Спасибо Валентине Гусевой за идею, а
газете – за подсказку!
В.Головина,
учительница истории
пос. Адамовка, Оренбургская обл.
Робинзонада капитана Немо
Хочу поблагодарить за интересную
публикацию от 18 ноября 2000 года – урок-аукцион
Валентины Гусевой по “Робинзону Крузо”.
Замечательно!
Я прочла и загорелась сделать что-либо подобное
на уроке истории. Помог случай. В восьмых классах
солидная публика – читать не любит, учебник бы
осилить. А учебник – это скучно.
В конце ноября изучали тему “Индия в XVII–XIX
веках”. Рассказывая о восстании сипаев, ухожу в
сторону и спрашиваю: “А знаете ли вы, почему
герой романа Жюля Верна “20 тысяч лье под водой”
капитан Немо построил “Наутилус”? Кстати, какой
национальности капитан Немо?”
Ответы были разные – видели телефильм о капитане
Немо. “Придется, – говорю, – искать ответ в
книжке”. Задание на неделю вперед. Знаю, что хоть
в программе внеклассного чтения по литературе
роман Жюля Верна и значится, но читали его
единицы (самые отважные). С учительницей
литературы Любовью Николаевной мы вступили в
заговор (она тоже прочла статью В.Гусевой).
Через неделю мало кто нашел текст романа, а кто
нашел – тот не нашел ответов на мои вопросы.
Пришлось интриговать дальше: “Объяснение своей
судьбы капитан Немо дает в следующем романе Жюля
Верна – “Таинственный остров”. Кто хочет –
загляните. Ну а любители детективов могут найти
нужную информацию по отдельным фразам и в первом
романе – “косвенных улик” там предостаточно.
Или сдаетесь?” Качают головами: “Найдем!”
Я добавляю (чтобы не расслаблялись): “Пожалуйста,
вопросы по роману “20 тысяч лье под водой”
распределите по шести блокам – “что?”, “где?”,
“когда?”, “зачем?”, “почему?”, “как?”. Задание
– на две недели. Причем роман можно и “не
читать”, главное – вопросы придумать и
записать”. Сами же мы с Любовью Николаевной
активно стали искать книги Ж.Верна и подсовывать
ученикам: “Вот тебе на три дня. Потом передай
другому”.
Эффект Тома Сойера помог – прочли книжку почти
все. Хоть и жаловались, что читали до трех часов
ночи. Делаю сочувственное лицо и говорю
страдальцам, что можно было и не читать – вопросы
главнее. “Ну да! Интересно же!” – слышу в ответ.
В назначенный день в расписании стояли две
истории, а затем литература. К этому дню по новой
истории мы “грызли” своеобразие культуры
Западной Европы в новое время, так что урок
“Литература нового времени и Жюль Верн как
первый писатель научной фантастики” был кстати,
а по литературе состоялся урок внеклассного
чтения по роману Ж.Верна.
Приготовили “ромашку” с вопросами (интересно,
кто ее готовил? – Режиссура урока), портреты
Ж.Верна, разные издания романа. Игра-аукцион
проходила азартно – едва хватило трех уроков (но
ведь и роман Ж.Верна побольше “Робинзона
Крузо”). Правда, жвачки мы в награду не дарили,
хватило оценок, орденов и удовольствия от работы!
(Интересно, а среди ученических вопросов были
такие, на которые вы, учителя, не знали ответов? –
Режиссура урока.)
Спасибо Валентине Гусевой за идею, а газете – за
подсказку!
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|