Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Биологический атлас для школы

Биология относится к тем немногим наукам, которые абсолютно невозможно изучать без иллюстраций. Причем на всех уровнях, то есть не только при изучении на школьном уроке, но и при серьезной исследовательской работе. Будущих биологов даже специально обучают создавать иллюстрации самостоятельно, так как рисунок (или фотография) – лучший способ передать полученное у природы знание другим. В частности, в таких областях биологии, как ботаника и зоология.
Понятно, что большинству школьников неинтересно и трудно запоминать название того, чего они никогда не видели. Учителям же, в свою очередь, довольно сложно бывает подбирать для каждого урока подходящие картинки и приносить с собой в школу тяжеленные биологические книги. Да и не у всех есть такая возможность. А потом, как показать одну картинку классу из 30 человек? Кто-то из учеников захочет посмотреть поближе, а кто-то наверняка останется обиженным. Поэтому с большой благодарностью к авторам и издателям хочется предложить преподающим и изучающим биологию серию “Атласов по ботанике и зоологии для школы”.
Всего серия предполагает двенадцать атласов, из которых четыре посвящены ботанике (“Клетка. Корень. Стебель. Лист”, “Размножение растений”, “Растение и среда”, “Низшие и высшие растения”) и восемь – зоологии (“Введение в зоологию. Простейшие. Губки. Кишечнополостные”, “Черви. Моллюски”, “Ракообразные. Паукообразные”, “Насекомые”, “Рыбы”, “Земноводные. Пресмыкающиеся”, “Птицы” и “Млекопитающие”).
Конечно, первая и самая главная ценность этих атласов – красочные иллюстрации, встреча с которыми происходит, как только вы видите обложку и берете книгу в руки. И сразу получаете представление не только о содержании атласа, но и о великолепном качестве рисунков, которые ждут внутри книги. В первую очередь они отражают все многообразие представителей растительного и животного царства живой природы, которое не в состоянии вместить обычный школьный учебник по биологии.
Значительное место во всех атласах занимают прекрасно выполненные схематические рисунки, дающие детальное представление о строении клеток, органов и целых организмов растений и животных, а также о циклах их размножения и индивидуального развития. В зоологических атласах много рисунков, рассказывающих о способах передвижения, особенностях питания и поведения животных, а также схем, дающих понятие об эволюции и систематике живой природы. Ко всем рисункам и схемам сделаны подробные подписи и небольшие поясняющие текстовые комментарии.
Еще одно существенное достоинство этой серии заключается в том, что атласы специально были придуманы авторами для использования на школьных уроках. Во-первых, при их составлении за основу была взята школьная программа по биологии, поэтому книги содержат весь материал, необходимый для урока, а кроме него, еще множество дополнительных интересных сведений. Во-вторых, все рисунки достаточно крупные, что позволяет использовать малое количество пособий для проведения полноценных уроков в больших классах. Да и просто с такими атласами уроки станут яркими и увлекательными.
Первая страница в каждом атласе построена так, чтобы заинтересовать читателя. Атлас, посвященный размножению растений, многообразию цветков и семян, начинается с вопроса “почему?”. Ответ на него можно найти, анализируя подобранные авторами рисунки. Большая часть зоологических атласов начинается страницей, показывающей разнообразие представителей этого типа (например, “Птицы”) или его родственников – классов, произошедших от общего предка с представленным в книге (атласы, посвященные типу “членистоногие”). Первая страница атласа “Рыбы” рассказывает о древнейших ископаемых предках современных представителей рыб.
В раздел “Введение в зоологию” очень удачно включены основы экологии и эволюции, а также систематики. Эти области биологии дают понимание целостности окружающего нас мира и тесной взаимосвязи живых организмов, в него входящих. Атлас “Земноводные. Пресмыкающиеся” содержит элементы сравнительной анатомии, которая учит анализировать разнообразие форм живой природы.
Конечно, если постараться, можно найти какие-то мелкие поводы для придирок. Но, честно говоря, просто не хочется – атласы прекрасно составлены, изданы и оформлены. И, несомненно, украсят процесс изучения и преподавания биологии.

Надежда РЯЗАНЦЕВА

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru