На подступах к единому экзамену
Компьютеры, компьютеры, еще и еще раз
компьютеры… Серые, белые, черные корпуса,
кислотное мерцание экранов, и у каждого –
мальчишки и девчонки. Их будущее. Им жить еще
более компьютеризированной жизнью, чем нам
сегодня, как бы трудно нам ни было это
представить, и потому детская интуиция и страсть
к развитию мощным магнитом приклеивает их к
экранам. Уже официально признано: если думать о
социальной адаптивности, клавиатурные навыки
для современного ребенка гораздо важнее многих
разделов, например, химии, потому что они в первую
очередь зачастую будут определять его судьбу.
Уже этим летом компьютеры будут решать, как и где
учиться многим выпускникам школ.
На одном из стендов экспозиции был представлен
Центр компьютерного тестирования при МГУ им.
М.В.Ломоносова «Гуманитарные технологии».
Несколько компьютеров были постоянно заняты, и к
каждому из них стояла очередь желающих проверить
себя. Еще бы! О едином экзамене столько говорят!
Этим летом он в порядке эксперимента пройдет по
восьми предметам в трех регионах. Среди них пока
нет литературы и информатики, из иностранных
языков только английский. Директор центра
профессор МГУ А.Шмелев рассказал о предстоящем
испытании подробнее:
– В России утвердилось представление о
тестировании как о форме опроса, при которой из
готовых ответов нужно только выбрать правильный
вариант. В связи с этим идут шумные дискуссии о
правомерности такой замены, возможности
случайно угадать нужный процент ответов… Но это
упрощение. В действительности до 30 процентов
заданий – открытые, то есть требующие свободных
развернутых ответов без подсказок. Для тех ребят,
которые могут получить школьный аттестат даже с
тройками, будет достаточно ответить правильно на
60 процентов базовой части теста. В этот же день
они получат оценку. Для тех же, кто хочет получать
высшее образование, заданий будет гораздо больше
– 50–70. Не все они трудоемки, большинство требует
знания предмета и сообразительности, их можно
выполнить быстро. Ответы абитуриентов будут
оцениваться по 100-балльной шкале, протоколы
ответов – сканироваться и не раз проверяться.
Вопросов к докладчику – бесконечное множество.
Как обеспечить достоверность оценки? Понятно,
что экзаменаторами должны быть независимые
эксперты независимых служб, никак не
заинтересованные ни в завышении, ни в занижении
оценки, значит, это должны быть не вузовские
преподаватели и не школьные учителя. Но и в
независимом центре тестирования будут работать
живые люди, а когда речь заходит о судьбе ребенка
и его поступлении в вуз, мы, родители, теряем веру
в чью-либо честность и внутренние тормоза, но
находим в себе талант договориться с кем угодно.
Человеческий фактор! Так, например, первые
эксперименты по централизованному тестированию,
которое проводило Министерство образования,
показали самый высокий уровень качества
образования по России в Республике Дагестан и
Ханты-Мансийском автономном округе… Это значит,
что максимальную беспристрастность оценки могут
обеспечить только компьютерные технологии. Так,
например, в системе «Телетестинг» файлы с
экзаменационными вопросами открываются по своим
паролям только в 8 часов утра в день экзамена, ни
минутой раньше, и ни один инспектор из Москвы не
вскроет пакет с билетами еще в поезде.
Впрочем, по этому аспекту существуют разные
точки зрения. Не одними технологиями
обеспечивается безопасность. В верхах весьма
поддерживается мысль о том, что организация
единого экзамена обеспечит большой фронт работ
сотрудникам ФСБ: командировочные, дипломат,
табельное оружие – и сотни специалистов
разъедутся по стране контролировать единый
экзамен.
Нужен ли России единый экзамен? Каким он должен и
каким не должен быть? Кто выиграет и кто
проиграет от его введения? Вопросы, вопросы,
вопросы…
А ведь еще существует проблема всеобщей
компьютерной грамотности. И тут в разделе
«Передовые информационные технологии» выставка
преподносит нам приятную новость: меценатство в
России еще не вымерло как понятие. Нефтяная
компания «ЮКОС», например, по собственной
инициативе и на собственные средства создала
автономную некоммерческую организацию
«Федерация Интернет-образования», которая уже
год реализует первый в современной истории
России общеобразовательный проект «Поколение.ru»
по обучению работников среднего образования
Интернет-технологиям. За год были открыты
региональные центры в Санкт-Петербурге, Томске,
Воронеже, Красноярске, Новосибирске, Самаре и
Нефтеюганске, обучено 3500 педагогов из 75 регионов.
К концу 2005 года федерация намерена открыть не
менее 50 центров и обучить не меньше четверти
миллиона человек.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|