Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

«Можно ли Золушке задать
поменьше «домашней работы»?

27 марта по 12 апреля министерство общего и профессионального образования Свердловской области проводит третий этап годичного совещания работников образования, тема которого в этом году – «Образование и здоровье».
По словам министра общего и профессионального образования Свердловской области Валерия Вениаминовича Нестерова, «сегодня речь должна идти об образовании, которое сохраняет здоровье, которое его укрепляет и не может быть источником нездоровья, как физического, так и нравственного. Должны рассматриваться вопросы, которые связаны с содержанием образования, с системой отношений в нем. Процесс образования должен способствовать физическому и нравственному здоровью человека, а не губить это здоровье. Задача врача – наблюдать за состоянием ребенка и лечить, а задача педагога – не допускать условий, при которых могут возникать какие-либо заболевания. Мы хотим начать чисто педагогический разговор и поговорить не о проблемах медиков, а о своих – педагогических. Хотя и остается очень много проблем, связанных с медициной».
Лишь 10% выпускников российских школ могут считаться здоровыми, 40% имеют хроническую патологию. За период обучения в школе число детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, увеличивается в 2 раза, аллергическими заболеваниями – в 3, близорукостью – в 5 раз. Инспектирование, которое проводит областное министерство образования, свидетельствует, что практически везде, в том числе в первом классе, задаются домашние задания, которые в разы превышают установленные пределы. «Я бы с большим интересом поприсутствовал на уроке литературы, где была бы такая картина: «Дети, давайте разберем образ мачехи Золушки. Как, на ваш взгляд, характеризует ее то количество и объем заданий, которые она дает бедной Золушке, уезжая на бал?» Можете себе представить, какие слова, так сказать, качественные прилагательные придумали бы дети вместе с учителем по этому поводу? – продолжает министр. – Углубленное изучение предметов, хор, сольфеджио, изучение иностранных языков, сюда же добавляются этика и психология семейной жизни, основы народного и декоративного искусства, кружевоплетение, театр моды… и появляется у нас «гармонически развитая личность» с чахоточным румянцем, искривленным позвоночником, вялыми мышцами и потухшим взором, а также легенды о необходимости увеличения срока обучения. И родители всему этому не препятствуют, рассуждая с теплотой: «Пусть сдохнет, а в институт поступит». Здоровым из всей этой вакханалии образования выйти не может никто – это ясно.
Нет сомнений в том, что у ребенка должны воспитываться обязательность и ответственность. Но на него не должны «давить» беспросветность, страх перед немыслимым объемом, ощущение собственного бессилия и невозможность распорядиться своим временем, необходимость постоянно жить в жестком, кем-то определенном режиме. Не здесь ли заканчиваются благостные разговоры о личности, о личностно ориентированном подходе и начинается процесс свертывания личности, ее скукоживание? Образование до тех пор будет разрушать здоровье учащегося, и психическое, и физическое, пока качество в нем будет подменяться количеством, выдаваемым за качество.
…Другая причина того, что ребенок пришел в учреждение образования здоровым, а ушел больным, в том, что или вообще не было никакой педагогики, или она носила назидательный характер – а это еще хуже. Закон предусматривает запрещение психического давления на ребенка, а целый ряд наших педагогических действий – как раз прямое психическое давление. Кроме того, образование служит не просто для того, чтобы обучить естественным наукам, анатомии человека. Главная задача образования – сформировать способность человека «перекладывать» знания на себя, соотносить с собой и ощущать себя».
Совещание призвано напомнить о профессиональной ответственности педагогов и руководителей за сохранение и развитие здоровья ребенка в образовательном процессе. Понимание того, что проблема существует, есть и у учителей, и у руководителей органов образования. 27 марта педагоги, руководители образовательных учреждений и специалисты органов управления образованием Северного управленческого округа собирались в Краснотурьинске, 29 марта в Нижнем Тагиле – представители территорий Горнозаводского округа, 3 апреля в Алапаевске – представители территорий Восточного управленческого округа, 5 апреля в Каменск-Уральском – представители территорий Южного управленческого округа, 10 апреля в г. Красноуфимске – Западного управленческого округа, 12 апреля в Екатеринбурге – представители городов Екатеринбурга, Арамиля, Березовского, а также Сысертского и Режевского районов.

Лариса Амбаева

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru