«Можно ли Золушке задать
поменьше «домашней работы»?
27 марта по 12 апреля министерство общего и
профессионального образования Свердловской
области проводит третий этап годичного
совещания работников образования, тема которого
в этом году – «Образование и здоровье».
По словам министра общего и профессионального
образования Свердловской области Валерия
Вениаминовича Нестерова, «сегодня речь должна
идти об образовании, которое сохраняет здоровье,
которое его укрепляет и не может быть источником
нездоровья, как физического, так и нравственного.
Должны рассматриваться вопросы, которые связаны
с содержанием образования, с системой отношений
в нем. Процесс образования должен способствовать
физическому и нравственному здоровью человека, а
не губить это здоровье. Задача врача – наблюдать
за состоянием ребенка и лечить, а задача педагога
– не допускать условий, при которых могут
возникать какие-либо заболевания. Мы хотим
начать чисто педагогический разговор и
поговорить не о проблемах медиков, а о своих –
педагогических. Хотя и остается очень много
проблем, связанных с медициной».
Лишь 10% выпускников российских школ могут
считаться здоровыми, 40% имеют хроническую
патологию. За период обучения в школе число
детей, страдающих нарушениями
опорно-двигательного аппарата, увеличивается в 2
раза, аллергическими заболеваниями – в 3,
близорукостью – в 5 раз. Инспектирование, которое
проводит областное министерство образования,
свидетельствует, что практически везде, в том
числе в первом классе, задаются домашние задания,
которые в разы превышают установленные пределы.
«Я бы с большим интересом поприсутствовал на
уроке литературы, где была бы такая картина:
«Дети, давайте разберем образ мачехи Золушки.
Как, на ваш взгляд, характеризует ее то
количество и объем заданий, которые она дает
бедной Золушке, уезжая на бал?» Можете себе
представить, какие слова, так сказать,
качественные прилагательные придумали бы дети
вместе с учителем по этому поводу? – продолжает
министр. – Углубленное изучение предметов, хор,
сольфеджио, изучение иностранных языков, сюда же
добавляются этика и психология семейной жизни,
основы народного и декоративного искусства,
кружевоплетение, театр моды… и появляется у нас
«гармонически развитая личность» с чахоточным
румянцем, искривленным позвоночником, вялыми
мышцами и потухшим взором, а также легенды о
необходимости увеличения срока обучения. И
родители всему этому не препятствуют, рассуждая
с теплотой: «Пусть сдохнет, а в институт
поступит». Здоровым из всей этой вакханалии
образования выйти не может никто – это ясно.
Нет сомнений в том, что у ребенка должны
воспитываться обязательность и ответственность.
Но на него не должны «давить» беспросветность,
страх перед немыслимым объемом, ощущение
собственного бессилия и невозможность
распорядиться своим временем, необходимость
постоянно жить в жестком, кем-то определенном
режиме. Не здесь ли заканчиваются благостные
разговоры о личности, о личностно
ориентированном подходе и начинается процесс
свертывания личности, ее скукоживание?
Образование до тех пор будет разрушать здоровье
учащегося, и психическое, и физическое, пока
качество в нем будет подменяться количеством,
выдаваемым за качество.
…Другая причина того, что ребенок пришел в
учреждение образования здоровым, а ушел больным,
в том, что или вообще не было никакой педагогики,
или она носила назидательный характер – а это
еще хуже. Закон предусматривает запрещение
психического давления на ребенка, а целый ряд
наших педагогических действий – как раз прямое
психическое давление. Кроме того, образование
служит не просто для того, чтобы обучить
естественным наукам, анатомии человека. Главная
задача образования – сформировать способность
человека «перекладывать» знания на себя,
соотносить с собой и ощущать себя».
Совещание призвано напомнить о профессиональной
ответственности педагогов и руководителей за
сохранение и развитие здоровья ребенка в
образовательном процессе. Понимание того, что
проблема существует, есть и у учителей, и у
руководителей органов образования. 27 марта
педагоги, руководители образовательных
учреждений и специалисты органов управления
образованием Северного управленческого округа
собирались в Краснотурьинске, 29 марта в Нижнем
Тагиле – представители территорий
Горнозаводского округа, 3 апреля в Алапаевске –
представители территорий Восточного
управленческого округа, 5 апреля в
Каменск-Уральском – представители территорий
Южного управленческого округа, 10 апреля в г.
Красноуфимске – Западного управленческого
округа, 12 апреля в Екатеринбурге – представители
городов Екатеринбурга, Арамиля, Березовского, а
также Сысертского и Режевского районов.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|