Осторожно: талант!
Почему наши попытки раскрыть
способности ребенка так часто оборачиваются
уничтожением его индивидуальности?
Мы можем очень многое: научить ребенка
писать и считать, быстро бегать и проникновенно
читать стихи; мы можем воспитать его добрым или
злым. Единственное, чему нельзя научить, – это
быть талантливым.
«Талант, – читаем у В.Даля, – природный дар
человека, выдающаяся способность к чему-либо».
Талант – и великая тайна, скрытая от глаз, и
ослепительный свет – как юный Пушкин.
Этому нельзя научить, но мы сможем очень многое,
если примем как аксиому: нет детей без таланта,
есть только дети, в которых он дремлет, не
разбуженный.
1. Где прячется талант?
Помните детскую игру “горячо –
холодно”? Труднее всего найти вещь, если она и не
спрятана вовсе, а наоборот, положена на самое
видное место. На шкаф, например. Ну кому придет
мысль просто поднять голову?
Так и талант ребенка часто “лежит на
поверхности”, да никто его не замечает: привыкли.
– Ваша дочь потрясающе рисует! – сказала однажды
учительница математики Галина Петровна, достав
из портфеля старые Янины тетради по алгебре,
переполненные смелыми набросками на полях. –
Из-за этого я даже храню ее тетради. Она где-то
занимается?
– Нет, – пожали плечами родители. – Она просто
все время рисует. Безобразие! Рисовать прямо в
тетрадях по математике! – спохватились они. –
Простите, Галина Петровна, больше этого не
повторится: мы примем меры!
– Ни в коем случае! – испугалась учительница. –
Пусть рисует где хочет. Неужели вы не думали
отдать ее в художественную школу? Такой талант
жаль терять…
На следующий день, по настоятельной просьбе
Галины Петровны, отец отвел Яну в художественную
школу. Конечно, ее приняли без разговоров,
несмотря на возраст: 12 лет – уже многовато.
Сейчас она взрослый человек, талантливый
художник. Представляете, если б не Галина
Петровна? А ведь если задуматься всерьез – не в
том ли призвание Учителя: открывать таланты
ребенка, искать вместе с ним? Математика, история,
обязательные стандарты, отметки – все преходяще.
Божья искра, вспыхнувшая в маленьком человеке,
вечна: она остается с ним всю жизнь, хранит и не
дает потеряться в самые “смутные” времена. Не
случайно А.Экзюпери говорил: самое страшное, что
в каждом ребенке “…может быть убит Моцарт”.
2. По маминому веленью, по папиному
хотенью!
Конечно, как приятно иметь способного
ребенка! Престижно! Он берет в руки скрипку, гости
замирают в ожидании первого звука – и амбиции
родителей удовлетворены. Это в семье. Но с тем же
самым ребенок сталкивается и в школе. Он должен
соответствовать требованиям, успевать по всем
предметам, слушаться, делать то, что говорят
взрослые, а вовсе не то, к чему лежит душа. А кого
по-настоящему интересует, к чему лежит его душа?
Подчинения, подчинения, подчинения – вот что
требует современная школа, вторя эху прошлого. В
таких условиях хорошо родится чиновник и вряд ли
– талант.
Ребенка все вокруг стараются перекроить под свой
“идеальный образ”. Неудивительно, если за этим
непростым занятием взрослые пропустят тот
настоящий дар, что скрыт в глубине его натуры.
И вот мать тащит сыночка на экзамен в музыкальную
школу, вталкивает сына в класс, к приемной
комиссии. Кажется, он со всем смирился. Через 5
минут вышел – плечи опущены, глаза потуплены и
лицо расстроенное.
– Что?? – спрашивает мать.
– Твердая “двойка”, – грустно отвечает сын.
– Как?! – мать хватает его за руку, врывается в
кабинет. – Почему “2”? – возмущается она.
– Но он сказал, что не знает ни одной песни, –
пожимают плечами члены комиссии, – и совсем не
умеет играть.
Мать, страшно вращая глазами, смотрит на сына.
Мальчик становится пунцовым. Экзаменационная
комиссия ничего не понимает. Тогда женщина ведет
сына за руку и сажает за рояль.
Мальчик послушно играет одну пьесу, другую,
третью. Он чисто поет, у него хороший голос. Лица
преподавателей сначала изумленно вытягиваются,
затем сжимаются.
– Так бы сразу! – говорят они. – Отличная
подготовка! Мы его принимаем.
Для мальчика эти слова звучат как смертный
приговор.
– Ты ничего не понимаешь! – говорит ему дома
мать. – Терпи! Потом “спасибо” скажешь.
– Работай! – вторя ей, требует педагог. – Твое
настроение никого не волнует. Ты должен сидеть за
инструментом не меньше двух часов в день!
Пресс, давление, тиски.
Хорошо, если истинная природа ребенка возьмет
верх вопреки ненавистным занятиям и через
год-другой он бросит музыкальную школу и станет
восходящей звездой российского футбола или
выдающимся клоуном. А если этот слом уже на всю
жизнь? И для мальчика легче быть всегда послушным
сыном, чем личностью? Личностью – страшно, могут
наказать! А в страхе талант не растет: почва не та.
Поэтому тем, кто хочет вырастить талантливого
человека, нужно признать право ребенка быть тем,
что он есть (а не тем, каким мы хотим его видеть).
3. Нужны ли таланту рамки?
Представьте себе картину, даже
выдающееся полотно, но лишенное обрамления.
Странное впечатление: будто чего-то не хватает.
