Не все экзотика
…Почти обычная классная доска. Не
обычная, но действительно «классная». Копи-доска,
позволяющая сохранять все нарисованное и
написанное на ней в виде файлов в компьютере и
распечатывать их прямо с доски. Если же компьютер
подключить к проектору и светить на доску, как на
экран, то доска превращается в большой
интерактивный монитор: все с компьютерного
экрана теперь отражается на доске, а за мышку
работает указка учителя. Простым прикосновением
к поверхности доски он может открыть любое
компьютерное приложение, зайти в Интернет…
Это «всего лишь» интерактивная доска «Hitachi SterBoard»
от фирмы «Русский стиль». Не будем вдаваться в
подробности, сколько там тысяч долларов. В
фантастике главное не это.
Даже трудно представить, не правда ли, каким
должно быть содержание образования, чтобы
хватило сил отвлечься от такой доски? Она сама по
себе – отдельное содержание образования…
поэтому мы пока как-нибудь без нее.
Если увлечься фантастикой, здесь можно многое
найти. И у этих фантастических тренажеров,
плоских мониторов, нестандартной мебели и
супероборудования найдутся свои заказчики: на
выставке много богатых школ и руководителей
образования не бедных регионов. Они найдут друг
друга, а мы найдем друг друга с нашими читателями,
которые живут далеко от хороших дорог и больших
зарплат, но рядом с детьми, у которых, кроме школы,
почти ничего больше нет.
…У Богучарской средней школы-интерната для
детей-сирот и оставшихся без попечения родителей
из Воронежской области свой стенд в экспозиции
«Реализация Президентской программы «Дети
России». А на стенде чего только нет: от капусты
брокколи до самовязаных свитеров, самодельных
деревянных ваз, плетеных игрушек и записных
книжек. Эта школа попала на столичную выставку,
потому что уже трижды становилась победителем
областного конкурса с весьма суровыми условиями:
нужно было пройти тест, на котором можно получить
и отрицательные баллы. Но лучший способ пройти
трудный тест для педагогов из Богучар – показать
своих воспитанников: студентов университетов и
академий, победителей университетских олимпиад
и футбольных чемпионатов, уверенных в себе,
раскованных, умелых, привыкших к работе и на
бахче, и на пасеке, и в поле, и на собственной
свиноферме. Анатолий Иванович Дмитриенко,
учитель мировой художественной культуры,
рисования и черчения, рассказал, что ребята,
заканчивая интернат, получают, кроме обычного,
«Аттестат адаптации к жизни», где отмечены их
успехи ни много ни мало в таких областях:
социальная инициативность, этикет, организация
здорового образа жизни, оказание первой
медицинской помощи, правовые знания, навыки
самообслуживания, ремонт и изготовление одежды,
выращивание овощей и фруктов, приготовление
пищи, бюджет семьи, культура общения, семейные
отношения и правила общежития, содержание
жилища, составление деловых бумаг… Этот
замечательный документ в белых корочках с
золотым тиснением еще и переплетен детскими
руками.
Из этого рассказа мне так и не удалось понять, в
чем, собственно, заключается государственная
поддержка, так называемая «Реализация
Президентской программы «Дети России», – ведь
именно под таким грифом располагался этот стенд.
«Мы, конечно, очень чувствуем помощь, очень, –
благодарно говорили педагоги. – Нам все помогают
– колхозы и наши крупные предприятия, зарубежные
благотворительные организации! Даже в самые
тяжелые дни взаимозачетов наши дети никогда не
сидели голодными, наши поставщики и спонсоры
всегда поставляли продукты, даже тогда, когда мы
не могли платить». Значит, мы еще помним, что
такое тянуть сирот всем миром, не надеясь на
правительство и всех остальных. И, как всегда,
педагоги благодарны всем, кто помогает им, хотя
это именно им должно быть благодарно общество в
целом.
Но удивительные пересечения бизнеса и бедности,
сердечности и щедрости случаются и здесь:
посмотрев-послушав богучарских педагогов,
соседи по выставке из разных фирм оставили на
стенде ворох визитных карточек: «Напишите нам.
Поможем». Представитель ЗАО ДО «Орел» по
изготовлению фирменной школьной одежды из
Домодедова предложил бесплатно одеть целый
класс детей-сирот. Кто-то из Министерства
образования, узнав, что в интернате есть свой
вязальный промысел, пообещал японскую машину для
изготовления трикотажа.
Ребят можно научить всему на свете, но что ждет их
за порогом школы? В силах ли и за это отвечать
учителя и допустимо ли еще и это взваливать на их
плечи? Представленная на выставке международная
программа «Tacis» (совместный проект Европейского
союза и Министерства образования России,
координируемый Европейским фондом образования),
реализуя в пяти регионах России проект «DELPHI»,
открывает центры обучения и бизнес-школы, где уже
два года обучает преподавателей искусству
обеспечить учащимся техникумов, вузов и ПТУ
востребованность на рынке труда. Обеспечить эту
востребованность можно только в диалоге с
властью, профсоюзами и работодателями. Этим тоже
занимается «Tacis DELPHI». Видимо, больше в России этим
заниматься некому.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|