Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №29/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОВЕСТКА ДНЯ

Школьный профиль в зеркале министерства

Из всего, что нужно для профильного обучения,
пока готовы только учебные планы

С 1 сентября нынешнего года примерно в 2% российских школ начинается эксперимент по отработке новой структуры и содержания образования в 1 и 10 классах. На старшей ступени будут апробированы различные профили обучения.
Какие задачи предстоит решить на первом этапе? Об этом рассказала в своем выступлении на очередном заседании пресс-клуба Министерства образования начальник департамента образовательных программ и стандартов общего образования Маргарита ЛЕОНТЬЕВА.

Для достижения желанной цели – массовой профилизации старшей ступени – предстоит решить несколько непростых задач.
Первая заключается в том, чтобы родители и дети осознали необходимость выбора того или иного профиля обучения после 9 класса.
А кроме того, необходимо разработать совершенно новые подходы в организации учебной деятельности старшеклассников, создать новые учебники и подготовить педагогов.
По мнению М.Леонтьевой, организация учебной деятельности в профильных классах должна отличаться от основной ступени и в то же время не должна копировать вузовскую систему. Проблема в том, что многие школы либо ничего не меняют на старшей ступени, либо впадают в другую крайность, превращая 10–11 классы в своеобразные филиалы университетов.
Серьезным пробелом является отсутствие учебной литературы разного уровня для профильной школы по всем предметам, за исключением математики и физики. На эти цели только в нынешнем году планируется израсходовать около 150 млн рублей из средств Федеральной программы развития образования. Не исключено, что потребуются дополнительные “вливания” из региональных бюджетов. Часть учебников будет издана за счет Всемирного банка.
С 17 апреля в Российской академии повышения квалификации и подготовки кадров стартовали курсы для учителей обществоведения старших классов по новым программам.
Поскольку педагогические вузы всегда запаздывают, а задача требует незамедлительного решения, основная ставка будет сделана на курсы повышения квалификации и переподготовки учителей в центре и на местах.

В настоящее время в России действует 5,5 тысячи школ с углубленным изучением различных предметов, 1078 гимназий и 750 лицеев.
Насколько высоки эти цифры, судите сами: в стране насчитывается около 69 тысяч школ. Таким образом, профильное обучение пока остается уделом избранных счастливчиков

БУПы на все вкусы

Утвержденные Министерством образования три варианта Базисных учебных планов также будут способствовать развитию профильной школы.
Вариант первый, составленный на основе пяти проектов, победивших в конкурсе БУПов в прошлом году, предусматривает организацию профильного обучения по гуманитарному, естественно-математическому, технологическому и общеобразовательному направлениям. Последний призван обеспечить более глубокую универсальную подготовку тем старшеклассникам, которые еще не окончательно определились в своем выборе. В рамках этого направления возможна организация других профилей: педагогического, экономического, спортивного.
Вариант третий, разработанный экспериментально-аналитическим центром Министерства образования, предполагает выделение в каждой из образовательных областей трех основных типов учебных курсов – базового и профильного уровней, а также спецкурсов для углубленного изучения.
Базовые курсы – преимущественно интегративные, обобщающие – не являются профилирующими, их содержание определяется стандартами базового образования для старшей ступени.
Профильные предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в той или иной области.
Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля проводится на основе различных спецпрактикумов, спецкурсов, модулей по выбору учащихся.
Каждый ученик вправе самостоятельно указать интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать практически свою строго индивидуальную программу обучения.
Все три варианта включают федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты, последний из которых является принципиальным новшеством.
Именно благодаря ему удастся апробировать новые формы и приемы организации образовательного процесса: поисково-исследовательскую, проектную деятельность, а также занятия спортом, искусством и т.д. Эти часы рекомендуется использовать в так называемый шестой развивающий день. Они не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися.
Для однокомплектной сельской школы разработан специальный БУП, предусматривающий на старшей ступени 2–3 профиля. Даже если в школе осталось всего 10 ребят, им должна быть предоставлена возможность выбора. Для решения этой задачи потребуется дополнительное финансирование.
По подсчетам специалистов Высшей школы экономики, минимальный норматив финансирования на одного учащегося городской школы должен быть не менее 2800 рублей в год, сельской крупной – 3000 рублей, малокомплектной – 6500 рублей в год.

Возможные просчеты

Несмотря на внешне солидную схему построения профильной школы, созданную Министерством образования, сомнения в осуществимости этих планов и верности предложенных решений все же остаются.
Так, первый этап эксперимента начнется уже через 4 месяца, а для разработки учебников и подготовки учителей потребуется как минимум три-четыре года, и эта работа будет вестись параллельно с экспериментом, который все это время будет осуществляться по старым учебникам силами не прошедших подготовку специалистов. Да и где гарантия, что новое поколение учебной литературы окажется “на уровне”?
Cмогут ли сельские педагоги поднять глыбу возложенных на них задач, если в сельской школе, только по официальным данным, не хватает около 40% учителей иностранных языков, примерно по 7–8% незаполненных мест приходится на преподавателей предметов эстетического цикла, физкультуры, русского языка, истории.
В данном случае главной становится проблема привлечения молодых специалистов в сельские школы, для чего потребуется не один миллион и даже миллиард рублей: строительство жилья и выделение кредитов на его покупку, повышение заработной платы.
Весьма сомнительным представляется и тезис руководителей Министерства образования о том, что основная школа должна сохраняться более или менее единой, потому что дети до 14 лет еще не определились в своих интересах. Исключением из общего правила вновь станут гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов, в которых профилизация возможна в более раннем возрасте. Значит, до 9 класса опять будет узаконена уравниловка, а дальше, по мнению чиновников, пусть расцветают все цветы. Только непонятно, как они будут расцветать на неподготовленной почве, без проведения профориентационной работы, о которой министерские деятели почему-то не говорят ни слова. Кто поможет подростку сделать выбор?

Ольга ДАШКОВСКАЯ


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru