Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Дидактический вестник

Бенгальский огонь. В одной московской школе на уроке русского языка в шестом классе затеяли по эстафете передавать бенгальский огонь, называя относительные прилагательные (переходные глаголы, подчинительные союзы и так далее). У кого огонь погас, тот проиграл.
Идею подхватили другие учителя. Бенгальский огонь стали передавать вместе с английскими глаголами, животными семейства кошачьих, российскими реками, американскими штатами...
Правда, Наташа Г. панически забивается в противоположный угол и говорит:
– Я не возьму огонь.
– Наташа, почему?
– Я его боюсь.
– Почему?
– У меня бабушка боится, мама боится, и я бояться буду.
(«И правильно, Наташенька, сделаешь», – подумает про себя бдительный инструктор по пожарной безопасности.)

Теорема в лицах. В одной тверской школе учительница математики поинтересовалась у восьмиклассников: «Что вы сейчас по литературе проходите?» И, узнав, что «Ревизора», попросила ребят озвучить математический текст из учебника (теорему) от лица различных персонажей бессмертной комедии Гоголя.
В каждой команде бросили жребий, кому выступать.
Потом тот, на кого пал жребий, вытягивал листочек с именем одного из героев комедии.
Остальные помогали выступающему своими советами подготовить выступление.
Затем команды по очереди показывали свои работы. Слушатели старались угадать литературный образ. Заодно и теорема улеглась.

Сечение буханки. В математическом классе на юго-западе Москвы на уроке геометрии резали буханку хлеба.
Учительница принесла в класс аж четыре буханки – каждой команде по одной. Буханку нужно было разрезать так, чтобы у фигуры, которая получается в сечении, было как можно больше углов. Одна команда сказала, что всегда будет четыре. Другая возразила: дескать, можно разрезать так, что получится три. И разрезали.
А можно ли так разрезать буханку, чтобы в сечении получился шестиугольник? Целый урок резали. Получился.
В конце урока три буханки хлеба (вернее, геометрические фигуры) были с превеликим удовольствием съедены учениками. А искромсанную четвертую доедали за чаем учителя.

На вкус и цвет. В одной подмосковной школе учительница словесности предоставляет шестиклассникам широкий выбор домашних заданий:
1. Либо выполнить два упражнения из учебника.
2. Либо написать маленькое сочинение (это может быть стихотворение) в определенном жанре на определенное правило.
3. Либо сделать тетрадную страницу «дырявого текста».
4. Либо переписать «на точность» страницу текста из книжки, которую читаешь.
У всех четырех типов заданий есть свои поклонники. Впрочем, ученики в зависимости от настроения пробуют себя в разных жанрах.

«В дурака» по математике. В тверской школе учительница математики сделала для отстающей ученицы (девочка способная, но часто болеет) игральные карты, из которых можно составить различные формулы по геометрии, начиная с площади квадрата и треугольника (третий класс) и кончая материалом восьмого класса. И прописала бабушке каждый день играть с внучкой в карты.
Игра – как в дурака. Ходят по кругу. На картах написаны фрагменты формул, а также знаки «плюс», «минус», «равняется» и так далее. Участники берут из колоды по шесть карт. Каждый следующий ход – либо продолжение данной формулы, либо один из математических знаков, либо начало другой формулы. Если нет ничего подходящего, берут из прикупа. Выиграл тот, у кого не осталось карт... Еще есть подсказка для игроков – список всех формул. Можно пользоваться. Но бабушка, как оказалось, в ней не нуждается...
Теперь учительница подумывает, не устроить ли в восьмых классах карточный турнир? Ведь за четверть накапливается столько формул, которые надо знать наизусть.

Вестник подготовлен ведущими полосы
М.ГАНЬКИНОЙ и В.БУКАТОВЫМ!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru