Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Шауцукова Л.З.
Информатика:
Учебное пособие для 10–11 классов. –
М.: Просвещение, 2000

Рецензируемое издание не только вводит в уже устоявшийся круг авторов учебников по информатике новое имя, но и само стоит в определенном смысле особняком в кругу себе подобных.
Возможно, искушенного читателя так и подмывает сострить, слегка перефразируя “тетушку” из “Театрального романа” Булгакова: “А зачем?.. Разве уж и учебников не стало?.. Какие хорошие учебники есть! И сколько их! Начнешь читать – в двадцать лет все не перечитаешь”.
Действительно, например, даже в недавнем специальном обзоре (“Все круги информатики”. “Школьное обозрение” № 1, 2001) мне просто не хватило места помянуть тем или иным словом целый ряд изданий, учебник Л.З.Шауцуковой в частности. Восполняю этот пробел.
Этому качественно и со вкусом изданному учебнику есть чем порадовать и учителя, и школьника. Но нужно сразу обозначить те ограничения на предметную область, которые были выбраны автором, ибо без таковых невозможно уже представить в единственном томе неформальное и выпуклое изложение нынешнего содержания курса. В терминах проекта стандарта по информатике, учебник рассматривает пять из шести основных содержательных линий: линии информационных процессов, представления информации, исполнителя (компьютера), формализации и моделирования и, наконец, алгоритмическую. И только стремительно наполняющаяся материалом все последние годы линия информационных технологий в учебнике никак не представлена, благо есть чем заполнить этот пробел (возьмем хотя бы известные учебники С.В.Симоновича и Ю.А.Шафрина).
Такой смелый отказ от следования в фарватере чисто конъюнктурных попыток покрытия в одном учебнике всего “минимума образования” по информатике, отказ от рассмотрения самого выигрышного, пользовательского ее аспекта и дал автору столь желанный простор для создания цельной картины курса в фундаментальном его аспекте.
Под словом “фундаментальный” я вовсе не подразумеваю изобилия формул и абстрактных понятий, но лишь тот их доступный среднему школьнику уровень, который позволяет видеть в информатике все же научную, а не технологическую дисциплину. Тот уровень, при котором, например, рассказ о компьютере невозможен без изложения принципов фон Неймана, алгебры логики и компьютерной арифметики.
Вообще наибольшие удачи учебника связаны именно с темами, относящимися к углубленным модулям учебного плана: системам счисления и основам формальной логики, архитектуре компьютера, технологии алгоритмического программирования и решения задач. По качеству изложения материала глава “Логические основы компьютера” (с. 108) не имеет, на мой взгляд, равных среди других пособий. В целом же “идеология” учебника возвращает нас к первоначальной (но все более профанируемой в последние годы) задаче школьной информатики: к формированию у школьников алгоритмического мышления.
Естественно, что такой “фундаментальный” уклон учебника – это и прицел на подготовку выпускника к вступительному экзамену по информатике в вуз. Задача эта отражена во всех главах курса, прежде всего в форме больших объемов примеров, “вопросов для самоконтроля” и упражнений (с ответами в конце учебника). О том, насколько много внимания уделяется технологическим приемам решения задач теоретического раздела учебника, можно судить хотя бы по тому, что почти три десятка параграфов в этом разделе начинаются со слова “как”: “Как производятся операции в позиционных системах счисления”, “Как упростить логическую формулу”, “Как классифицируется программное обеспечение” и т.д.
Половину содержания учебника составляет “Практикум по алгоритмизации и программированию”, задача которого – как можно скорее привить школьникам навыки алгоритмической и программистской грамотности. На самом деле обучение этим навыком начинается еще в “теоретической” главе “Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера” (с. 198). Именно здесь рассмотрены этапы решения задач с помощью компьютера, понятия математической и алгоритмической моделей, вычислительного эксперимента. В свойственном всей книге ясном и емком стиле изложены темы отладки и тестирования. А что же “Практикум”?
Во-первых, он включает в себя описание более чем 40 алгоритмов различных характерных учебных задач. Каждый алгоритм дается в следующем порядке: 1) формулировка задачи; 2) тестовые данные и результаты; 3) реализация алгоритма в четырех вариантах: на школьном алгоритмическом языке, в виде блок-схемы, на языках Basic (в версии QBasic) и Pascal. Весь материал дается очень выразительно, с акцентированием стиля структурного программирования; для многих программ приведены экранные изображения результатов их работы.
Во-вторых, в нем содержится ценный для учителя дидактический материал – более 200 задач различной степени сложности.
Использование многовариантных описаний алгоритмов делает учебник пригодным для полноценного развития у школьников алгоритмических навыков вне зависимости от качества компьютерного оснащения школы, в том числе и при безмашинном варианте курса.
Чем еще заинтересует учителя новый учебник? Подробным экскурсом в историю развития вычислительной техники. Так, “Краткая историческая справка” (с. 69) содержит сведения о ее более чем 70 этапных событиях. Перепечаткой “Примерных экзаменационных вопросов и практических заданий” (с. 370), разработанных Министерством образования для проведения итоговых аттестаций выпускников. “Словарем основных понятий и терминов” (с. 378).
Было бы наивным полагать, что новый учебник окажется свободным от ошибок и недочетов. Очень слаб параграф “Что такое системы программирования” (с. 155), содержащий вдобавок ошибочную версию на языке Си иллюстративной программы суммирования одномерного массива. Не всегда удавалось правильно отделить принципиально важные детали от ненужных, а иногда и неточных подробностей в параграфах, описывающих аппаратное обеспечение компьютера. Но все эти упущения не смогли серьезно повлиять на общий вывод рецензента: перед нами учебник, который позволит в неизбалованных “пентиумами” региональных школах успешно осваивать фундаментальные азы информатики и вести профильную подготовку будущих программистов.

Андрей МАРГУЛЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru