Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

ОБРАЗ

Борис НЕМЕНСКИЙ:
“И даже украшая комнату, мы уже занимаемся творчеством”

Борис Неменский – народный художник России, лауреат Государственных премий СССР и РФ, академик Академии художеств и Российской академии образования, профессор.
Но что значат все награды и регалии по сравнению со званием “Учитель”.
В Новом Манеже прошла выставка работ Бориса Неменского и его учеников. Необычность ее в том, что 25 художников, чьи работы представлены как “ученические”, уже давно сами стали признанными мастерами и педагогами: заслуженными и народными, лауреатами, профессорами.
“Приглашение к диалогу” – это название как нельзя более точно определяет суть творчества Бориса Неменского. Он не просто высказывается в своих работах, его картины, жанр которых можно определить как “философская притча”, – это разговор. И каждый зритель для него – собеседник.

БОРИС НЕМЕНСКИЙ. “ЧЕТЫРЕ ИСТИНЫ”. 1984 Г.

Борис Михайлович, художники, участвующие в этой выставке, – ваши любимые ученики?
– Скорее единомышленники. Художники с близким мне пониманием роли искусства. Название выставки “Приглашение к диалогу” имеет несколько смыслов: это и диалог поколений ХХ и ХХI веков, и диалог культур. Ведь, смотрите, какой географический охват: Москва, Смоленск, Душанбе, Ашхабад, Кишинев, Минск. Но главное – это приглашение к диалогу зрителя. Здесь собрались ученики, усвоившие мой первый урок, когда при обсуждении их работ я прежде всего задавал вопрос: а что ты мне как зрителю хочешь рассказать? Они все говорят по-разному.
“Его методика, – говорит о своем учителе народный художник России Валерий Балабанов, – лишена дидактической назидательности, он как бы приглашает учеников к размышлению, пониманию, к сотворчеству, этим самым сохраняя главное – индивидуальность каждой личности”.
Учениками Неменского могут себя называть не только те, кто закончил педагогический институт имени Ленина, где Борис Михайлович заведовал с 1957 года кафедрой изобразительного искусства, или студенты художественного факультета ВГИКа (среди которых, например, обладатель “Оскара” Александр Петров – также участник выставки). С начала 70-х Борис Неменский с группой единомышленников занимается разработкой принципиально нового учебного курса изобразительного искусства для общеобразовательной школы, а с 1989 года программа непрерывного художественного образования принята как государственная, и по ней учатся школьники по всей стране.

– Как возникла идея заняться школьным образованием? Или созрела необходимость?
– К этому меня подтолкнула курьезная история. После окончания института я снимал под мастерскую класс в сельской школе под Каширой. Однажды ко мне подошел учитель истории и спросил мое профессиональное мнение: кто лучше, Бальтерманц или Репин? То есть имя Репина ассоциировалось у него с огоньковскими репродукциями, он думал, что это тоже фотограф. Я подумал: что-то не так в нашем образовании, если даже интеллигенция, даже педагоги не знают таких очевидных вещей. Для кого работают художники, если наш зритель существует настолько в другом измерении? Без зрителя искусство мертво. Я понял, что если с детства не учить “читать” искусство, то через несколько десятков лет великие произведения уйдут в забвение.
– То есть умение видеть прекрасное – это больше, чем хороший вкус или эрудиция. Нужно учиться быть зрителем?
– Ведь даже совсем далекие от художественной жизни люди – пусть они и на выставки не ходят, и в театре по нескольку лет не бывают – все равно имеют свою систему эстетических ценностей, хотя бы на уровне “понравилось – не понравилось”. Раньше общество существовало в жестких социальных рамках: среда, национальные традиции, образование – все это создавало иерархию, оценочную шкалу. Теперь, хотим мы этого или нет, эти границы размыты, мы все становимся гражданами мира. Без систематического, поэтапного восхождения на вершину художественных знаний трудно справиться с обрушивающимся потоком информации. Специальное художественное образование у нас традиционно было на очень высоком уровне. Но мир искусства человека складывается хаотично. И это чревато: ведь зрительные образы самые сильные, через них мы познаем мир.
– Как разрабатывалась программа непрерывного художественного образования? Кто принимал в этом участие?
– Когда я упрекал в несовершенстве нашу систему художественного образования, мне говорили, и правильно говорили: что толку критиковать – предложи альтернативу.
В это время у нас подрастали собственные дети. В моей мастерской организовалась детская художественная студия, куда приходили ребята и их родители – наши друзья: художники, психологи, искусствоведы, философы. И мы все вместе чему-то учились. Так что можно сказать, что мы на собственных детях проводили эксперименты, вырабатывали методику. Из коллег, стоявших у истоков программы непрерывного художественного образования, назову прежде всего философа Эдвальда Васильевича Ильенкова и искусствоведа Нину Александровну Дмитриеву.
– Сформулируйте, пожалуйста, главную идею программы.
– Каждый человек с детства участвует во всех формах художественной деятельности. Изобразительной: рассматривая картинки, рисуя – постигает таким образом окружающую действительность. Декоративную: когда ребенок надевает на себя шляпу с перьями или бабушкину шаль – он примеряет различные жизненные роли. Конструктивную: строя дома из кубиков или замки из песка – становится архитектором. Наша задача – зафиксировать в сознании ребенка, что любая деятельность – художественная. Она может стать профессией, а может и не стать, но, когда мы украшаем свою комнату, мы уже занимаемся творчеством. Начинаются уроки с простого – рассматривания вещей. Цель – добиться понимания, что мир можно видеть по-разному и на наше восприятие влияет множество факторов. Мир искусства – это мир наших личных наблюдений, эмоций, раздумий. И наша задача научить школьников читать этот мир как книгу.

Беседовала Наталья АФАНАСЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru