Взросление взгляда
О том, как кинопутешествие в далекие
края поворачивает человека лицом к самому себе
Прятки культуры
В прошлом году в девятом классе
московской школы № 1080 (вальдорфской) начались
необычные уроки – свободные беседы на разные
темы жизни, “философия по краям”. Владимир
Ростиславич Рокитянский – старший научный
сотрудник Института культурного и природного
наследия Академии наук с удивлением ощущал себя
в роли педагога – вроде бы дети, с ними надо
общаться как-то по-особому, а вроде бы и взрослые
– рассуждают ответственно и серьезно.
Однажды на их пути возникла я – человек,
смотрящий кино и снимающий. И родилась идея
совместного проекта – просмотра с этими
ребятами антропологических фильмов c
последующим обсуждением. Героями наших уроков
стали ненцы и пигмеи.
Чем и как живут люди, родившиеся за много
километров от Москвы? Как мы воспринимаем их
жизнь? Меньше всего хотелось, чтобы наши занятия
были похожи на уроки географии с использованием
телевизора. Мы не задавали ничего прочесть
накануне, а просто нажимали кнопку. Все вопросы
для обсуждения должны были родиться по ходу. А
нам было интересно посмотреть: какие вопросы
родятся?
Сразу было оговорено обязательное присутствие в
классе человека с камерой (меня то есть) в течение
всего времени нашей общей работы. Камера должна
была не просто фиксировать последовательность
происходящих событий, но быть особенным,
педагогическим “киноглазом”, выхватывающим
реакции всей группы и отдельных детей в процессе
просмотра, реагирующим на смену душевных
состояний участников диалога. После каждого
такого урока материал отсматривался взрослыми с
последующим обсуждением.
Весь материал первого урока на другой день был
показан ребятам, сам показ снова был снят. Потом
мальчишки смеялись: “Так можно бесконечно
снимать!” Действительно, можно, но зачем? А вот
зачем – чтобы поговорить с подростками о
состоянии человека перед камерой, о том, почему
оно возникает и от чего зависит. Например,
выяснилось, что московский, городской человек
больше подвержен этому стеснению, больше
прячется, наученный жизненным опытом: реальное
бытие человека в телеэкране изменяется слишком
сильно, даже когда речь идет о событиях, только
что происшедших. Факт монтажных хитростей
телевизионщиков слишком хорошо известен
современным детям, они инстинктивно совершенно
справедливо боятся, что их естественное
поведение в школе может быть каким-то образом
перемонтировано. Вот и закрываются, прячутся за
всевозможные маски. С удивлением они обнаружили
тогда, что люди, живущие вне больших городов,
переполненных информацией, ведут себя перед
камерой по-другому, хотя тоже сначала теряются.
Гораздо быстрее они перестают замечать ее,
занятые собственными важными делами. Эти-то
важные дела незнакомых людей мы попытались
почувствовать, понять, сделать их хоть немного
своими.
Для первого раза выбрали фильм архангельского
режиссера Олега Бараева “Хозяйка чума” –
поэтическую зарисовку о жизни ненцев. Пятнадцать
минут другого мира. Камера включена.
Пространство встречи
Одна из любимых метафор Владимира
Ростиславича – жизнь как встреча. Встреча людей,
культур. Образование тоже встреча – ребенка и
взрослого, ребенка и интересной неизвестности.
Взрослый как раз и нужен для того, чтобы грамотно
организовать пространство этой встречи с
неизвестным.
Правила игры выбрали достаточно жесткие:
взрослый имеет право эмоционально реагировать
по ходу просмотра, но обязан воздерживаться от
рациональных комментариев и сообщения
какой-либо информации. В ходе последующей
дискуссии он лишь расставляет смысловые точки,
возвращая ребенку и всему классу его реплику,
более тщательно проговоренную, чем смог ребенок.
Чтобы его услышали. Отдельное условие –
обязательно отражать чувство, которое при этом
испытывает ученик. Получается смотрение,
заряженное эмпатическим слушанием –
собеседованием.
В этом нам виделся педагогический смысл – через
отражение своих чувств и слов, возникших от
соприкосновения с жизнью далеких людей,
прояснять собственные жизненные позиции.
Глаза – голова – сердце
Наблюдаю, как меняется выражение
детских лиц – от пустоты неприятия (да ну, что
особенного?) через узнавание знакомого (биноклей,
транзисторов) к удивлению, – оказывается, не
такие уж эти люди “дикие и отсталые”, как
думалось многим поначалу. Лирические пейзажи
особенно впечатляют некоторых ребят, глаза
загораются радостным блеском – как хорошо им
там, этим ненцам, в единении с природой, сколько
всего красивого вокруг! И вдруг всеобщее громкое
“Фу!” – маленького олененка убивают ударом в
голову и освежевывают в луже крови. Почти
физиологическая реакция отвращения. Эта
болезненная точка фильма стала началом длинного
разговора, для которого была пропущена перемена.
Класс мгновенно разделился на сторонников и
противников увиденного образа жизни. Сережа
яростно защищал европейскую цивилизацию, сразу
причислив ненцев к людям, стоящим на другой
ступени развития (под общий смех он выразительно
продемонстрировал эту ступень – где-то на уровне
ножки парты). Это же настоящие варвары – как
можно пить кровь животных и есть сырое мясо! Как
можно жить такой примитивной жизнью, когда
каждый день одно и то же – ни тебе театра, ни
телевидения! Впрочем, потом, словно бы
опомнившись, пробормотал: “Ладно, Бог с ними,
пусть живут как хотят. Надо устроить для них
резервации, как в Америке”. А девчонки
негодовали:
– Ты что такое говоришь? Почему ты думаешь, что
они хуже тебя? Смотри – они могут выживать в
тундре, а ты нет! У них тоже есть свои радости,
праздники, обычаи!
– Да неужели ты хотела бы жить там, с ними? –
сомневался Сережа.
– Конечно. Только не навсегда, а на время, чтобы
понять, как им это удается, – сказала Зоя. –
Научиться чему-нибудь, что они умеют.
– А я бы не смог, – включился глубокомысленный
Костя. – Мы совсем разные. Для меня хороша моя
жизнь, для них – та. Они не хуже и не лучше. Просто
мы разные.
Потом мы смотрели еще и другие фильмы, но этот,
самый первый опыт оказался для всех нас очень
важным. Мы вдруг поняли, что почему-то сразу
стремимся занять однозначную позицию и с ее
вершин защищаться и опровергать. Да и позиций
оказывается всего три: либо те, незнакомцы, –
хорошие, либо плохие, либо вообще другие,
недоступные пониманию. Вынесенные за скобки.
Мы уперлись в тупик. Пока труд смотрения –
проникновения сложен для нас. И мы думаем, как
двигаться дальше, чтобы глаза, сердца все-таки
открывались.
Елена ЛИТВЯК
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|