Борис НЕМЕНСКИЙ:
“И даже украшая комнату, мы уже занимаемся
творчеством”
Борис Неменский – народный художник
России, лауреат Государственных премий СССР и РФ,
академик Академии художеств и Российской
академии образования, профессор.
Но что значат все награды и регалии по сравнению
со званием “Учитель”.
В Новом Манеже прошла выставка работ Бориса
Неменского и его учеников. Необычность ее в том,
что 25 художников, чьи работы представлены как
“ученические”, уже давно сами стали признанными
мастерами и педагогами: заслуженными и
народными, лауреатами, профессорами.
“Приглашение к диалогу” – это название как
нельзя более точно определяет суть творчества
Бориса Неменского. Он не просто высказывается в
своих работах, его картины, жанр которых можно
определить как “философская притча”, – это
разговор. И каждый зритель для него – собеседник.
БОРИС НЕМЕНСКИЙ. “ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ”. 1984 Г.
– Борис Михайлович, художники,
участвующие в этой выставке, – ваши любимые
ученики?
– Скорее единомышленники. Художники с близким
мне пониманием роли искусства. Название выставки
“Приглашение к диалогу” имеет несколько
смыслов: это и диалог поколений ХХ и ХХI веков, и
диалог культур. Ведь, смотрите, какой
географический охват: Москва, Смоленск, Душанбе,
Ашхабад, Кишинев, Минск. Но главное – это
приглашение к диалогу зрителя. Здесь собрались
ученики, усвоившие мой первый урок, когда при
обсуждении их работ я прежде всего задавал
вопрос: а что ты мне как зрителю хочешь
рассказать? Они все говорят по-разному.
“Его методика, – говорит о своем учителе
народный художник России Валерий Балабанов, –
лишена дидактической назидательности, он как бы
приглашает учеников к размышлению, пониманию, к
сотворчеству, этим самым сохраняя главное –
индивидуальность каждой личности”.
Учениками Неменского могут себя называть не
только те, кто закончил педагогический институт
имени Ленина, где Борис Михайлович заведовал с 1957
года кафедрой изобразительного искусства, или
студенты художественного факультета ВГИКа
(среди которых, например, обладатель “Оскара”
Александр Петров – также участник выставки). С
начала 70-х Борис Неменский с группой
единомышленников занимается разработкой
принципиально нового учебного курса
изобразительного искусства для
общеобразовательной школы, а с 1989 года программа
непрерывного художественного образования
принята как государственная, и по ней учатся
школьники по всей стране.
– Как возникла идея заняться школьным
образованием? Или созрела необходимость?
– К этому меня подтолкнула курьезная история.
После окончания института я снимал под
мастерскую класс в сельской школе под Каширой.
Однажды ко мне подошел учитель истории и спросил
мое профессиональное мнение: кто лучше,
Бальтерманц или Репин? То есть имя Репина
ассоциировалось у него с огоньковскими
репродукциями, он думал, что это тоже фотограф. Я
подумал: что-то не так в нашем образовании, если
даже интеллигенция, даже педагоги не знают таких
очевидных вещей. Для кого работают художники,
если наш зритель существует настолько в другом
измерении? Без зрителя искусство мертво. Я понял,
что если с детства не учить “читать” искусство,
то через несколько десятков лет великие
произведения уйдут в забвение.
– То есть умение видеть прекрасное – это
больше, чем хороший вкус или эрудиция. Нужно
учиться быть зрителем?
– Ведь даже совсем далекие от художественной
жизни люди – пусть они и на выставки не ходят, и в
театре по нескольку лет не бывают – все равно
имеют свою систему эстетических ценностей, хотя
бы на уровне “понравилось – не понравилось”.
Раньше общество существовало в жестких
социальных рамках: среда, национальные традиции,
образование – все это создавало иерархию,
оценочную шкалу. Теперь, хотим мы этого или нет,
эти границы размыты, мы все становимся
гражданами мира. Без систематического,
поэтапного восхождения на вершину
художественных знаний трудно справиться с
обрушивающимся потоком информации. Специальное
художественное образование у нас традиционно
было на очень высоком уровне. Но мир искусства
человека складывается хаотично. И это чревато:
ведь зрительные образы самые сильные, через них
мы познаем мир.
– Как разрабатывалась программа
непрерывного художественного образования? Кто
принимал в этом участие?
– Когда я упрекал в несовершенстве нашу систему
художественного образования, мне говорили, и
правильно говорили: что толку критиковать –
предложи альтернативу.
В это время у нас подрастали собственные дети. В
моей мастерской организовалась детская
художественная студия, куда приходили ребята и
их родители – наши друзья: художники, психологи,
искусствоведы, философы. И мы все вместе чему-то
учились. Так что можно сказать, что мы на
собственных детях проводили эксперименты,
вырабатывали методику. Из коллег, стоявших у
истоков программы непрерывного художественного
образования, назову прежде всего философа
Эдвальда Васильевича Ильенкова и искусствоведа
Нину Александровну Дмитриеву.
– Сформулируйте, пожалуйста, главную идею
программы.
– Каждый человек с детства участвует во всех
формах художественной деятельности.
Изобразительной: рассматривая картинки, рисуя –
постигает таким образом окружающую
действительность. Декоративную: когда ребенок
надевает на себя шляпу с перьями или бабушкину
шаль – он примеряет различные жизненные роли.
Конструктивную: строя дома из кубиков или замки
из песка – становится архитектором. Наша задача
– зафиксировать в сознании ребенка, что любая
деятельность – художественная. Она может стать
профессией, а может и не стать, но, когда мы
украшаем свою комнату, мы уже занимаемся
творчеством. Начинаются уроки с простого –
рассматривания вещей. Цель – добиться понимания,
что мир можно видеть по-разному и на наше
восприятие влияет множество факторов. Мир
искусства – это мир наших личных наблюдений,
эмоций, раздумий. И наша задача научить
школьников читать этот мир как книгу.
Беседовала Наталья АФАНАСЬЕВА
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|