Рамка придает произведению законченный вид. Она
как бы закрывает тему всего того, что находится
вовне и не имеет отношения к самому произведению.
Отсекает все, что мешает.
То же и с талантом. Что такое дар без постоянного
усилия над собой, без воли, без труда? Всего лишь
потенциал, картина без рамки.
Вы замечали, как часто люди, обладающие
небольшими способностями, многого добиваются,
создают шедевры, постоянно растут в своем
творчестве (науке, ремесле). А те, кого природа
одарила выдающимися способностями, прозябают,
чахнут и не создают ничего значительного. Почему?
Судьба, рок, неблагоприятные обстоятельства?
Может быть. Но наряду с этим есть еще один важный
фактор, от которого зависит, реализуется талант
человека или нет. Это характер. Далеко не всем,
как Л.Н.Толстому, природой даны и талант, и
потрясающая работоспособность.
Талантливому музыканту надо играть много часов в
день, оттачивая свое искусство, художнику –
держать в руках кисть, так же как математику жить
в формулах и расчетах. Для этого нужна воля.
Конечно, никто лучше родителей не сможет развить
ее у ребенка. Но и учитель, который ставит перед
собой такую задачу, не хуже мамы с папой способен
понять, когда ребенок ленится и нужно помочь ему
справиться с собой. И каждое такое преодоление
превратить в праздник:
– Ты молодец! Тебе было тяжело, но ты справился.
Значит, ты все можешь!
Это состояние успеха, о котором так много говорят
психологи, не меньше, чем взрослым, необходимо и
детям.
– А Маша лучше меня пишет сочинения! –
расстраивается шестиклассница Света.
– Ну и что? – возражает учитель. – У тебя самой
сегодня получилось написать гораздо интереснее,
чем вчера, – вот что важно!
Научите ребенка сравнивать свои успехи не с
чужими, а со своими собственными. Тогда он будет
лучше ориентироваться, сделал он шаг вперед или
нет. И вряд ли заболеет завистью.
Таланту нужны рамки в воспитании характера.
Рамки, но не оковы. Пусть в любое дело, которым
увлечен ребенок, он имеет возможность привнести
что-то свое: найти оригинальное решение задачи,
дать неожиданный яркий мазок на холст,
разработать свой метод тренировки.
– О! – многозначительно воскликнет кто-то. – Для
этого нужна необычная школа, особые условия –
создать их может только школьная администрация.
Не соглашусь. Думаю, вполне достаточно особой
позиции самого учителя.
4. Нестандартный талант
Кто из читателей не покорен
изобретательностью Остапа Бендера? Не случайно
авторы известной комедии дали ему определение:
“великий комбинатор”. Быть комбинатором – тоже
талант.
Мальчик Витя с первого класса отличался редкой
сообразительностью. Например, обычный фантик от
конфеты он какими-то неведомыми путями превращал
в новенький игрушечный автомобиль. Мама
сердилась, пыталась восстановить цепочку такого
странного обмена – и удивлялась: никто из детей
не хотел расставаться с приобретенной вещью.
Каждого Витя сумел убедить в том, что получить
подобную вещь крайне выгодно. Саша был уверен,
что ему достался фантик от очень редкой конфеты,
Света любовалась миром через неповторимый
осколок синего цвета.
Витя рос, и его странный талант рос вместе с ним.
– Боже! – хваталась за голову мама. – У меня
растет жулик!
– Но мам, – возражал сын. – Я же не беру чужого,
никого не граблю. Я просто нахожу человека,
которому нужна именно такая вещь, и меняю ее на
другую. Это же интересно!
Как знать, может, благодаря своему коммерческому
таланту со временем Витя станет знаменитым
бизнесменом.
Зачем же губить талант? Ну не вписывается он в
стандартный набор: музыкальная школа –
спортивная секция – живопись – иностранный
язык. Но разве этим списком исчерпывается жизнь?
Почему мы не придаем значения таланту доброты,
так редко встречающемуся сегодня, или дару
сострадания?
Единственный способ найти правильное
направление – раскрыть перед ребенком целый
веер возможностей. Пусть пробует себя в
математике, в танцах, в цветоводстве. В передовых
современных школах существует система
мастерских, куда ребенок может прийти, чтобы
попробовать свои силы, проявить способности.
Спектр подобного выбора – от вязания до
программирования. Если к такому богатству
добавить усилия родителей, если самого ребенка
сориентировать на поиск своего призвания, тогда
появятся реальные условия для раскрытия таланта.
Сами же дети весьма оригинальны в трактовке
собственных способностей:
“У меня талант к шутке. Я как шучу – бабушка
сразу с дивана падает” (Катя И., 5 лет).
“У меня много всякех спасобностий. Самая бальшая
правельно писать слова” (Аня Ф., 7 лет).
“Я лучше всех езжу на велосипеде, потому что,
когда свалюсь, мне вообще не больно” (Саша К., 9
лет).
5. Храните индивидуальность!
В жизни бывает по-разному: пятилетний
Моцарт, поражающий знатоков своим блестящим
дарованием, и А.Эйнштейн – безнадежный троечник
все школьные годы.
Неисповедимы пути… И не нам судить, когда и где
суждено состояться ребенку. Берегите его
индивидуальность, верьте в него! Ведь “в каждом
есть своя искра, которая может зажигать костры
счастья и истины, и в каком-нибудь десятом
поколении, быть может, заполыхает он пожаром
гения и спалит род свой, одарив человечество
новым светом” (Я.Корчак).
Светлана ТАНДИТ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|