Школьная экономика:
для успеха здесь нужны не только деньги
Репортаж с заседания одного
попечительского совета
Приближение майских праздников и вообще
бурное нашествие весны создает ощущение
движения вперед, ощущение перемен и ожидания,
нет, скорее даже не ожидания, а предчувствия
радости побед и новых свершений.
Все будет хорошо!
Даже передовую статью в газету «Первое сентября»
автору хочется писать в форме лозунгов и
призывов, потому что многолетняя привычка
подготовки к майским праздникам въелась в
подсознание, как угольная пыль в поры шахтера.
Даже статью о попечительстве хочется начать так:
«Все увереннее и увереннее шагает по широким
просторам нашей Родины движение
попечительства». Или так: «Выше знамя
российского попечительства! Ознаменуем приход
Первомая новыми достижениями в деле
благотворительности и филантропии!»
Тем более что основания для такого оптимизма
есть: попечительство в России возрождается, и
если чиновники не станут сильно активничать –
глядишь, появится новая гражданская сила в
образовании, и очень скоро.
...Мы уже много раз писали об успехах
попечительского движения в Якутии, Красноярском
крае, Пермской области, об инициативах в
Приволжском федеральном округе. А что же Москва?
Недавно ваш обозреватель участвовал в заседании
«Попечительского совета содействия образованию
в школе № 548». Эта школа еще известна как центр
образования «Царицыно». Директор – известный
образовательный деятель Ефим Рачевский, один из
лидеров и разработчиков стратегии модернизации
российского образования.
Царицыно – это далеко не центр Москвы. Почти у
самой Московской кольцевой автодороги, в районе
Борисовских прудов, в Орехово-Борисово. Школа
старинная, с традициями, государственная,
массовая – почти 2000 учеников.
Ефим Рачевский, с моей точки зрения, уникальный
директор школы.
Уникальный потому, что его голова устроена так,
что все время находит варианты извлечения выгоды
для школы.
Он целенаправленно каждый день и каждую минуту
ищет возможности привлечения в школу денег.
Поэтому сейчас «Царицыно» – роскошная школа с
богатыми классами, запредельным количеством
компьютеров (даже не буду называть это число,
чтобы не вызывать зависти), с изумительной
архитектурой радикально перестроенного здания и
школьного двора, со стеклянной галереей зимнего
сада на крыше, с теннисными кортами, с...
К сожалению, уникальный, потому что при всей моей
любви и преклонении перед школьными директорами
большинство из них готовы энергично требовать от
государства или муниципалитета жалкие крохи,
вместо того чтобы вести кропотливую и
рискованную работу по поиску средств.
Рискованную? – спросит читатель. А в чем здесь
риск – искать деньги для школы?
Да нет, пожалуй, читатель газеты «Первое
сентября» так не спросит, наш читатель понимает,
о чем здесь идет речь. Любые попытки директора
привлечь лишнюю копейку в школу встречают такую
бешеную атаку со стороны внутриведомственной
инспектуры и особенно контрольно-ревизионных
управлений, что просто беда. Поэтому большинству,
конечно, более комфортно тратить энергию на
выбивание грошей из бюджета, чем заниматься
предпринимательством и искать внебюджетных
денег для школы.
Но вернемся к Рачевскому. Я не буду раскрывать
всех его секретов. Тем более что для нас сейчас
важна не технология, а принципиальная
возможность для школы вести свою экономику так,
чтобы дети проводили школьные годы если не в
богатстве, то уж точно в достатке.
Но вот о результатах работы попечительского
совета 548-й школы рассказать, с моей точки зрения,
необходимо.
Итак, за период с декабря 2000-го по март 2001 года
собрали 177700 рублей. Притом частных пожертвований
– 39700 рублей, а от юридических лиц – 138000 рублей.
Вот лишь некоторые проекты, на которые эти деньги
были израсходованы.
Программа «Центр информационных ресурсов», 1-й
этап. Ушло 78000 рублей.
«Компьютеры для малышей» – 15000 рублей.
«Поощрительный фонд “Наши дети”» – 43000 рублей.
Кроме того, программы «Здоровье», «Школьный
автобус» и другие.
Одиннадцати лучшим ученикам старших классов
выплачивается стипендия в размере 200 рублей в
месяц. Не верите? Спросите у Любы Романовой из
8“А”, Лены Евсютиной из 9“А”, Глафиры Горшковой
из 11“Е” и у других стипендиатов.
И вот заседание попечительского совета.
Присутствуют около ста человек. Директора
крупных предприятий, депутаты самых разных
уровней – Госдумы, Московской областной думы –
и, что называется, деятели науки и культуры.
Директор Рачевский говорит речь.
Попечители слушают настороженно.
Дело в том, что, поблагодарив попечителей за
активное участие в жизни школы и за
финансирование ряда школьных программ, директор
Рачевский говорит о том, что сейчас на
попечителей он возлагает надежды не только как
на спонсоров или искателей средств для школы, но
и как на людей, могущих влиять на образовательную
политику в целом. И надо сказать, часть
попечителей на такую дополнительную нагрузку не
очень соглашаются: “Нам нужно заниматься своей
школой, своими детьми, а не влиять на всю Россию”.
Но тут же возникает проблема, с которой школа в
одиночку может и не справиться.
Вот А.Лебедев, предприниматель, говорит о том, что
нагрузки в школе растут и сами родители поощряют
увеличение этих нагрузок, а надо бы детей
защитить, освободить от занятий в субботу, да и
сами программы сделать менее напряженными.
Л.Мерзон настаивает на том, чтобы были четко
определены те проекты, над которыми будет
работать попечительский совет. Надо их детально
проработать и с финансовой точки зрения, и с
точки зрения образовательной целесообразности.
“И мы сами должны выдвигать проекты, а не только
ждать, что нам предложит администрация”, –
добавляет ученый из МИФИ К.Козловский.
Оказалось, для попечителей очень важно понять, на
какие образовательные цели идут средства. И
тогда они готовы собрать практически любую
сумму. Не обязательно отдавать свои деньги – в
состав попечительского совета входят
влиятельные люди, и деньги могут быть выделены из
самых разных, иногда неожиданных источников,
например от западных фирм, работающих в Москве.
Кстати, очень много денег западных
благотворительных фондов сейчас лежат
невостребованными. Потому что
ведомственно-административный характер
распределения пожертвований в России себя
дискредитировал, а фонды хотят давать деньги
напрямую, например, школам, но школы пока на них
выходов не имеют.
Самый интересный эпизод этого заседания
попечительского совета произошел уже после
официальной части.
– Детям нужны спортивные тренажеры, – сказал
В.Денисов, – у многих из нас эти тренажеры стоят
без дела. Давайте отдадим их школе. Я готов
организовать сбор и доставку.
Тут же составили список и договорились, как все
организовать.
А еще решили, что директор Рачевский составит
своего рода аналитический обзор: что вообще
происходит в образовательной политике России, во
что надо вмешиваться, чтобы голос попечителей
был слышен и за пределами школы.
...Перед выходом этой заметки я искал директора
Рачевского, чтобы спросить о деталях. Нашел его в
«Центрстройрезерве». Он вел переговоры с членом
попечительского совета Эдуардом Афанасьевым.
Судя по голосу, переговоры шли успешно.
А у вас как дела с попечителями?
Работаете?
Александр АДАМСКИЙ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|