Полоса Анастасии Романовой
МАНИФЕСТЫ
Что такое манифест? Это, во-первых, документ,
свидетельствующий о взглядах, о тех или иных
убеждениях. Во-вторых, это призыв к объединению, к
соучастию и, наконец, к действию. В царской России
помазанник Божий отписывал грамоты и манифесты,
призывающие народ то на праздник, то на войну, но
главное – это был верный способ донести через
глашатаев волю государя. Последний царский
манифест был написан в 1924 году великим князем
Кириллом Владимировичем, призывающим русских
людей к скорби и молитве – о России, об убиенном
государе и его семье. То, как выяснилось позже,
была последняя воля царской России в целом.
Эра коммунизма научила манифестантов выражаться
с большим эпатажем, с куда более навязчивой
пропагандой и провокацией. На такой социальной
волне восторга и упоения были написаны
знаменитые призывы итальянских и русских
футуристов и других адептов построения «нового
общества равенства и справедливости» под
красными или (чуть позже) красно-коричневыми
знаменами.
Тогда же, в 20-е годы, во Франции каждое
новоявленное художественное направление
считало своим долгом без промедления заявить о
себе и о своих идеях, и часто это оглашение
оказывалось лучшим из того, что его сторонники
сделали впоследствии. Впрочем, бывало, что
манифест действительно ознаменовывал и
предвосхищал начало звездного пути. В 1918 году
сюрреалист Тристан Тцара, один из основателей
течения ДаДа, выпустил даже пособие по написанию
манифестов и настаивал на том, что это идеальный
способ лаконично объясняться с миром,
поддерживать с ним напряженный диалог, спор или
ссору.
Таким образом, манифест стал не только
общественно-политическим документом, но и частью
литературного процесса, действа и артефакта.
Помимо эпатирующих, в меру оскорбительных и
абсурдных выступлений дадаистов и их
последователей, подчинявших слова законам
зрелища, спектакля, превращая их в блестящий
способ сбить с толку и облапошить зрителя, в
литературе стали появляться так называемые
экзистенциальные призывы, переживание тихого,
единоличного бунта. Так, Антонен Арто выпустил в
свет манифест о «Падшем театре», где в
бесстрастной и сдержанной манере безумца он
пишет о духовном одиночестве, о том, что театр
дышит и захлебывается фальшью, а публика заедает
свою глухоту и пресыщенность следующей дутой
премьерой: «Они хотели окончательной,
объективной и уютной правды, а я изобразил
агонию...»
Так или иначе искусство манифестации по сей день
живет и развивается вместе со временем,
оставаясь актуальным и естественным явлением в
общественно-политическом и художественном
пространствах, то перерастая в серьезную
властную идеологию, то перекочевывая в
философские эссе, то преображаясь в ритмы и звуки
поэзии.
Здесь собраны манифесты, прозвучавшие столетие
назад (и давно уже ставшие классикой на полках
литературоведов) и нынешние – почти никому не
известные, расходящиеся на размноженных
ксероксом страницах и в сети Интернет.
Когда-нибудь, конечно, последние тоже пополнят
всемирные библиотеки. Станут частью истории. Но
для нас, здесь и сейчас, интересна не история – а
те, кто ее творит.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|