Сказка о драконе
От фанфар – к одиночеству
– Слушай сюда, старик! – говорил молодой
поэт. – Старый язык мы отменяем, старые слова
тоже. Мы заменим даже буквы. Вместо букв мы
возьмем живые существа и явления мира: человек,
ветер... Живые существа будут обозначать гласные
звуки, явления – согласные. Понимаешь, старик, ты
всю жизнь писал старые слова, но они давно
отзвучали и не нужны жизни.
– Мы дадим миру новый язык...
– Зачем – новый? – спросил старик.
– Ты ничего не понимаешь, старик, – сказал
молодой поэт, глядя поверх его головы в какую-то
свою даль и улыбаясь ей.
– Новая жизнь – новый язык! Мы...
– Кто это – мы? – спросил старик.
– Я и еще несколько молодых гениев. Алфавит будет
начинаться с человека.
– Человек будет обозначать гласную или
согласную? – спросил старик.
– Разумеется, гласную! Адам – А! Чем плохо?
– Но “А” и сейчас стоит в начале алфавита.
– Ты не понимаешь! Мы придадим ей новое значение,
которое все меняет.
– Чтобы войти в литературу, вам надо убить
старого дракона, я понимаю, – сказал старик.
– Что ты говоришь?
– Ничего существенного. Просто бормочу себе под
нос.
– Завтра я принесу тебе наш манифест, и ты
увидишь, как мы все переделаем! – сказал молодой
человек и вышел, весело хлопнув дверью.
– Чтобы сказать “ветер”, нужно понять ветер, –
пробормотал старик. – Если от вас останется хоть
одно живое слово, значит, вы – настоящие, значит,
вы – были! Если же нет – вы просто мираж, дым над
водой. Что-то мне все мерещится, чудится...
Такие разговоры происходят в литературе
постоянно, но законы жизни и творчества остаются
неизменными. Одни слова записываются на бумаге,
другие входят в ткань мира живого и повторяются
им на разные голоса и переливаются образами – в
этом вся разница. Хотя и те и другие – просто
слова. “Мне опостылели слова, слова, слова...”
Манифест – это обещание, угроза весенней грозы,
программа на будущее. И самое лучшее, если
манифест в обещании и остается им, и замыкается
как самодостаточная художественная форма. Если
его потом планомерно выполнять – получается
футуризм, или соцреализм, или какой-нибудь
метаметафоризм – в общем, нечто уродливое и
мертвенькое. Живой поэт не умещается в манифесте.
И конечно же манифест – это дело молодости.
Молодость сыплет манифестами, зрелости уже
интересна работа – как процесс, а старый поэт
просто смотрит на закат, а его мысли сами собой
превращаются в птиц и летят, летят через океан
небесный. Вряд ли стоит перечислять литературные
манифесты и их цитировать, они содержатся во всех
учебниках, хрестоматиях и энциклопедиях. Гораздо
интереснее поразмышлять, как и из чего они
возникают, как влияют на культурный процесс и на
самого поэта. Манифест всегда подразумевает
некую творческую группу, творческую общность, но
само творчество по сути своей – дело одинокое.
Манифест возникает на новой литературной волне,
а эта волна соответственно катится от точки
взрыва в социуме. При этом “взрыв” может быть
вначале почти неслышным. Но поэт – что флюгер (не
в том смысле, что его можно вертеть в какую угодно
сторону, а в том, что он улавливает малейшее
движение воли социума; не выполняет ее – но
показывает): первым улавливает ветер, ветерок
еще. Вот он и рассказывает обществу то, что оно
уже хочет, но еще само про себя не знает.
Вспомните о зацитированной всеотзывчивости
А.С.Пушкина. Манифесты пишутся на перекрестках
эпох. Поэтому в манифестах, как и в революциях,
весьма ощутимо бесовское присутствие. Есть два
основных варианта: поэт находит новые связи в
мире, новые эстетические принципы
взаимоотношений мира и человека и развивает их в
творчестве, иногда проговаривает – теоретически
– в манифесте; или поэт возвращает старые
“классические”, эстетические традиции,
переосмысливая их в нынешней ситуации (время
течет непрерывно, поэтому и прошлое меняется
вместе с сегодняшним днем), разворачивая старые
паруса в сегодняшнем ветре.
Как писал Иоахем дю Белле, теоретик и автор
манифеста поэтической группы “Плеяда”, Франции
эпохи Возрождения, чьи эстетические принципы
основывались на “классических” античных
традициях:
Все прах, все тлен, забвенье и зола, –
Вот все, что остается в Риме взгляду;
Как в жизни, в прошлом.
Прошлому не надо
Мешаться в нынешнее.
Жизнь еще тепла,
Еще вечерняя не отошла заря
И запах солнца плавает по саду.
Воображенье – запах; он отраду
Нам дарит, если жизнь изнемогла.
Нет, весь ты здесь, великолепный Рим,
Твои поэты и твои герои –
В моей душе, в моем негромком слове.
Я вторю им, хоть ты неповторим.
В Гомера речи вечно бьется Троя.
Так против смерти в слове мы стоим.
Пишутся манифесты и в тихие эпохи, но в
этом случае – обычно – являют собой чистый
вымысел, искусственные перевертыши и
теоретическое обоснование собственной
беспомощности. Составляя манифест, поэт хочет
утвердиться, обосновать себя в социуме (при этом
он может социум начисто отрицать, отрицание –
тоже обоснование себя), освободиться – от
давления социума, а также прошлых и нынешних
литературных имен. Но в том-то и загадка, что, пока
ты не свободен, ты еще не готов к творчеству.
Поэтому манифест хорош только как посыл, толчок,
но не как программа на всю оставшуюся жизнь. Так и
следует их читать; а они очень интересны,
литературные манифесты прошлых времен: сколько
фанфар, сколько барабанного боя!..
Литература – это старый дракон; и потому всякому
молодому поэту всегда хочется его убить.
Во-первых, надоел, во-вторых, чтобы девушки
оценили его великолепный подвиг. Но если у
молодого поэта действительно достанет сил и
таланта, то в процессе битвы – долгой! – он сам
станет этим старым драконом. Такова сила
традиций. Так рассказывает одна старая китайская
сказка.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|