Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Урок – театр, и дети в нем – режиссеры

Примерно так, перефразировав Шекспира, может сказать о своей методике учитель русского языка и литературы новгородской гимназии № 2 Людмила Гейдорф.
Конечно, театральными постановками на уроках литературы и школьным театральным кружком не удивишь никого: методику эту даже в педагогических вузах преподают. Казалось бы, что новое можно изобрести? Однако Людмиле Гейдорф удалось все-таки придумать нечто необычное: целый дидактический театр. Впрочем, идею такого театра директор гимназии Светлана Токарева привезла из Москвы, с методического семинара, но концепцию и всю авторскую программу новгородскому педагогу пришлось придумывать самой.
Людмила Ивановна, по ее словам, много лет делала инсценировки к своим урокам и ставила пьесы к школьным праздникам, участвовала с детьми в городских конкурсах школьных театров. Поэтому дидактический театр начинался не на пустом месте. Что же такое ее дидактический театр?
Начнем с того, что дидактика означает обучение, следовательно, дидактический театр учебный. В школьной программе по литературе множество произведений могут быть инсценированы на уроке, чтобы учащиеся могли лучше понять идею произведения, характеры героев и т.д. Преимущества такого методического приема общеизвестны. Но научить ребенка анализу произведения – только одна из задач педагога. По большому счету важно сделать ученика многосторонне образованным человеком. Знакомым, например, с мировой культурой, частью которой является театр. Поэтому в программу дидактического театра Людмилы Гейдорф входит изучение истории мирового театра и драматургии, структуры театра и его роли в нашей жизни.
Она рассказывает детям об античном театре, скоморохах, райке, о пантомиме, ТЮЗе, оперетте. Причем если лучше квалифицированного филолога об истории мировой драматургии вряд ли кто расскажет, то об устройстве современного театра, о сценической речи, о принципах режиссуры учащимся на уроке рассказывает специально приглашенный актер Новгородского Малого театра. Предполагает программа и практические занятия, театральные тренинги, позволяющие научиться вести себя на сцене, свободно говорить, развивающие речь, дающие навыки выразительного чтения.
Людмила Ивановна подчеркивает, что дидактический театр может работать не на одном только уроке литературы. Его поучительную функцию при изучении, скажем, Шекспира можно использовать на уроках мировой художественной культуры, английского, зарубежной истории. А если написать маленькую пьеску из жизни физиков, законы Ньютона и Архимеда станут понятны даже самому явному лирику. Гейдорф признается, что как-то для коллег написала сценку из жизни Пифагора. Любой опытный педагог согласится, что младших школьников и 5–6-классников такая форма работы на уроке особенно увлечет и поможет привить любовь к скучному на первый взгляд предмету.
Дидактический театр – это множество разнообразных форм работы. В 5 классе, например, театр может быть кукольным – пусть дети поиграют. В 6-м можно поставить пьесу-сказку, а в 7-м дорасти уже и до «Ревизора». Кстати, «Ревизора» Людмила Ивановна и попробовала поставить в собственном классе. И результат превзошел ожидания: дети не только стали говорить грамотнее (ведь пьеса написана хорошим русским языком, а в образчике правильной речи школьники сейчас очень нуждаются), они перерыли горы справочной литературы по истории, выясняя, кто такие вавилоняне и ассирияне, упоминаемые героями Гоголя. Заслуга дидактического театра еще и в том, что классный коллектив сплотился, а это для элитной гимназии очень важно.
Сама себе Людмила Гейдорф задает вопрос: а имеет ли она право вести театральный кружок, не будучи специалистом? Некоторым образом отнимая хлеб у профессиональных актеров и режиссеров? Как-то разговор на эту тему зашел на одном из городских педагогических совещаний. И тогда учителя пришли к выводу: почему в кружок к учительнице идут 200 ребят, а к специалисту по театру два-три? Да потому, что педагогические навыки с успехом компенсируют недостаток навыка режиссерского. И по большому счету не актеров же и режиссеров школа должна готовить, а обычных всесторонне развитых людей. Да и сама Людмила Гейдорф говорит: «Я не режиссер, я организатор детского коллектива. Дети считают, что режиссеры здесь все мы».
Никто не спорит, что и актеры из ребят получаются не идеальные, ведь этому искусству нужно учиться не меньше, чем любому школьному предмету. А потому новгородцы нашли выход: на сцене ребята играют не гоголевских героев, а самих себя в их ролях. Сюжет таков: учительница задала ребятам на дом: подготовить к уроку постановку по Гоголю, показав, каким ты видишь своего героя. Таким образом, все становится на свои места, довольны и зрители, и режиссеры.
Мы поинтересовались, а не потеряется ли за постановкой и связанными с нею трудностями основная задача урока литературы: всесторонне проанализировать произведение? Не останется ли в стороне часть класса, не участвующая в пьесе? «Для того мы и организуем спектакль, – говорит Гейдорф, – чтобы показать зрителю логику характера, а потом позволить ему написать отзыв о спектакле».
Встанем на точку зрения ученика, а не педагога и вспомним себя в пятом классе: не обидно ли детям смотреть, как товарищ участвует в постановке, а ты сидишь в зрительном зале? Людмила Ивановна успокаивает: во-первых, дети стараются оценивать объективно, и в гимназии уже четко знают, кто у них звезда. С другой стороны, у остальных ребят есть возможность принять участие в завтрашней постановке. Интересная подробность: парнишка, который в гимназическом «Ревизоре» играет немца-лекаря, каждый день ходит на репетицию и доволен, похоже, больше всех.
У дидактического театра Людмилы Гейдорф пока нет названия. Очень привлекает школьников имя ЛИК: «Людмила Ивановна и компания». «Мы такие многоликие», – говорит учительница. Но, несмотря на эту многоликость, на множество режиссеров-ребят у каждой школьной пьесы, оказывается, что облик театра, его общая концепция уже сложились. А без этого не состоится не только школьный, но даже настоящий большой театр.

Ольга Иванова
Великий Новгород

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru