“Мы выполняем постановление
правительства”
– так сможет теперь Министерство
образования ответить своим оппонентам
Госдума приняла 12 апреля в первом чтении
проект Федерального закона “О внесении
изменений и дополнений в Закон РФ “Об
образовании”. Проектом федерального закона
предусматривается предоставление Правительству
РФ права определять порядок разработки,
утверждения и введения всех государственных
образовательных стандартов, в том числе и
государственного образовательного стандарта
основного общего образования.
Если поправка к Закону «Об образовании»
будет принята, то это означает, что стандарт
будет разрабатываться и приниматься
ведомственно, аппаратно. А учитывая особенности
взаимоотношений Министерства образования и
Российской академии образования, это означает,
что стандарт будет полностью академический и
значит – зуновский, унифицирующий школу и
возвращающий ее в славные семидесятые годы.
Похоже, что Министерство образования нашло самый
легкий выход из почти тупиковой ситуации со
стандартами. Напомним, что в соответствии с
действующим Законом «Об образовании»
государственные образовательные стандарты
должны приниматься в виде закона
Государственной Думой. История введения этой
нормы в текст Закона «Об образовании» остается
тайной до сих пор. Как в самый либеральный закон в
мире попал стандарт, которого нет в таком виде ни
в одной стране мира, – загадка. Но оказалось, что,
с одной стороны, провести обновление содержания
образования – невозможно. С другой стороны – на
государственный стандарт оказались «замкнуты»
все финансово-экономические показатели. Главный
из них – норматив финансирования стал
трактоваться как минимальное финансовое
обеспечение федерального компонента
государственного стандарта.
Вместо того чтобы обеспечить свет и тепло, другие
условия жизни школьников, стали считать, сколько
стоит реализация стандарта, то есть фактически
финансовое обеспечение базисного учебного
плана.
А поскольку в такой огромной стране, как Россия,
рассчитать норматив на содержание школ
невозможно – слишком велики различия и между
школами, и между климатическими условиями в
регионах, то финансирование стандарта в его
учебном выражении стало единственным основанием
для расчета норматива. Поэтому и получилось, что,
если не принять стандарты, невозможно принять
норматив. Совершив одну ошибку девять лет назад,
определили ошибочный путь на долгие десятилетия.
И все понимают, что надо вносить изменения в
статью Закона «Об образовании», где дается
определение самого стандарта. Действительно –
норма нагрузки определяется санитарами и
гигиенистами, а вот требования к выпускникам,
минимальное содержание образования – это уж
совсем незачем определять законом. Но почему не
установить законодательно условия получения
образования, условия осуществления
образовательной деятельности? Это ведь и есть
стандарт! Единый государственный стандарт на
образовательную деятельность, которая, например,
не может осуществляться в помещении без
центрального отопления, или без канализации, или
без достаточного количества классов и так далее.
Принять стандартный уровень заработной платы
учителям и вообще работникам образования –
почему бы и нет?
Но идея стандарта на условия слишком
ответственна и требует колоссальных усилий со
стороны государства и общества. А принять
стандартные требования к выпускнику и
количество программ, которые учитель обязан
преподать, – это проще. Проще и безответственнее.
Потому что каждый понимает: и требования эти
фиктивные, и количество программ – фикция. Все
это никак не влияет на качество реального
образования.
Но передача права утверждать стандарты не
законом, а правительственным постановлением
означает, что депутаты капитулировали перед
ведомством. Дума признала свое поражение в том,
кому определять главные направления
образовательной политики, и добровольно
передала ведомству ключевые механизмы.
И это подтверждается еще одним важным
документом.
Постановление Правительства Российской
Федерации
от 23 марта 2001 г. № 224
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В целях повышения качества образования
и воспитания, создания условий для формирования
здорового образа жизни обучающихся, обеспечения
преемственности образовательных программ
общего и профессионального образования
Правительство Российской Федерации
постановляет:
1. Одобрить концепцию структуры и
содержания общего образования, определяющую
порядок разработки и внедрения новых
общеобразовательных программ, подготовленную
Министерством образования Российской Федерации
и получившую поддержку на Всероссийском
совещании работников образования в январе 2000 г.
2. Принять предложение Министерства образования
Российской Федерации, согласованное с
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, о проведении
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования, устанавливающего
в общеобразовательных учреждениях, участвующих
в эксперименте, нормативные сроки освоения
общеобразовательных программ по ступеням общего
образования:
I ступень (начальное общее образование) – 4 года;
II ступень (основное общее образование) – 5–6 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) – 2
года.
3. Министерству образования Российской Федерации
совместно с органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления разработать и утвердить
в 2-месячный срок порядок проведения
эксперимента по совершенствованию структуры и
содержания общего образования и начать его
осуществление с 1 сентября 2001 г.
4. Возложить на Министерство образования
Российской Федерации и Российскую академию
образования научно-методическое обеспечение
проведения эксперимента по совершенствованию
структуры и содержания общего образования.
5. Министерству образования Российской Федерации
ежегодно, по окончании учебного года,
представлять в Правительство Российской
Федерации доклад о ходе эксперимента по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования.
Председатель Правительства Российской
Федерации М.КАСЬЯНОВ
Тихо и спокойно, без лишних
дискуссий, Министерство образования провело
важнейшее постановление, в котором фактически
решаются все главные вопросы ближайшего
будущего системы образования.
И Михаил Касьянов подписал это постановление.
Ему, конечно, не известны ни бурные дискуссии по
поводу этой самой концепции «структуры и
содержания общего образования, определяющей
порядок разработки и внедрения новых
общеобразовательных программ», ни то, что
концепция эта подготовлена скорее Российской
академией образования, а не «Министерством
образования Российской Федерации», ни то, что на
парламентских слушаниях 15 июня прошлого года все
фракции – и правые, и левые, и «Единство», и ОВР –
сошлись на том, что на введение в России 12-летки,
то есть на реализацию той самой концепции,
необходимо наложить мораторий, ни то, что фраза
«получившую поддержку на Всероссийском
совещании работников образования в январе 2000 г.»
– не совсем точная, если учесть характер и
специфику этого совещания. Об этом не раз уже
писали и говорили, но, видно, председатель
правительства об этом не знает.
А теперь на любую критику по поводу действий
ведомства по внедрению 12-летки в российскую
систему образования будет один ответ:
– Мы выполняем постановление правительства.
Точно так же как теперь по поводу стандартов
будет такая же реакция:
– Мы выполняем указание президента.
Полная аппаратная победа. Вначале вложить в уста
президента или премьер-министра выгодное для
себя распоряжение, затем добиться, чтобы это
распоряжение было принято, а затем на него же и
ссылаться.
Удивительно при этом, как безропотно депутаты
перенесли то, что их фактически вытесняют с поля
образовательной политики.
Караул устал?
Образование уже не интересно?
Или есть какие-то другие тайные причины, по
которым депутаты перестали отстаивать свою
линию?
Впереди еще два чтения относительно поправки о
стандарте, а относительно механизма перевода
системы на 12-летку – тут уже поздно, теперь уже
события будут развиваться стремительно и по
нарастающей.
Через два-три года всем скажут: «Какие дискуссии,
у нас уже полстраны на 12-летке, что же теперь –
назад поворачивать?»
А радио «Свобода» сообщило, что 60 российских
профессоров написали письмо в Министерство
образования с протестом против перевода школ на
12-летнее обучение. Приводят очень веские
аргументы. Не знают, наверное, что сам премьер
одобрил концепцию.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|