Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Александр АДАМСКИЙ

“Мы выполняем постановление правительства”

– так сможет теперь Министерство образования ответить своим оппонентам

Госдума приняла 12 апреля в первом чтении проект Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “Об образовании”. Проектом федерального закона предусматривается предоставление Правительству РФ права определять порядок разработки, утверждения и введения всех государственных образовательных стандартов, в том числе и государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Если поправка к Закону «Об образовании» будет принята, то это означает, что стандарт будет разрабатываться и приниматься ведомственно, аппаратно. А учитывая особенности взаимоотношений Министерства образования и Российской академии образования, это означает, что стандарт будет полностью академический и значит – зуновский, унифицирующий школу и возвращающий ее в славные семидесятые годы.
Похоже, что Министерство образования нашло самый легкий выход из почти тупиковой ситуации со стандартами. Напомним, что в соответствии с действующим Законом «Об образовании» государственные образовательные стандарты должны приниматься в виде закона Государственной Думой. История введения этой нормы в текст Закона «Об образовании» остается тайной до сих пор. Как в самый либеральный закон в мире попал стандарт, которого нет в таком виде ни в одной стране мира, – загадка. Но оказалось, что, с одной стороны, провести обновление содержания образования – невозможно. С другой стороны – на государственный стандарт оказались «замкнуты» все финансово-экономические показатели. Главный из них – норматив финансирования стал трактоваться как минимальное финансовое обеспечение федерального компонента государственного стандарта.
Вместо того чтобы обеспечить свет и тепло, другие условия жизни школьников, стали считать, сколько стоит реализация стандарта, то есть фактически финансовое обеспечение базисного учебного плана.
А поскольку в такой огромной стране, как Россия, рассчитать норматив на содержание школ невозможно – слишком велики различия и между школами, и между климатическими условиями в регионах, то финансирование стандарта в его учебном выражении стало единственным основанием для расчета норматива. Поэтому и получилось, что, если не принять стандарты, невозможно принять норматив. Совершив одну ошибку девять лет назад, определили ошибочный путь на долгие десятилетия. И все понимают, что надо вносить изменения в статью Закона «Об образовании», где дается определение самого стандарта. Действительно – норма нагрузки определяется санитарами и гигиенистами, а вот требования к выпускникам, минимальное содержание образования – это уж совсем незачем определять законом. Но почему не установить законодательно условия получения образования, условия осуществления образовательной деятельности? Это ведь и есть стандарт! Единый государственный стандарт на образовательную деятельность, которая, например, не может осуществляться в помещении без центрального отопления, или без канализации, или без достаточного количества классов и так далее. Принять стандартный уровень заработной платы учителям и вообще работникам образования – почему бы и нет?
Но идея стандарта на условия слишком ответственна и требует колоссальных усилий со стороны государства и общества. А принять стандартные требования к выпускнику и количество программ, которые учитель обязан преподать, – это проще. Проще и безответственнее. Потому что каждый понимает: и требования эти фиктивные, и количество программ – фикция. Все это никак не влияет на качество реального образования.
Но передача права утверждать стандарты не законом, а правительственным постановлением означает, что депутаты капитулировали перед ведомством. Дума признала свое поражение в том, кому определять главные направления образовательной политики, и добровольно передала ведомству ключевые механизмы.
И это подтверждается еще одним важным документом.

Постановление Правительства Российской Федерации
от 23 марта 2001 г. № 224

О ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА
ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В целях повышения качества образования и воспитания, создания условий для формирования здорового образа жизни обучающихся, обеспечения преемственности образовательных программ общего и профессионального образования Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Одобрить концепцию структуры и содержания общего образования, определяющую порядок разработки и внедрения новых общеобразовательных программ, подготовленную Министерством образования Российской Федерации и получившую поддержку на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 г.
2. Принять предложение Министерства образования Российской Федерации, согласованное с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, о проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования, устанавливающего в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте, нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования:
I ступень (начальное общее образование) – 4 года;
II ступень (основное общее образование) – 5–6 лет;
III ступень (среднее (полное) общее образование) – 2 года.
3. Министерству образования Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления разработать и утвердить в 2-месячный срок порядок проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования и начать его осуществление с 1 сентября 2001 г.
4. Возложить на Министерство образования Российской Федерации и Российскую академию образования научно-методическое обеспечение проведения эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.
5. Министерству образования Российской Федерации ежегодно, по окончании учебного года, представлять в Правительство Российской Федерации доклад о ходе эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования.

Председатель Правительства Российской Федерации М.КАСЬЯНОВ

Тихо и спокойно, без лишних дискуссий, Министерство образования провело важнейшее постановление, в котором фактически решаются все главные вопросы ближайшего будущего системы образования.
И Михаил Касьянов подписал это постановление. Ему, конечно, не известны ни бурные дискуссии по поводу этой самой концепции «структуры и содержания общего образования, определяющей порядок разработки и внедрения новых общеобразовательных программ», ни то, что концепция эта подготовлена скорее Российской академией образования, а не «Министерством образования Российской Федерации», ни то, что на парламентских слушаниях 15 июня прошлого года все фракции – и правые, и левые, и «Единство», и ОВР – сошлись на том, что на введение в России 12-летки, то есть на реализацию той самой концепции, необходимо наложить мораторий, ни то, что фраза «получившую поддержку на Всероссийском совещании работников образования в январе 2000 г.» – не совсем точная, если учесть характер и специфику этого совещания. Об этом не раз уже писали и говорили, но, видно, председатель правительства об этом не знает.
А теперь на любую критику по поводу действий ведомства по внедрению 12-летки в российскую систему образования будет один ответ:
– Мы выполняем постановление правительства.
Точно так же как теперь по поводу стандартов будет такая же реакция:
– Мы выполняем указание президента.
Полная аппаратная победа. Вначале вложить в уста президента или премьер-министра выгодное для себя распоряжение, затем добиться, чтобы это распоряжение было принято, а затем на него же и ссылаться.
Удивительно при этом, как безропотно депутаты перенесли то, что их фактически вытесняют с поля образовательной политики.
Караул устал?
Образование уже не интересно?
Или есть какие-то другие тайные причины, по которым депутаты перестали отстаивать свою линию?
Впереди еще два чтения относительно поправки о стандарте, а относительно механизма перевода системы на 12-летку – тут уже поздно, теперь уже события будут развиваться стремительно и по нарастающей.
Через два-три года всем скажут: «Какие дискуссии, у нас уже полстраны на 12-летке, что же теперь – назад поворачивать?»
А радио «Свобода» сообщило, что 60 российских профессоров написали письмо в Министерство образования с протестом против перевода школ на 12-летнее обучение. Приводят очень веские аргументы. Не знают, наверное, что сам премьер одобрил концепцию.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru