должны быть независимые эксперты независимых служб, никак не заинтересованные ни в завышении, ни в занижении оценки, значит, это должны быть не вузовские преподаватели и не школьные учителя. Но и в независимом центре тестирования будут работать живые люди, а когда речь заходит о судьбе ребенка и его поступлении в вуз, мы, родители, теряем веру в чью-либо честность и внутренние тормоза, но находим в себе талант договориться с кем угодно. Человеческий фактор! Так, например, первые эксперименты по централизованному тестированию, которое проводило Министерство образования, показали самый высокий уровень качества образования по России в Республике Дагестан и Ханты-Мансийском автономном округе… Это значит, что максимальную беспристрастность оценки могут обеспечить только компьютерные технологии. Так, например, в системе «Телетестинг» файлы с экзаменационными вопросами открываются по своим паролям только в 8 часов утра в день экзамена, ни минутой раньше, и ни один инспектор из Москвы не вскроет пакет с билетами еще в поезде.
Впрочем, по этому аспекту существуют разные точки зрения. Не одними технологиями обеспечивается безопасность. В верхах весьма поддерживается мысль о том, что организация единого экзамена обеспечит большой фронт работ сотрудникам ФСБ: командировочные, дипломат, табельное оружие – и сотни специалистов разъедутся по стране контролировать единый экзамен.
Нужен ли России единый экзамен? Каким он должен и каким не должен быть? Кто выиграет и кто проиграет от его введения? Вопросы, вопросы, вопросы…
А ведь еще существует проблема всеобщей компьютерной грамотности. И тут в разделе «Передовые информационные технологии» выставка преподносит нам приятную новость: меценатство в России еще не вымерло как понятие. Нефтяная компания «ЮКОС», например, по собственной инициативе и на собственные средства создала автономную некоммерческую организацию «Федерация Интернет-образования», которая уже год реализует первый в современной истории России общеобразовательный проект «Поколение.ru» по обучению работников среднего образования Интернет-технологиям. За год были открыты региональные центры в Санкт-Петербурге, Томске, Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Самаре и Нефтеюганске, обучено 3500 педагогов из 75 регионов. К концу 2005 года федерация намерена открыть не менее 50 центров и обучить не меньше четверти миллиона человек.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru