Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Евгения НИКАШИНА

Приручение вещей, или
Краткий курс молодого завхоза

Заведенный порядок вещей, как и все мы, родом из нашего детства. Правда, некоторые поминают добрым словом спортивную команду, походную жизнь, мудрого наставника или армию. Как правило, мы все же копируем (или отрицаем) порядок, установленный в семье родителей.

В «порядочной» семье, где все разложено по полочкам, может вырасти как настоящий страж порядка, так и анархист. Все зависит от того, передали ли ему ответственность за порядок или просто включили в список обслуживаемого контингента. Сочли ли взрослым и равным или оставили в состоянии хомячка на откорме.
У мамы-неряхи или в богемной семье, т.е. там, где нет смысла говорить о каком-либо порядке, иногда вырастают фантастически организованные граждане, которые с раннего детства сами начинают мыть окна, готовить еду, даже делать ремонт, – им неоткуда ждать милости, они все берут в свои руки, усыновляя бестолковых и беспомощных в быту родителей.
Привычка к порядку и привычка к поддержанию порядка – совершенно разные вещи. Приученные к порядку чистюли могут перманентно брезгливо морщиться от дискомфорта, но не пошевелят и пальцем для восстановления нарушенного «статус-кво». Они пожизненно нуждаются в приставленной няне или горничной.
Наводить порядок в себе и вокруг себя – это ежедневный сизифов труд, к которому либо вырабатывается привычка, либо нет. Потому у одного и семья, и вещи в порядке, у другого – полный крах по всем статьям.
Отношения с людьми и вещами строятся всю жизнь, без праздников и выходных. Сбежав на время в другую жизнь, по возвращении вы обнаружите, что без вас здесь все расстроилось и растерялось. «Думайте сами, решайте сами – иметь или не иметь». Отношения с людьми – тема другого романа, нам бы с вещами разобраться.
Вещи живут в вашем доме рядом с вами и вместе с вами. С ними можно дружить, и тогда они помогают, или бороться, как с тараканами, но тогда они объявят вам войну, в которой не будет победителей.
Вещи живут, болеют и умирают. Как курятнику нужен хозяин, стаду пастух, так и вещам нужен Завхоз. Он заведует хозяйством в доме, осуществляет Инвентаризацию, выявляет все ненужные и поврежденные вещи и решает (коллегиально) их судьбу. Не удивляйтесь, что такие простые слова здесь и далее написаны с большой буквы: Завхоз в семье – больше, чем обычный завхоз, а Инвентаризация – это очень важное событие, как и Ремонт – процесс творческий, а Превращение – вообще таинство.
Три правильных пути у непутевой вещи:
путь первый: вещь целая и функциональная, но не подходит, мала или не нужна – сменить хозяина (отдать, продать, подарить) – Удаление,
путь второй: вещь нужна, но повреждена – Ремонт,
путь третий: вещь в своей нынешней ипостаси никогда никому не понадобится – Превращение.
Завхоз, который в любой из перечисленных ситуаций отправляет вещь на помойку, – неправильный завхоз, экологический и экономический вредитель, и потому подлежит перевоспитанию или увольнению с занимаемой должности в семье.
Каждый из трех путей требует немалого умения: плохо подаренная вещь портит отношения, плохо отремонтированная вещь однозначно играет против хозяина, неудачное превращение приводит к смерти вещи. Настоящий Завхоз почти что фокусник, им сразу не станешь.
Порядок в хозяйстве не зависит от размеров хозяйства, количества вещей в нем и затраченного времени. Здесь важнее морально-волевые качества, умение структурировать пространство вокруг себя, подчинять вещи своей воле.
Все личное хозяйство вполне может состоять из одной зубной щетки, и она окажется в плачевном состоянии (усиление внешнего контроля не поможет – аналогично «у семи нянек дитя без глазу»). В то же время встречаются граждане, везущие на себе трехэтажный архитектурно организованный воз в идеальном армейском порядке. При этом владелец зубной щетки может выглядеть уставшим и измотанным выпавшими на его долю непосильными заботами, а несущие действительно пугающую огромную ношу – веселы и радостны (или все дело в добровольности?).
Обычная картина, когда порядок на письменном столе школьника (и не только!) держится ровно пять минут после мучительной трехдневной разборки. Все остальное время до следующего аврала (вызванного мамиными стенаниями или попыткой найти завалившуюся, срочно необходимую вещь) на столе произрастают жуткие наслоения жизнедеятельности хозяина, вплоть до грязных носков и недоеденных бутербродов вперемешку с книгами и тетрадями. Надо ли говорить, что при таком подходе вещи страдают и погибают, а кпд за подобным нерабочим местом стремится к нулю.
Наслоения брошенной одежды в шкафу или на стульях, неубранная постель, грязные и рваные книги и тетради, безобразно составленная библиотека, сломанные игрушки – аналогичный показатель отсутствия системы в голове.
Порядок вещей – понятие системное: он или есть, или его нет. Если он есть в голове, то он есть и на рабочем столе. И наоборот.
Порядок вещей – понятие субъективное: трудно разобраться в чужом уставе. Обидно, когда твою систему кто-то обзывает хаосом, не желая видеть в ней продуманную организацию. В чужом монастыре также подчас не хватает времени разглядеть какую-то логику, тем более когда ее там нет.
Порядок вещей – понятие деликатное. Он может быть хрупким и совершенно не выдерживать не только вмешательства чужих рук (даже с самыми добрыми намерениями), но и иногда одного пристального взгляда. Железный порядок, навязываемый сверху, губит всякую инициативу, не давая поднять голову.
Порядок вещей – система живая и развивающаяся, как и сама семья. Излишняя авторитарность в этом деле может сыграть злую шутку.
С изменениями в жизни семьи изменяется и порядок вещей. Если попытаться удержать устаревший порядок насильственно, то произойдет революционный взрыв по классической схеме «верхи не могут, а низы не хотят» (с серьезной травмой в человеческих отношениях) или вся задушенная нежизнеспособная система тихо скончается. Примеров не счесть, только оглянитесь вокруг.
Вы будете смеяться, но подход к конкретным вещам вокруг и отношение к миру вообще – это единое понятие: мировоззрение, миропорядок, мироустройство.
Нельзя любить космос и бить кошку, рассуждать о всеобщем братстве и отдать мать в дом престарелых, браться за перестройку всего государства, развалив работу в одной губернии. Умение работать с пространством, людьми и предметами, переустраивать мир подразумевает не только силу лидера, но и мудрость крестьянского философа, жизненный опыт, понимание сложности мирового порядка.
Как и когда порядок извне (насаждаемый родителями и воспитателями) просачивается и укореняется в отдельно взятой юной голове, какие он там принимает формы – это один из основных вопросов педагогической науки: как посеять разумное, доброе, вечное, чтобы то, что выросло, было по крайней мере не хуже того, что сеяли. Но обязательно должен возникнуть собственный порядок, вписанный в порядок семьи, школы, государства и т.д. Если не возник собственный миропорядок – чадо остается пассивной марионеткой в более сильных руках, его будут использовать по жизни без его участия.
Даже идеальный Завхоз, который содержит хозяйство в полном порядке, но не берет на себя педагогическую функцию по выращиванию молодых завхозиков, превращает своих близких в поросят на откорме, которые в дальнейшем не могут и не хотят управлять вещами и пространством вокруг себя.
Печальная история: умирает 80-летняя мама, оставляя на иждивении родственников 60-летнего красавца-сына, не способного ужиться ни с одной из жен, сварить себе пельмени или постирать рубашку. Родственники, конечно, милые люди, но не родная мама, и сын со стенозом попадает в больницу – его мир рушится. Где же выход?
Получается, что Главный Завхоз семьи обязан создать единую хозяйственную систему из маленьких хозяйств, которыми руководят маленькие завхозики, не ущемляя их интересов, но направляя их усилия.
Как только человечек обзаводится собственными вещами, он становится заведующим собственным хозяйством, которое растет вместе с ним. Маленький ребенок сам отвечает за свои игрушки, убирает постель, складывает одежду. Человеку вообще вредно делать меньше, чем он может, иначе прекращается рост вверх, движение вперед. Школьник помимо перечисленного заведует своим рабочим столом, школьными принадлежностями, школьными делами. Хорошо, если возникает потребность заведовать аквариумом, кошкой или собакой, развести маленький зимний сад на подоконнике или брать на себя проблемы младшего брата. Ребенок – гость в вашем доме, он вырастает и уходит в свою взрослую жизнь самостоятельным Завхозом.
Умный завхоз – необходимое условие для существования семьи, чтобы любовная лодка не разбилась о быт.
Плавно переходим на соответствующую терминологию: на лодке или корабле завхоз – это боцман. А главный – это капитан. Умный правильный капитан просто обязан найти себе умного правильного боцмана. Тогда – и «семь футов под килем», и «большому кораблю большое плавание». Если так случилось, что всех разбросало и боцман остался «один за всех», то курсы молодых завхозиков укорачиваются (как курсы медсестер на войне). В неполных семьях при уважительном отношении на равных вырастают рано взрослеющие, очень самостоятельные и сострадательные к чужому несчастью люди.
Если кто до сих пор не согласен, что бытом надо заведовать, чтобы он не отомстил, и делать это постоянно, то он неплохо устроился в этой жизни за чьей-то надежной спиной.
Завхоз – тоже человек и жить хочет. Любите Завхоза, берегите Завхоза, уважайте Завхоза (если он у вас есть), становитесь Завхозом (если его у вас нет) и обязательно растите себе смену.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru