Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Ирина Кузнецова:

“Компьютер придет в каждую школу”

1 сентября прошлого года в рамках Федеральной программы развития образования (ФПРО) стартовал проект «Компьютеризации сельских школ – 2001», начало которому было положено поручением Президента России Владимира Путина по компьютеризации сельских школ.
О том, в чем заключается уникальность данного проекта, а также подробности о ходе его подготовки и реализации рассказывает директор исполнительной дирекции программы «Дети России» Ирина Кузнецова.

– Сколько денег было выделено на реализацию проекта и сколько необходимо на проведение полноценной компьютеризации сельских школ?
– Если под полноценной компьютеризацией понимать поставку в каждую сельскую школу по хорошему компьютерному классу плюс подключение его к Интернету, то для этого потребуется порядка 30 миллиардов рублей. Однако понятно, что таких денег сейчас в стране на это не найти. Поэтому хорошо уже и то, что по поручению президента было решено выделить на цели компьютеризации сельских школ страны 1 миллиард рублей из федерального бюджета и 1 миллиард рублей из бюджетов субъектов Федерации. Причем впервые для проектов подобного рода эти деньги будут аккумулированы в четко прописанном консолидированном бюджете.
Дело в том, что хотя ранее при утверждении какой-либо целевой программы и заключалось соглашение с субъектом Федерации, в котором оговаривалось, сколько денег выделит Федерация, сколько субъект, деньги тратились обособленно и соответственно отчитывались по ним также, а в результате взаимные обязательства по реализации проекта зачастую не выполнялись. В нашем случае проект имеет жестко консолидированный бюджет и будет проводиться централизованная закупка аппаратно-программных средств для каждого федерального округа.
Ко всему этому следует добавить, что данный проект носит общенациональный характер, что также впервые для проектов подобного рода.
Еще одна особенность нашего проекта в том, что он лежит в русле разрабатываемой программы «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы», но деньги в настоящее время берутся из другой Федеральной программы развития образования. Можно сказать, что сегодня проект немного обгоняет саму программу. Но в дальнейшем он будет реализовываться уже в рамках вышеназванной программы по информатизации образования.
– Каким образом данный проект согласуется с разрабатываемой в настоящий момент федеральной программой «Развитие единой образовательной информационной среды на 2001–2005 годы»?
– По сути он является органичной частью программы.
– Деньги, выделенные в рамках программы, можно было использовать двояким способом: либо на оснащение ограниченного числа, но настоящих компьютерных классов, либо установив по одному компьютеру, но в каждую сельскую школу. На каком варианте было решено остановиться?
– Мнения по поводу использования денег были самыми разными, и прийти к окончательному решению было непросто. С одной стороны, и Министерство образования Российской Федерации, и субъекты Российской Федерации хотели бы на уже выделенные в рамках проекта деньги компьютеризировать все сельские школы в каждом регионе. При этом там прекрасно понимают, что в таком случае каждая школа сможет получить лишь весьма небольшой фрагмент настоящего компьютерного класса.
С другой стороны, некоторые регионы наcтаивали на том, что деньги нужно не распылять, а пустить на создание хороших компьютерных классов пусть и далеко не во всех школах.
Другая проблема заключалась в том, какого уровня оборудование надо закупать. Так, научно-технический совет придерживается той точки зрения, что для проекта нужно закупать компьютерное оборудование такого рода, чтобы оно не стало морально устаревшим буквально через год после его установки, а было бы способно нормально функционировать в течение как минимум пяти лет и, что немаловажно, чтобы на его базе было возможно решать задачу информатизации школ. В то же время регионы высказывали другое мнение: пусть компьютеры будут попроще, зато их будет побольше.
В результате продолжительных и порой мучительных согласований мы пришли к следующему решению: в ходе реализации проекта компьютерами будет оснащена каждая сельская школа. При этом в каждую школу попадет в среднем по 2–3 компьютера, а в некоторые, где учатся всего по 5–6 человек, и вообще по одному. Но главное, что компьютер теперь придет в каждую сельскую школу.
Что касается уровня качества поставляемого оборудования, то он будет если и не самым передовым, то достаточным для того, чтобы, во-первых, на этой базе впоследствии оборудовать нормальный компьютерный класс, а во-вторых, решать с его помощью задачу по созданию единого информационного пространства, что предусматривается соответствующей федеральной программой.
– Решение принято, а как закупать такую массу компьютеров?
– Прежде всего хочу подчеркнуть, что все закупки будут проводиться только на конкурсной основе. Точнее говоря, в результате конкурса будут отобраны фирмы, которые займутся поставкой необходимого оборудования.
Сам конкурс по размещению заказа на поставку компьютерного оборудования был объявлен 26 февраля, так что в настоящее время идет сбор и регистрация заявок от фирм. И уже совсем скоро, 12 апреля, конверты с поступившими заявками будут вскрыты и оглашены в присутствии самих конкурсантов, членов конкурсной комиссии, представителей общественности. Гласность происходящей процедуры станет гарантией того, что подтасовки во время дальнейшего рассмотрения заявок будут исключены.
Что же касается самого конкурса, то при его организации мы ставили перед собой несколько задач. Во-первых, привлечь к нему как можно большее число фирм, в том числе и региональных. Во-вторых, дать предпочтение отечественным производителям. Последнее достаточно проблематично, поскольку большая часть комплектующих компьютера завозится к нам из-за рубежа. Для того чтобы определить, кому отдать предпочтение отечественного производителя, разработан специальный порядок. В-третьих, отобрать не просто поставщиков качественной техники, но тех, которые обеспечили бы в течение 2 лет дальнейшее гарантийное обслуживание.
– Сколько фирм планируется отобрать в результате конкурса?
– Мы долго думали, какое количество конкурсных лотов сформировать. Предложения были самые разные – от 89 до 3. В результате остановились на 7.
Руководствовались мы при этом следующими соображениями. Всего в рамках проекта планируется закупить около 60 тысяч компьютеров. Без особого для себя напряжения одна компьютерная фирма может поставить порядка 12, максимум 15 тысяч компьютеров, причем в последнем случае она должна будет работать в основном на выполнение заказа. С другой стороны, мы учитывали, что помимо поставки оборудования фирма должна обеспечить еще и его гарантийное обслуживание, организовать которое на территории с разной плотностью населения и соответственно школ не так просто.
Сопоставив все эти обстоятельства, мы решили остановиться на семи лотах, что, кстати, соответствует числу федеральных округов. И это не случайно, потому что мы ожидаем от руководителей последних вполне реальной помощи в реализации проекта на «своей» территории.
– Даже самый строгий отбор не дает стопроцентной гарантии того, что деньги, полученные фирмами на закупку компьютеров, по каким-либо причинам не обязательно даже связанным со злым умыслом будут использованы ими строго по назначению. Предусмотрены ли в этом плане какие-либо гарантии их сохранности?
– Да, мы прекрасно осознаем, что как бы ни хороши были выигравшие конкурс фирмы, это все-таки организации не государственные, а частные. Рисковать же 2 миллиардами рублей, выделенными на проект, мы просто не имеем права. Поэтому мы постарались застраховать себя от различных финансовых неожиданностей, поставив перед поставщиками условие о предоставлении ими гарантий банка под контракт. Таким образом, мы будем переводить фирмам, выигравшим конкурс, денежные средства строго в размере предоставленных им банковских гарантий.
– Говоря о конкурсе, нельзя пройти мимо вопроса о том, кто будет оценивать конкурсантов и как будет организован этот процесс.
– В конкурсную комиссию, которая должна будет принимать решение по фирмам-победителям, входят представители общественности, как образовательной, так и научной, представители всех заинтересованных в реализации проекта ведомств, а также представители регионов. И при этом в ней нет ни одного представителя мира бизнеса.
От регионов представительство осуществляется следующим образом. Семь представителей от всех федеральных округов работают в комиссии на постоянной основе. Помимо этого принимать в ней участие, причем по согласованию с правом голоса, могут представители 86 субъектов Федерации, отвечающие за реализацию данного проекта в своих регионах. Иными словами, если у последних есть желание и возможность, то они приезжают и работают. Если нет, то работа конкурсной комиссии в лице ее постоянных членов продолжается и в их отсутствие.
Кроме того, в настоящее время формируется несколько групп независимых экспертов, которые будут работать по оценке поступивших от фирм заявок. Причем последние будут зашифрованы, так что эксперты не будут знать, от кого они поступили.
Сами же эксперты будут отбираться по жеребьевке и оценивать не всю заявку, а какую-либо ее часть, к примеру, правоспособность поданных фирмой документов либо квалификацию фирмы. Кстати, только после того, как поставщик пройдет экспертизу сначала по правоспособности, а затем по квалификации, он будет оцениваться по другим критериям, а именно, по соответствию продукции условиям конкурса и по тому, какие условия продажи он предлагает.
В результате такой системы экспертизы по каждой конкурсной заявке у нас будет пятнадцать мнений: как минимум трех различных экспертов по пяти различным позициям Причем каждый эксперт будет специализироваться только по одному разделу. Так, если он оценивает квалификацию, то делает это во всех заявках, которые ему выпало экспертировать, и только по квалификации поставщика.
– Когда начнется и закончится работа конкурсной комиссии?
– Как я уже говорила, 12 апреля будут вскрыты конверты с заявками от каждой фирмы и оглашены как документы, ими предоставленные, так и условия, предложенные фирмами, в том числе и цены. Дальше за работу возьмутся эксперты, которые оценят их по нескольким параметрам. И, наконец, на основе оценок экспертов конкурсная комиссия вынесет свой окончательный вердикт.
При этом не следует ожидать, что победителями станут те, кто предложит более низкую цену. Так, если фирма предлагает низкую цену на поставляемые ею компьютеры, но имеет высокий процент рекламаций на продаваемое ею оборудование, то вряд ли она может надеяться на победу в конкурсе.
Но вернемся к срокам. Две недели конкурсная комиссия будет работать в самом напряженном режиме, а 27 апреля семь победителей уже должны быть определены. Далее, в течение десяти дней мы должны объявить результаты конкурса и сообщить о них всем его участникам.
5 мая с поставщиками-победителями конкурса будут заключены государственные контракты, и с этого момента, собственно, и начнется работа по поставке.
– До сих пор мы почти все время говорили о поставщиках оборудования, а что же во время всех этих конкурсных процедур происходит в самих регионах?
– Во время прохождения различных этапов конкурса субъекты Федерации будут заниматься у себя в школах подготовкой помещений для установки в них закупленной техники в соответствии с разработанными для этого требованиями. Готовность помещений к установке там компьютерного оборудования должна быть подтверждена актом приемки помещений. Поскольку подготовка помещений будет происходить не за счет средств консолидированного бюджета проекта, а за счет средств регионов, некоторые из которых, в свою очередь, хотели бы переложить эти расходы на муниципальные бюджеты, то здесь мы ожидаем некоторые проблемы.
– А когда, собственно, начнутся поставки в регионы?
– Уже летом. Причем в некоторые места, такие как Таймыр или Камчатка, доставку нужно будет успеть осуществить в очень сжатые сроки. Но и в другие, не столь отдаленные регионы компьютеры начнут завозиться летом.
– Когда вы говорили, что проект носит общенациональный характер, то подразумевали, что в нем принимают участие все 89 субъектов Федерации?
– Кроме Москвы, Санкт-Петербурга, которые не принимают в нем участия по понятным причинам. Что касается остальных субъектов Федерации, то с восьмьюдесятью четырьмя из них соглашения уже подписаны, а с двумя находятся в стадии согласования.
Каждое соглашение предусматривает определенный набор согласованных с субъектом Федерации параметров деятельности по реализации проекта, схемы его финансирования, направления работы и четко расписанные обязанности сторон. Кроме того, к общему соглашению по каждому направлению работы прилагается отдельное приложение. К примеру, график и порядок поставки оборудования или детализированные схемы финансирования поставок и порядок расчетов по поставкам. Или, что очень важно, порядок подготовки кадров.
– Не совсем понятно, как можно в короткие сроки научить такое количество учителей работе на компьютере?
– Количество действительно очень большое, порядка 32 тысяч сельских учителей. О том, как организовать их подготовку, существуют разные мнения. На наш взгляд, наиболее оптимальным было бы организовать в Москве подготовку тьюторов из разных регионов, которые, в свою очередь, вернувшись к себе домой, будут учить уже других учителей. Однако при любом варианте организации учебы стоимость подготовки учителей, тем более в таком количестве и в столь ограниченные сроки, столь велика, что без помощи спонсоров здесь не обойтись.
Тем не менее задачу эту надо решать, и в наши планы входит обеспечить обучение работе с компьютером хотя бы одного учителя из каждой сельской школы, который будет выступать в роли тьютора в своей школе. Так что очень много будет зависеть от того, какого качества подготовку пройдет такой тьютор. И здесь, я думаю, нам придется решать немало проблем.
– Кроме подготовки учителей, с какими проблемами еще вы можете столкнуться?
– Во-первых, это проблема, касающаяся обеспечения гарантийного обслуживания. Мы уже сейчас видим, что в некоторых отдаленных от центра регионах поставщику порой будет легче заменить неисправное оборудование, чем обеспечить его ремонт. Но вообще мы надеемся, что таких случаев будет немного, потому что при тех жестких требованиях, которые мы предъявляем к поставщикам, они сами будут заинтересованы в их отсутствии.
Во-вторых, нас волнует проблема обеспечения бесперебойной работы складов. Дело в том, что вся доставка оборудования в субъект Федерации будет осуществляться через один промежуточный пункт – централизованный склад. Поэтому если в какую-либо область должно будет поступить, скажем, порядка двух тысяч компьютеров, то можно представить, какого размера должен быть склад, на котором они будут храниться, как там должна быть обеспечена охрана, как организована его бесперебойная работа. К тому же склад этот должен быть не стационарным, поскольку вывоз оборудования будет осуществлен в достаточно короткий промежуток времени, по четко разработанному графику вывоза.
Надо сказать, что некоторые регионы, уже сегодня понимая, что не в силах самостоятельно решить эту проблему, готовы выделить дополнительные средства для того, чтобы ее решали сами поставщики.
Наш проект, разумеется, встретит еще много других проблем в период реализации. Но у меня достаточно веские основания быть уверенной в его успешной реализации. А это значит, что информатизация образования в нашей стране становится реальностью.

Беседовала
Марина Семченкова

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru