Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

...В программе – фильм по истории

Он не заменит урока, но, возможно, даст уникальный материал для размышления и удивления

Однажды учитель вдруг обнаруживает, что дети совершенно не проявляют должного интереса к его предмету. Одни в таком случае элементарно обижаются и ужесточают контроль за выполнением домашних заданий. А другие ищут выход, придумывая неожиданные формы работы. Среди этих других – учителя знаменитой московской школы № 734 Евгения Соколова и Ольга Калмановская, предложившие своим восьмиклассникам необычный образовательный проект. Их ученикам никто не скажет: “Хватит смотреть телевизор, садись за уроки!” Потому что именно при помощи телевизора они изучают всемирную историю. Об опыте работы в проекте рассказывает один из его авторов – Евгения Соколова.

Мастерская “История и кино” возникла в позапрошлом году из идеи начать курс, где бы письменный текст по истории совмещался с экранным текстом на ту же тему. Мы считали, что при этом с ребенком происходит что-то совсем иное, чем когда он соприкасается с историей только в варианте текстов с картинками и устных рассказов. К нам приходят те восьмиклассники, которые выбрали такой способ изучения истории – через кино. В конце года эти ребята, как и все остальные, получают оценку за курс новой истории. Но у них, кроме оценки, в багаже остается принципиально новый опыт – приобретение реальной полезной информации через экран.
Алгоритм движения внутри курса предельно простой – сначала мы смотрим художественный исторический фильм, а потом читаем книги о событиях. Какие картины мы выбираем? “Дантон”, “Колумб”, “Кромвель”. Как мне теперь кажется, выбор фильмов именно об исторических личностях, а не о процессах и масштабных событиях был правильным. Сильная личность – это всегда привлекательно для подростков. Через человеческий характер, через события человеческой жизни, происходящие на фоне событий исторических, лучше и ярче воспринимается прошлое.
Мы хотим, чтобы создавался образ события, эпохи и образ человека в событии. Чтобы ребенок, читая письменный текст, помогал себе визуальными впечатлениями. Например, дети часто задаются вопросом: почему в фильме “Кромвель” все время между рядами солдат армии короля и армии Кромвеля бегают овцы? Неужели их нельзя было прогнать со съемочной площадки? Может быть, все-таки они там бегают “специально”? И действительно, прочитав потом книги об английской революции, они с радостью обнаруживают, что овцы, оказывается, “съели Англию”, были одной из причин волнений. Так вот что означали эти стада, бегавшие в кадре! Это символ.
Почему мы выбираем фильмы о крупных исторических фигурах? Наверное, потому, что детям интересны герои, интересна роль личностей в истории.
В начале работы над новым фильмом мы отдаем кассеты ребятам, чтобы они посмотрели весь фильм целиком дома. Когда они уже знают сюжет, нет соблазна смотреть и смотреть все подряд, чтобы увидеть, как будут развиваться события. На мастерской мы смотрим небольшой фрагмент с остановками и последующим обсуждением. При таком способе работы мы успеваем просмотреть с ребятами три фильма в год – не спеша, обсуждая подробности и проблемные ситуации.
Удивительное дело – какая принципиальная разница существует, оказывается, между восприятием восьмиклассников и девятиклассников – наших ежегодных учеников! Восьмиклассники все еще непосредственны, эмоциональны в восприятии увиденного, а люди, которые старше их всего на год, уже смотрят фильмы, что называется, от головы, сопоставляя увиденное в первую очередь с книжными фактами, а не с собственными эмоциями. Фильм для них оказывается очередным источником полезной информации, а не полем переживаний.
А восьмиклассники пропускают картинки через себя. Когда в фильме “Дантон” была сцена с возведением Робеспьера в ранг верховного божества, кто-то из ребят воскликнул: “А Бога-то они куда дели?!” Эпизод в несколько секунд, пара реплик, а ребенок среагировал. Причем он особенно не интересуется религиозными вопросами. И остальные тоже сделали паузу: “Действительно, как это так?” Тут же завязался разговор вокруг проблемы, позволивший прояснить мимоходом многие сложные вещи.
Потом мы решили немножко изменить технологию работы – сначала читаем источники и литературу (энциклопедии, хорошие книжки из серии “Жизнь замечательных людей”), потом смотрим фильм, чтобы проверить, влияет это каким-то образом на качество восприятия или нет. И оказалось – действительно картина существенно изменилась. Наши обсуждения были гораздо ярче и эмоциональнее, когда мы шли от фильма к тексту, а не наоборот. А теперь получается, что приобретенная информация где-то даже забивает каналы восприятия, ребята реагируют однозначно, репродуктивно, а не неожиданно, как раньше. Поэтому для следующего фильма мы обязательно восстановим изначальный порядок: картинка – эмоция – книжная информация.
Что касается реальных результатов нашей работы – наверное, еще рано говорить о них. Мы ощущаем себя только в начале пути в рамках этого проекта. Пока мы пробуем, отвергаем, рано говорить о каких-то устоявшихся методах этого курса и очевидных плюсах и минусах. Где-нибудь годика через три будет более или менее понятно, что получилось, что нет.
Но один результат уже несомненно есть – ребята с нетерпением ждут уроков истории. Может быть, потому, что мы все получаем огромное удовольствие, когда смотрим фильмы такой славной компанией.

Записала Елена ЛИТВЯК


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru