Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

АПЛОДИСМЕНТЫ

Валерий Фокин принимает поздравления

В Москве открылся творческий центр имени Всеволода Мейерхольда

Не театр, хотя есть зрительный зал и сцена. Но труппы нет и, как заявлено, не будет. Не гастрольная площадка, хотя гастроли предполагаются. Но гастроли не коммерческие, а, как сказано, следующие определенной творческой идеологии. Не музей и не научно-исследовательский институт, хотя собирание и исследования входят в программу. Главным же делом станет, как обещано, эксперимент и поддержка молодых режиссеров.
Построено то, чего не было раньше в Москве и что мог бы приветствовать тот, чье имя носит дом. Творческий центр имени Всеволода Мейерхольда, Новослободская, 20.
В торжественной обстановке центр был открыт, и Валерий Фокин принимал множество поздравлений. Его идее и недюжинным организаторским способностям театралы Москвы обязаны появлением неординарного театрального комплекса. Создавался он десять лет. Идея, естественно, родилась раньше. То ли когда молодой, но уже известный режиссер Фокин руководил “Театральными мастерскими” при Союзе театральных деятелей, которые давали стартовую площадку начинающим режиссерам.То ли когда в первые перестроечные годы Фокин возглавил Театр имени М.Н.Ермоловой. Именно в этом помещении работал в последние свои годы Вс. Мейерхольд. Именно здесь Фокин предложил необычное экономическое решение: оставив в неприкосновенности (как мемориал) историческую часть здания (сцену, зал, кабинет Мейерхольда и т.д.), построить во дворе современный многофункциональный комплекс, который включал бы в себя театральный и концертный залы, ресторан и гостиницу, доходы от которых должны были содержать Театр им. Ермоловой. Идея, мягко говоря, не была понята, театр раскололся, Фокин ушел.
Дело, видимо, было не только в желании труппы сохранить все, как было, но и в том, что идея опережала время. Но Фокин – человек упорный. И не только времени своего дождался, но и домыслил идею и увлек ею, просчитанной во всех деталях, частных инвесторов и столичное руководство. Итак, идея такова: 4/5 здания отдается в аренду коммерческим структурам, которые будут кормить Творческий центр, обеспечат его экономическую независимость и возможности дальнейшего развития.
И вот на Новослободской встало современное здание (архитекторы Ю.Гнедовский, В.Красильников, Г.Савченко) площадью более 25 тыс. кв. метров. Из них только 4 тыс. заняты непосредственно помещениями центра. Остальные сдаются в аренду. Рядом достраивается гостиница – первая и единственная театральная гостиница в нашем городе. Она должна принять гостей Международной театральной олимпиады в Москве в мае этого года, а сам центр будет основной площадкой для той части олимпиады, которая посвящена театральному эксперименту.
Многие из тех, кто заполнил зрительный зал в вечер открытия центра, и не подозревали, наверное, что этот строгий, скромный амфитеатр способен к чудесным превращениям, что эксперимент начинается именно с зала. Впрочем, наименование «зрительный зал» для этого пространства не годится. Его вернее назвать «зал-сцена». Пол разбит на площадки размером 2х2 метра, которые могут подниматься и опускаться на заданную высоту. На каждой площадке возможно установить места для зрителей и создавать из них любые композиции, любые варианты расположения сцены (или нескольких сцен) и зрительских мест. Публика может окружать сценическую площадку, может находиться справа или слева от нее. Может сидеть в центре, «окольцованная» несколькими игровыми площадками и т.п. Зал-сцена готов к любым постановочным решениям. Он просто ждет их – новых, необычных.
Ждать остается недолго. 15 мая, в день открытия Всемирной театральной олимпиады, здесь должна состояться премьера спектакля по произведениям одного из основоположников мирового театрального авангарда – Антонена Арто. Ставит спектакль Валерий Фокин. Обещает в числе прочего показать и уникальные возможности зала-сцены. Но это только пролог. Творчеству Арто будет посвящено более года занятий с молодыми – Фокин намерен организовать при Центре Мейерхольда режиссерские курсы, проверить возможности молодых на трудном и неизведанном.
А пока здесь идут спектакли, поставленные Фокиным в последние годы. Говорят, что зритель должен протоптать дорожку к этому новому театральному дому. Билетов на эти спектакли достать невозможно. Но шли они именно в том виде, как шли и на других площадках. Вид этот, надо сказать, как был, так и остался весьма оригинальным. По-прежнему зрителей «Нумера в гостинице города NN» поселяют в самой гостинице, совсем рядом с комнатой Чичикова, где они имеют возможность наблюдать Павла Ивановича в моменты абсолютно интимной, совсем непубличной его жизни – в моменты его мечтаний, его приготовлений к тем визитам, которые составляют сюжетную основу всех известных инсценировок «Мертвых душ» (а их еще в ХIХ веке было более 100!). Ни одного из них нет в фокинской версии поэмы Гоголя. Но зато как объемно, как неожиданно открываются «невидимые миру» упования и надежды Чичикова, его страхи и видения. В роли Чичикова (артист «Современника» Авангард Леонтьев) почти нет слов, но есть абсолютно выраженное поведение, единственно возможное для данного человека в данной ситуации.
У Фокина есть несколько «своих» артистов, с которыми он предпочитает работать. И они с ним – тоже. Это кроме Леонтьева Константин Райкин (Грегор Замза в «Превращении» по Ф.Кафке), Евгений Миронов (Иван в пьесе «Карамазовы и ад», Художник – в «Еще Ван Гог»). Последний спектакль сегодня произвел, пожалуй, даже более сильное впечатление, чем на премьере, состоявшейся четыре года назад, когда режиссер был одержим идеей, что в конце века слова теряют силу и смысл. Герой Миронова не говорит ни единого слова, только в бреду выкрикивает названия красок, и все про него абсолютно понятно...
И вот что любопытно: спектакли этого волевого, жесткого режиссера не увядают, не съеживаются с годами, а наполняются новым человеческим содержанием. Это относится не только к упомянутым уже постановкам, но и к «Старосветской любви», где невероятно выросли актерские работы Лии Ахеджаковой и Богдана Ступки. У Фокина есть своя тема: он более всего интересуется душевным подпольем, не случайно одним из первых его спектаклей стали «Записки из подполья» Достоевского. Думается, что он анализирует не только героев русской классики, но и себя. Анализирует и лечит. «Бороться надо не с обществом, а с самим собой», – сказал он недавно.
Остается ответить на вопрос: какова связь Фокина с Мейерхольдом? Почему именно это имя дано Творческому центру?
Учителей дает не только судьба или стечение обстоятельств. Учителей выбирают. Фокин выбрал Мейерхольда. Давно. Чему учился у него через учеников Мастера, через легенды, через книги? Партитурности в построении спектакля, когда не только слово, но и пластика, музыка, пространство, свет занимают равное, точно просчитанное место в построении спектакля. Когда режиссер не «воплощает» литературный первоисточник, но создает на его основе другой мир. «Режиссер – автор спектакля», – утверждал Мейерхольд. Фокин стал апологетом этого принципа, освобождающего и еще более обязывающего.
С 1988 года Валерий Фокин является председателем Комиссии по творческому наследию Вс.Мейерхольда и очень много сделал для издания новых книг о Мастере, его литературного наследия, для живой и интересной работы Музея-квартиры Мейерхольда, для развития и углубления интереса к творчеству великого режиссера в международном масштабе, о чем свидетельствует недавняя восьмидневная конференция в Париже...
И все же от одного, «отдельного» пожелания не могу удержаться. Поскольку Валерий Фокин являет собой редкий пример соединения самобытного режиссера и незаурядного менеджера, хочу пожелать ему, чтобы талант менеджера не съел, не пересилил его режиссерский талант. Надеюсь на режиссера Фокина.

Алла МИХАЙЛОВА

СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “СВАДЬБА”. РЕЖИССЕР В.ФОКИН


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru