Мы стараемся как можно лучше информировать
наших читателей о событиях в системе
образования. Особенно сейчас, когда намечаются
радикальные изменения в структуре и содержании
школьного образования. Что нас ждет? Что
собирается предпринимать Министерство
образования в рамках объявленного
широкомасштабного эксперимента по обновлению
содержания образования? Как будет проходить
апробирование вариантов базисного учебного
плана? Какова судьба сети федеральных
экспериментальных площадок?
Министерство не навязывает эксперимент
школам...
С первым заместителем министра образования РФ
Александром Киселевым беседует наш
корреспондент Ольга Дашковская
Остановите конвейер!
– В чем вы видите обновление содержания
образования в ходе модернизации школы?
– Я бы выделил три важнейшие задачи предстоящего
широкомасштабного эксперимента по структуре и
содержанию общего образования.
Первая по значимости состоит в том, чтобы сделать
образование индивидуально-ориентированным. Это
значит, что и сроки обучения должны
варьироваться в зависимости от возможностей и
способностей детей. Кому-то для получения
качественного образования необходимо 12 лет. Для
тех же, кто нуждается в компенсирующем обучении,
и этот период окажется недостаточным. Одаренные
дети, как показывает опыт, могут освоить
общеобразовательные программы в более сжатые
сроки.
Предметоцентристский подход во многом изжил
себя. В этой связи развивающее обучение имеет
большие перспективы, поскольку позволяет решить
вторую чрезвычайно важную проблему: разбудить у
детей стремление к самосовершенствованию. Не так
важны знания сами по себе, сколько внутренние
мотивы обучения, дающие радость познания и
восприятия нового, радость развития.
Третья проблема связана с разгрузкой содержания
учебных курсов. Необходимо “расчистить” их от
некоторых второстепенных тем, не снижая уровня
фундаментальной подготовки. Следует разгрузить
начальную и основную школы, придав последней
именно общеобразовательный характер, а всю
предпрофессиональную подготовку сосредоточить
в старшей профильной школе.
В процессе эксперимента мы хотим также
апробировать различные модели организации
учебного процесса, что логично в условиях
вариативного образования и экспериментальной
деятельности.
Скоро будет представлен доработанный с учетом
наиболее важных предложений вариант БУПа,
который был создан на основе пяти победивших на
конкурсе проектов. Кроме того, готовятся
документы, созданные соответственно учеными РАО
и специалистами экспертно-аналитического центра
Министерства образования. Таким образом, школы
смогут выбрать один из трех базисных учебных
планов.
– Что объединяет эти три документа?
– В каждом из них федеральный компонент
составляет не менее 75% учебного времени,
остальная доля приходится на
национально-региональный компонент, не менее
половины которого в свою очередь составляет
школьный.
Во всех базисных учебных планах нашел отражение
ученический компонент, регламентирующий
определенное количество часов для занятий по
выбору самого ученика.
На старшей профильной ступени предусмотрено
обучение основам экономических знаний.
Особое внимание уделяется русскому языку,
который рекомендуется изучать с 1 по 11 класс, при
увеличении общего объема учебного времени на эту
дисциплину.
Уже подготовлен первый вариант минимума
содержания образования практически по всем
предметам. Если его утвердят 19 апреля на
Федеральном координационном совете, в мае будут
созданы конкретные учебные планы, а также
методические рекомендации по организации
эксперимента в начальной, основной, старшей
профильной школах.
От дискуссий – к делу
– Но одних документов явно недостаточно для
осуществления задач, поставленных перед
директорами школ, начальниками управлений
образованием – непосредственными участниками
эксперимента, в котором, как известно, будет
задействовано 20% школ в 10 регионах и 10–12 школ – в
остальных территориях.
– В мае в Российской академии повышения
квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования начнется подготовка
методистов по организации эксперимента, которые
по окончании курсов будут работать с директорами
экспериментальных школ.
Кроме того, мы составили список
учебно-методической литературы, необходимой для
осуществления эксперимента, и надеемся решить
эту задачу в ближайшие 3–4 года.
Для 1 и 10 классов экспериментальных школ в этом
году будут закуплены учебники на сумму примерно
125 млн рублей. Одновременно по линии НФПК на
конкурсной основе ведется разработка новых
учебников – на данном этапе для старших
профильных классов. Затем нам предстоит решить
задачу обновления учебников для основной
ступени.
– Опыт показывает, что оптимистический настрой
Министерства образования далеко не всегда
совпадает с настроением и мнением педагогов...
– Я много езжу по регионам, где встречаюсь с
учителями. Когда четко объясняешь, какие
проблемы будут решаться в период осуществления
эксперимента, люди выступают за решение этих
проблем. Сами учителя говорят о том, что им
необходимы условия для творческой работы с
детьми, что пора кончать с перегрузками и
“гонками по вертикали”.
А настрой у нас просто рабочий. Мы уверены. что
пора перейти от бесконечных дискуссий к делу.
Подчеркну: министерство не принимало жестких
административных мер по привлечению школ к
участию в эксперименте. Школы включаются в эту
работу добровольно.
Испытание на прочность
– В каком направлении министерство намерено
реформировать систему аттестации
педагогических кадров и школ?
– Весной прошлого года было принято новое
положение о порядке аттестации педагогических и
руководящих работников государственных и
муниципальных образовательных учреждений. На
данном этапе специалисты Министерства
образования совместно с коллегами из ЦК
профсоюза науки и народного образования
приступили к разработке вариативных форм
аттестации педагогических кадров. Главная
задача состоит в том, чтобы превратить
аттестацию из бюрократической процедуры в
реальный стимул для профессионального роста
педагога.
– Какова судьба сети ФЭП и ее авторской
инновационной части?
– Подготовлено новое положение совместно с
общественным советом сети ФЭП, возглавляемым
Александром Адамским, максимально учтены
замечания общественной стороны. Позиция
министерства в данном вопросе такова: найти
согласованный, взвешенный подход в решении
задач, стоящих перед школой.
Вторая задача связана с необходимостью поощрять
инициативу педагогов в их поиске новых форм
организации учебного процесса, уклада школьной
жизни, привлечения общественности и развития
детского самоуправления. Все эти и многие другие
актуальные вопросы сегодня успешно решают
авторские школы, поэтому министерство
поддерживает их деятельность, которую можно
рассматривать как один из двигателей реформы.
Эксперименты, которые происходят по инициативе
“снизу”, должны дополнять эксперименты,
организованные министерством. И две эти
составляющие мы должны привести в единое русло. У
нас будет как своеобразный государственный
заказ на апробацию нового содержания школьного
образования, так и финансовая поддержка на
конкурсной основе новаций, выдвигаемых
педагогическими коллективами.
Недавно был подписан приказ министра,
утверждающий статус школ, защитивших свои
авторские проекты в прошлом году. Финансирование
этого направления в рамках Федеральной
программы развития образования было открыто
только в начале второго квартала 2001 года, и до
этого времени министр не мог подписать
необходимые документы.
Школа спасет село
– Каковы перспективы развития сельской школы?
– Первая задача, которую видит правительство в
развитии образования на селе, состоит в
соблюдении принципа социальной справедливости,
который позволил бы детям реализовать их
конституционное право на качественное
образование вне зависимости от того, в какой
местности на территории России они проживают.
Мы готовим постановление правительства об
утверждении концепции реструктуризации
сельских школ. Наше кредо: будет жива сельская
школа – будет живо и село, будет живо село –
будет жива и Россия. Мы убеждены, что начальная
школа должна быть в каждом селе в том или ином
виде, а лучше всего, если она будет представлена
комплексом: ДОУ + начальная школа, ДОУ + начальная
школа + 5–6 классы.
Детям на селе не хватает культурной
информационной развивающей среды. В связи с этим
по инициативе Президента РФ составляется
программа под условным названием “Открытое
образование”, целью которой на первом этапе
является информатизация сельской школы. На
реализацию этой задачи 1 млрд рублей
запланирован Федеральной программой развития
образования, еще столько же средств должно
поступить из региональных бюджетов. Сейчас
объявлен тендер с целью отбора тех организаций,
которые будут поставлять компьютерную технику и
осуществлять ее обслуживание. Второй этап связан
с подготовкой кадров: 31 тысяча сельских учителей
в ближайшее время пройдут курсы компьютерной
грамотности. Планируется разработать
электронные учебно-методические материалы для
того, чтобы техника работала уже на уроках.
Кроме этого издается сборник “Библиотека
сельской школы” – уже увидели свет 9 из 58
запланированных выпусков. На средства ФПРО (50 млн
рублей) мы закупаем методические пособия для
учителей сельских школ.
Как только концепция развития сельской школы
пройдет министерскую экспертизу, мы с нею всех
познакомим, опубликуем в прессе, разошлем по
регионам и будем ждать конструктивных замечаний.
Полностью интервью будет опубликовано в газете
“Управление школой”, № 16
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|