Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

Нет лучшей музыки, чем голос любимого человека

“Первое сентября” задает вопросы и ждет ответа

В одном из писем Владимир Набоков как-то написал, что на его столе «семейные фотографии опираются на четыре тома словаря Даля». Мы решили спросить добрых друзей и авторов нашей газеты: а какое место в их доме занимает словарь Владимира Даля? Задали мы и еще несколько вопросов. Вот они:
Насколько та речь, которую вы слышали в детстве, отличается от того, что вы слышите вокруг себя сейчас?
Была ли у вас своя Арина Родионовна? Кто среди встреченных вами в жизни людей запомнился вам как человек, чья устная русская речь восхищала вас?
Первыми на наши вопросы ответили люди, которые сегодня продолжают дело, начатое в XIX веке Владимиром Далем.

Александр Кузнецов, учитель географии Усть-Печенгской средней школы Тотемского района Вологодской области. Родился в 1962 году неподалеку от этих мест – в деревне Фоминская. В институте его дипломная работа была посвящена происхождению названий вологодских озер. За последние годы он издал десять книг по топонимике и истории родных мест. В том числе «Язык земли Вологодской», «Названия Вологодских озер», «Корни тотемских фамилий».
– К сожалению, словаря Даля в моей личной библиотеке нет. Приходится пользоваться словарем из сельской библиотеки. Но надежда купить словарь меня не оставляет, ведь он мне нужен каждый день. Я занимаюсь составлением различных словарей – названий рек, озер, деревень, фамилий.
Мое увлечение началось, наверное, еще в детстве. Спасибо бабушке – Ольге Парфентьевне Блиновой. Родители с утра до вечера были на работе, а бабушка не только собирала нас в школу, кормила обедом, но и рассказывала мне и моим брату и сестре много интересного о доколхозной жизни. С двенадцати лет я стал записывать за ней эти воспоминания в записную книжку. Там были и народные приметы о погоде, и сведения о лекарственных растениях, и рассказы о церковных праздниках, о значении давно забытых слов.
Из хороших слов, которые слышал в детстве, а сейчас они употребляются редко, могу вспомнить: голбец – деревянная пристройка к печи, где было удобно спать, вовденица – гриб волнушка, увей – опушка леса, где всегда стоит тень.
Ученые Вологодского педагогического университета с 1983 года издают «Словарь вологодских говоров». Всего пока вышло семь выпусков, до буквы «П». Я уверен, богатство нашей народной речи не забудется и не исчезнет бесследно.

Алексей Мосин, историк-краевед, специалист по антропонимике (наука об именах), сотрудник Центральной научной библиотеки Уральского отделения РАН (Екатеринбург), автор словаря «Уральские фамилии». Первый том вышел в прошлом году и стал уже библиографической редкостью.
– Своей работы, да пожалуй и жизни, без словаря Даля совершенно не представляю. Самое главное для меня в личности Даля – цельность, преданность делу своей жизни, а еще какая-то внутренняя просветленность образа этого замечательного человека. Эта просветленность удивительно отразилась в портрете Даля, написанном художником Перовым. Встречи с этим портретом в Третьяковской галерее жду каждый раз с волнением.
Если бы Даль жил и работал в наши дни, его словарь по составу своему сильно отличался бы от того словаря, какой мы знаем и любим сегодня. И это понятно: меняется жизнь, меняется и язык. А словарь Даля навсегда останется в золотом запасе отечественной культуры, а еще – беспримерным образцом подвижничества в науке.
Для меня примером русской устной речи стали старообрядцы, речь которых и сегодня своего рода «заповедник» русской словесности. Общение со старообрядцами в научных экспедициях оказало на меня огромное влияние.

Может быть, и вам, дорогие читатели, будет интересно ответить на наши вопросы. Ждем писем.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru