Поле битвы – высшее образование
В споре ректоров государственных и
коммерческих вузов Министерство заняло
нейтральную позицию
В переполненном зале звучали
противоречивые мнения. Ректоры государственных
вузов в основном выражали недоверие
негосударственному высшему образованию, в
особенности – университетам и академиям,
поскольку, как правило, эти частные вузы не ведут
научной и исследовательской работы, пренебрегая
своим высоким статусом. Следовательно, такое
университетское или академическое образование
никак не может признаваться полноценным в
сравнении с государственным. Еще одно, пожалуй,
наиболее значимое, с точки зрения госректоров,
нарекание получили аккредитованные
негосударственные вузы. Недопустимо, считают
они, позволять коммерческим вузам пользоваться
льготами наравне с государственными. Ректоры
госвузов призывали “вернуть деньги в нужное
русло: увеличить зарплату преподавателям”.
Требовали также запретить маленькие вузы (на
200–500 человек), на что заместитель министра
образования Виктор Шадриков заметил, что
некоторые из крохотных частных вузов, такие как
Российская экономическая школа, Российская
школа частного права, дают стране уникальных
специалистов, поэтому уравниловки в отношении
величины контингента быть не может. Ректоры
госвузов, поддержанные представителями РАО,
настаивали на введении единых критериев
аттестации и аккредитации государственных и
негосударственных вузов. А все вузы, под эти
критерии не подпадающие, должны будут войти в
структуру государственных, либо составить
партнерство с другими негосударственными
вузами. Ответным ударом было выступление
председателя Союза ректоров негосударственных
вузов Игоря Ильинского. Он предложил не говорить
о правомочности существования
негосударственных вузов, поскольку этот вопрос
уже не стоит, и просил не чинить препон в
предоставлении негосударственным вузам
полноценного статуса организации.
Виктор Шадриков высказался против сравнения
вузов по признаку стоимости образования,
поскольку порой обучение может стоить той,
казалось бы, непомерно высокой цены, которую за
него согласны платить потребители. Другое дело,
заметил заместитель министра, что необходимо
требовать от негосударственных вузов
предоставления подробного отчета по стоимости
каждой учебной программы и, кроме того,
установить лицензирование филиалов только для
аккредитованных вузов. Другой заместитель
министра, Виктор Болотов, посоветовал расширить
полномочия региональных органов управления
образованием по вопросу выполнения лицензионных
нормативов, а об аккредитации негосударственных
вузов говорить только после предоставления ими
вузовской системы оценки качества образования.
Вторым вопросом, обсуждавшимся на заседании,
была концепция государственной молодежной
политики (ГМП). Госкоммолодежи предложил
собравшимся вариант концепции ГМП, правда, уже не
первый в ряду подобных, но еще более абстрактный.
Написан он практически без цифр, анализа и
обоснований. Добавим, что собравшиеся остались
весьма недовольны представленной концепцией и
не до конца поняли значение этого этапа в
формировании государственной молодежной
политики, которая на самом деле призвана помочь
молодежи.
Третий из рассмотренных вопросов касался
программы материально-технического обеспечения
учебных заведений Министерства образования. Для
доведения уровня этого обеспечения до нормы
сегодня требуется 80–120 млрд рублей. Участники
заседания отметили положительные сдвиги в
финансировании вопроса в 2000 году за счет средств
Федеральной программы развития образования (1050
млн рублей). Особо были профинансированы школы
Чечни, куда за два года отправлено мебели и
учебных принадлежностей на сумму 19 млн рублей.
Учитывая недостаточность средств, выделяемых
государством в вузы, Министерство образования
активно подписывает соглашения с отраслевыми
министерствами о совместной деятельности,
осуществляет пилотные проекты по производству
приборов и оборудования для вузовских целей.
Дополнительные средства составляют сейчас до 30
процентов от суммы, выделяемой на
материально-техническое обеспечение
Министерством образования.
В 2001 году предусмотрено выделение на
материально-техническое оснащение федеральных
учебных заведений уже 1328,2 млн рублей, в том числе
для вузов – 828 млн рублей, техникумов – 222,4 млн
рублей, ПТУ – 277,8 млн рублей. Значительная часть
средств (1 млрд рублей) ФПРО будет направлена на
компьютеризацию сельских школ.
Наталия ИШТРИКОВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|