Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №26/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

От детского сада до института.
От игры – к профессии

В Гжели прошел 10-й
фестиваль детского творчества “Синяя птица”

Актовый зал художественно-промышленного колледжа был полон. В фойе – выставка работ многочисленных кружков. Роспись фарфора, резьба по дереву, кружева, живопись маслом. Но нет привычных работ на темы пушкинских сказок или космических полетов.
На одном из таких фестивалей я был года три или четыре назад. Изменения поразительные. Как будто на детей повеял ветер творческой свободы. Раскрепостилось воображение, проснулась смелость. Расширился диапазон: в кружках занимаются не только рисунком и лепкой, но и архитектурным планированием, дизайном костюма.
Но все это результаты. А скрыта от нас упорная повседневная напряженная работа не только самих детей, но и взрослых. И прежде всего инициатора и вдохновенного руководителя ЗАО “Объединение Гжель” и Гжельского колледжа Виктора Михайловича Логинова. Распространение непрерывного образования – его заветная мечта. И он упорно осуществляет ее в Гжели. Ведь Гжель – не только центр округи, это центр культуры и художественного образования, обслуживающий все промыслы Подмосковья и начинающийся с детских садов. 60% детей из сада поступают в художественную школу. Оттуда – 40% в колледж. Колледж учит и техническим специальностям, готовит технологов, строителей, бухгалтеров.
И в школе, и в колледже почти все занимаются в различных кружках. А кроме того, школьникам в удобное для них время еще разрешено работать по сокращенному графику на производстве. Они расписывают чашки и вазочки, участвуют в строительстве. Это немалая помощь семье. В колледже 100 студентов получают стипендии. В Гжели и окрестных селах нет безработицы.
У каждого здесь стремятся развить художественные или технические способности, помочь найти свое место не только в ЗАО “Гжель”, но и в жизни. Поэтому в Гжели практически нет криминала.
А когда среди студентов колледжа были проведены анкетно-статистические исследования, оказалось, что верхние места в шкале ценностей занимают такие категории, как человеколюбие (90%), творчество (80%), уважение к достоинству личности (70%). А с первого по третий курс ценность таких категорий, как профессионализм, повысилась у студентов с 70 до 98%, возможность работать творчески – с 40 до 83 процентов.
Непрерывное образование в Гжели, в систему которого входят и занятия в различных кружках, привело к тому, что здесь формируется новый слой художественно-технической интеллигенции. Ведя детей от детсада до института, гжельские руководители воплощают основные идеи непрерывного образования – от игры к профессии. Отнюдь не чужды студенты колледжа и старшие школьники спорта, танцев в дискотеке, но основной, как представляется, результат опыта Гжели – это раннее и на всю жизнь приобщение к красоте, к творчеству, к культуре.

Никита ВОРОНОВ,
доктор искусствоведения, профессор

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru