Школа, открытая для смысла
Ребенок не хочет готовиться на уроках
к какой-то будущей жизни – он мечтает жить здесь
и сейчас
Философская антропология ХХ века
выдвинула идею о человеческой природе как
незавершенной возможности, проявляющейся в
бесконечных вариациях, где несовершенство может
стать благодатным свойством, изъян –
достоинством, а благо обнаружится злом.
Выходит, тайна человека состоит именно в его
внутренней неуловимости, пластичности. И потому
образовательная деятельность человека
принципиально не может сводиться к воспитанию
набора тех или иных даже самых лучших качеств,
как это принято в нашей системе образования. Не
помогут даже нетрадиционные уроки,
исследовательская деятельность, творческие
мастерские, школьное самоуправление. Значит,
главным смыслом создания условий для
образования ребенка может стать попытка
педагогов увидеть уникальность разных сторон
его жизни и, сообразуясь с ними, понять отправное
звено его деятельности, будь то
исследовательская работа или мотивационный
поиск.
Мне долгое время казалось, что главная нить, за
которую можно вытянуть целостность, – это
открытость школьной системы. Но я понимала эту
открытость как внешнюю по отношению к другим
“мирам” и сообществам, создающую вокруг некое
социально-культурное пространство. К сожалению,
такое понимание мало что объясняло с точки
зрения принципов школьной самоорганизации.
И вот оказалось, что школа может имитировать
самого человека, точнее, эксцентричного
человека, ставящего эксперименты над самим собой
и окружающими. Она может решать главную
человеческую потребность – преодоление
ограниченности, разумеется, в рамках своих
возможностей и своими средствами. Увлеченность
процессом учения – это только частный вариант
главного мотива, стремления встать наравне с
культурой. Особенно силен этот мотив у
подростков.
Вторая уникальная черта человека – придание
смысла всему сущему, что находится вокруг него и
в нем самом. В зависимости от этого меняется его
картина мира и сам человек получает безграничную
возможность для изменений. Бессмысленную работу
делать очень трудно, как сложно механически
заучивать текст, и потому настоящая школа
невозможна, если в ней не действует принцип
“Жить сегодня, сейчас”. Но ведь в традиционной
школе ориентация совсем другая – ребенок не
живет (а значит, его теперешнее бытие не имеет
смысла), а только готовится к будущей жизни.
Вероятно, поэтому ребенок соглашается на очень
сложные, непривычные условия жизни, лишь бы
почувствовать ее смысл.
Школьная жизнь, конечно, может быть имитацией,
игрой, как если бы детей и взрослых попросили:
“Придумайте сценарий фильма, сюжет которого не
имеет конца и никогда не повторяется”. Но ведь
именно так происходит саморазвитие – иногда в
жанре ужастиков (собрания), иногда в жанре
фантастики (американский проект), иногда в жанре
научно-популярного сериала (исследовательские
работы), иногда в жанре трагикомедии (некоторые
межличностные отношения). Такая школа –
своеобразное проблемное поле, на котором
взрослые и дети решают различные головоломки,
мнимые в действительности, и обретают новый
жизненный смысл. Она перманентно “плывет” и
“зависает”, но продолжает жить. Вероятно, она не
сможет уложиться в какую-либо стройную
концепцию, адекватную реальному содержанию
деятельности, точнее, ее многообразию, потому что
образовательная практика строится здесь именно
как форма движения определенных проблем,
навязанных нам извне или внутренних. По большому
счету это броуново движение целенаправленно, им
никто не управляет, но проблемы решаются так или
иначе. Постоянно улавливать новый смысл
происходящего – так, видимо, должна жить
современная школа..
Анна ОНДРИНА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|