Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Полоса Анастасии Романовой

МАНИФЕСТЫ

Что такое манифест? Это, во-первых, документ, свидетельствующий о взглядах, о тех или иных убеждениях. Во-вторых, это призыв к объединению, к соучастию и, наконец, к действию. В царской России помазанник Божий отписывал грамоты и манифесты, призывающие народ то на праздник, то на войну, но главное – это был верный способ донести через глашатаев волю государя. Последний царский манифест был написан в 1924 году великим князем Кириллом Владимировичем, призывающим русских людей к скорби и молитве – о России, об убиенном государе и его семье. То, как выяснилось позже, была последняя воля царской России в целом.
Эра коммунизма научила манифестантов выражаться с большим эпатажем, с куда более навязчивой пропагандой и провокацией. На такой социальной волне восторга и упоения были написаны знаменитые призывы итальянских и русских футуристов и других адептов построения «нового общества равенства и справедливости» под красными или (чуть позже) красно-коричневыми знаменами.
Тогда же, в 20-е годы, во Франции каждое новоявленное художественное направление считало своим долгом без промедления заявить о себе и о своих идеях, и часто это оглашение оказывалось лучшим из того, что его сторонники сделали впоследствии. Впрочем, бывало, что манифест действительно ознаменовывал и предвосхищал начало звездного пути. В 1918 году сюрреалист Тристан Тцара, один из основателей течения ДаДа, выпустил даже пособие по написанию манифестов и настаивал на том, что это идеальный способ лаконично объясняться с миром, поддерживать с ним напряженный диалог, спор или ссору.
Таким образом, манифест стал не только общественно-политическим документом, но и частью литературного процесса, действа и артефакта. Помимо эпатирующих, в меру оскорбительных и абсурдных выступлений дадаистов и их последователей, подчинявших слова законам зрелища, спектакля, превращая их в блестящий способ сбить с толку и облапошить зрителя, в литературе стали появляться так называемые экзистенциальные призывы, переживание тихого, единоличного бунта. Так, Антонен Арто выпустил в свет манифест о «Падшем театре», где в бесстрастной и сдержанной манере безумца он пишет о духовном одиночестве, о том, что театр дышит и захлебывается фальшью, а публика заедает свою глухоту и пресыщенность следующей дутой премьерой: «Они хотели окончательной, объективной и уютной правды, а я изобразил агонию...»
Так или иначе искусство манифестации по сей день живет и развивается вместе со временем, оставаясь актуальным и естественным явлением в общественно-политическом и художественном пространствах, то перерастая в серьезную властную идеологию, то перекочевывая в философские эссе, то преображаясь в ритмы и звуки поэзии.
Здесь собраны манифесты, прозвучавшие столетие назад (и давно уже ставшие классикой на полках литературоведов) и нынешние – почти никому не известные, расходящиеся на размноженных ксероксом страницах и в сети Интернет. Когда-нибудь, конечно, последние тоже пополнят всемирные библиотеки. Станут частью истории. Но для нас, здесь и сейчас, интересна не история – а те, кто ее творит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru