Особенности миграционных процессов в
образовательном пространстве
многонационального региона
Сочинский регион представляет на территории
Краснодарского края один из вариантов
полиэтнической среды, где взаимодействуют
несколько национальных культур. Многочисленный
этнический состав региона встретился в начале
90-х годов с проблемами, связанными с ростом
миграционных потоков и прибытием в регион
большого числа переселенцев и беженцев из зон
военного конфликта. Многие из этих проблем по
своей значимости выходят за рамки
узкорегиональных интересов и имеют
непосредственное отношение к задачам сохранения
политической и социальной стабильности на юге
России.
Правовой режим пребывания детей из семей
переселенцев и беженцев на территории края в
целом и Сочинском регионе в частности нельзя
было назвать сбалансированным. Нормы
международного права (Конвенции ООН о правах
ребенка, Конвенции о беженцах и др.), законы
федерального уровня (Законы “Об образовании”,
“О языках народов РФ”) и постановления краевой
администрации (в особенности в области политики
учета и регистрации беженцев и переселенцев)
иногда противоречили друг другу. В результате
жесткость миграционной политики породила
серьезные проблемы для детей переселенцев
(обеспечение права на образование вообще и права
на получение образования на родном языке в
частности). Проблемы эти были фактически решены
на уровне местных администраций, однако, как
правило, такие решения строились на компромиссах
между противоречащими друг другу нормами
законов в области образования и миграционной
политики.
Был необходим комплексный подход к подготовке
нормативно-правовой базы, действующей в
специфической области обеспечения прав детей
переселенцев.
Отдельной проблемой в этой сфере является
инфраструктурная и финансовая поддержка школ с
этнокультурным компонентом, принимающих
детей-переселенцев. В первое время часть этих
школ оказалась в экстремальных условиях (в
некоторых школах, рассчитанных на 400 учащихся,
обучались до 1000 школьников за счет перевода школ
на двухсменное обучение и переукомплектации
классов).
Часть финансовых проблем, связанных с
обеспечением детей-переселенцев школьными
пособиями и подготовкой учителей были решены с
помощью местной администрации с
соответствующими министерствами Армении,
Грузии, Адыгеи и за счет поддержки со стороны
национально-культурных обществ и центров
региона. Однако возникло немало вопросов о месте
этнокультурного образовательного компонента в
базисном учебном плане, выделении
соответствующего количества часов для
преподавания родного и русского языка и т.п.
При отсутствии конкретных данных о судьбе
школьников, закончивших национальные школы
разных типов (с преподаванием родного языка как
предмета либо с введением преподавания на родном
языке), и острой нехватке данных о языковых
ориентациях семей выбор той или иной модели
национальной школы в каждой конкретной ситуации
представляется затруднительным. Из этого
вытекает необходимость программы
социологических исследований этнокультурного
образования в регионе.
В 1993 году в школах Сочи психологи провели
исследования адаптации детей-мигрантов,
вскрывшие остроту проблем
социально-психологической адаптации, и в
особенности детей, выехавших из зон вооруженного
конфликта. Результаты исследования подтвердили
необходимость разработки программы
коррекционного обучения детей-мигрантов,
которая должна была обеспечить ребенку
поддержку в преодолении нагрузок, связанных с
переменой места жительства, а для детей иных
языков и культур, чем русские, в преодолении
языкового и культурного барьеров.
Задачи психологической помощи детям из зон
вооруженного конфликта часто выходили за рамки
стандартных задач школьной психологии и в целом
ряде случаев не могли быть решены школьными
психологами (там, где они были) без
соответствующих консультаций психотерапевтов и
психиатров. Открытие городского
психолого-медико-социального центра помогло
обеспечить комплексный подход к решению задач
психолого-педагогической адаптации этой группы
учащихся и позволило продолжить исследования
особенностей адаптационного синдрома
детей-мигрантов.
Помимо этого в настоящее время отсутствуют
научно обоснованные рекомендации выбора
стратегии обучения для детей-мигрантов (обучение
с другими детьми или в отдельных классах; научное
обоснование коррекционных программ при обучении
русскому языку, другим предметам и т.п.).
Таким образом, существует настоятельная
потребность в развертывании исследований,
связанных с комплексом проблем психологической
адаптации детей-переселенцев в условиях обычной
и национальной школы.
В Сочинском регионе действуют 35 национальных
школ. Свыше пяти тысяч детей приобщаются к знанию
родного языка и культуры. Однако решение задач,
связанных с обеспечением права ребенка на
получение образования на родном языке, не лишено
проблем. В частности перевод всего обучения на
национальный язык, по мнению некоторых
специалистов и практиков, препятствует в
дальнейшем безболезненной социальной
интеграции школьника и предоставляет
выпускникам таких школ более низкие шансы при
поступлении в вузы России. С другой стороны,
проблема выбора модели национальной школы
требует как научной, так и практической
экспертизы в каждом конкретном случае, имеет
выраженные политические и международные аспекты
(например, поддержка грузинских школ и классов со
стороны Грузии увязывается с национальной
политикой Грузии по отношению к русским школам и
т.п.). Такие проблемы требуют сбалансированных
решений, достигаемых в результате тщательного
изучения, и консультаций со всеми
заинтересованными сторонами. Такого рода
консультации требуют проверенной и надежной
социологической информации (например, о
профессиональной ориентации выпускников
национальных школ и послешкольной адаптации),
которая в настоящее время отсутствует.
В связи с этим необходимость разработки
соответствующей программы мероприятий как
научных специальных социологических
исследований, так и практического характера
очевидна.
Проблемы координации деятельности ведомств и
общественных организаций в сфере национального
образования стоят весьма остро, поскольку единый
механизм или орган, который осуществлял бы
такого рода координацию, отсутствует. В связи с
этим городское Управление по образованию и науке
взяло на себя инициативу по созданию
межведомственного координационного Совета, куда
вошли представители практически всех сфер
городского хозяйства по решению проблем
финансирования и развития инфраструктуры
школьного образования, развертывания
соответствующих научно-исследовательских
программ.
Такая работа позволила создать новую
организацию сотрудничества между Управлением
культуры, национально-культурными центрами и
другими заинтересованными сторонами в
обеспечении нормального развития национальных
школ, в сближении национальных культур региона.
Антонина ЖУКОВСКАЯ
г. Сочи
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|