Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Спасибо Валентине Гусевой за идею, а газете – за подсказку!

В.Головина,
учительница истории
пос. Адамовка, Оренбургская обл.

Робинзонада капитана Немо

Хочу поблагодарить за интересную публикацию от 18 ноября 2000 года – урок-аукцион Валентины Гусевой по “Робинзону Крузо”. Замечательно!
Я прочла и загорелась сделать что-либо подобное на уроке истории. Помог случай. В восьмых классах солидная публика – читать не любит, учебник бы осилить. А учебник – это скучно.

В конце ноября изучали тему “Индия в XVII–XIX веках”. Рассказывая о восстании сипаев, ухожу в сторону и спрашиваю: “А знаете ли вы, почему герой романа Жюля Верна “20 тысяч лье под водой” капитан Немо построил “Наутилус”? Кстати, какой национальности капитан Немо?”
Ответы были разные – видели телефильм о капитане Немо. “Придется, – говорю, – искать ответ в книжке”. Задание на неделю вперед. Знаю, что хоть в программе внеклассного чтения по литературе роман Жюля Верна и значится, но читали его единицы (самые отважные). С учительницей литературы Любовью Николаевной мы вступили в заговор (она тоже прочла статью В.Гусевой).
Через неделю мало кто нашел текст романа, а кто нашел – тот не нашел ответов на мои вопросы.

Пришлось интриговать дальше: “Объяснение своей судьбы капитан Немо дает в следующем романе Жюля Верна – “Таинственный остров”. Кто хочет – загляните. Ну а любители детективов могут найти нужную информацию по отдельным фразам и в первом романе – “косвенных улик” там предостаточно. Или сдаетесь?” Качают головами: “Найдем!”
Я добавляю (чтобы не расслаблялись): “Пожалуйста, вопросы по роману “20 тысяч лье под водой” распределите по шести блокам – “что?”, “где?”, “когда?”, “зачем?”, “почему?”, “как?”. Задание – на две недели. Причем роман можно и “не читать”, главное – вопросы придумать и записать”. Сами же мы с Любовью Николаевной активно стали искать книги Ж.Верна и подсовывать ученикам: “Вот тебе на три дня. Потом передай другому”.
Эффект Тома Сойера помог – прочли книжку почти все. Хоть и жаловались, что читали до трех часов ночи. Делаю сочувственное лицо и говорю страдальцам, что можно было и не читать – вопросы главнее. “Ну да! Интересно же!” – слышу в ответ.

В назначенный день в расписании стояли две истории, а затем литература. К этому дню по новой истории мы “грызли” своеобразие культуры Западной Европы в новое время, так что урок “Литература нового времени и Жюль Верн как первый писатель научной фантастики” был кстати, а по литературе состоялся урок внеклассного чтения по роману Ж.Верна.
Приготовили “ромашку” с вопросами (интересно, кто ее готовил? – Режиссура урока), портреты Ж.Верна, разные издания романа. Игра-аукцион проходила азартно – едва хватило трех уроков (но ведь и роман Ж.Верна побольше “Робинзона Крузо”). Правда, жвачки мы в награду не дарили, хватило оценок, орденов и удовольствия от работы! (Интересно, а среди ученических вопросов были такие, на которые вы, учителя, не знали ответов? – Режиссура урока.)
Спасибо Валентине Гусевой за идею, а газете – за подсказку!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru