Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

С вице-спикером Государственной Думы Ириной ХАКАМАДОЙ и профессором Красноярского государственного университета Виктором ВАСИЛЬЕВЫМ беседует наш корреспондент Павел ШМАКОВ

Ирина Хакамада:
“Если мы все не платим школе,
неимущие все равно проигрывают”

Павел Шмаков. Берет ли на себя ответственность за образование ребенка тот, кто за это платит?

Ирина Хакамада. Так же как любая другая социальная сфера, образование отражает потребности общества. То есть существуют уже сегодня бесплатные государственные школы, где всю ответственность за обучение детей берет на себя государство, и частные учебные заведения, где многое зависит от родителей. Правда, ответственность со стороны государства чаще всего бывает формальной. А истинная ответственность лежит на самом ребенке. Ведь если он не сможет потом найти место в жизни, кормить семью и в то же время реализовать собственные способности, то трагедия случится не с бюрократом или чиновником, а именно с ним.
Рыночные отношения всегда предполагают выбор. Люди стремятся выбирать школу для своего ребенка. Поэтому частные школы нам тоже необходимы.

Другое дело, что сегодня конкуренция между государственными и частными школами не достигла соответствующего уровня. Само понятие “частная школа” не позволяет оценить ее эффективность. Пока частные платные школы – это некий закрытый ящик: есть риск, что дети не получат хорошего образования. Как правило, ответственность за это берут на себя родители, оплачивающие и содержащие школу. Там, где им повезло и школа разделяет их ответственность, – хорошо. Но часто бывает, что с родителей сдирают деньги при низком уровне обучения. Тогда они проигрывают. Но детям при этом обеспечивается индивидуальный внимательный уход, а взрослым – беззаботная жизнь, что для таких родителей немаловажно. Но такая система перспективна тем, что, во-первых, риск берут на себя сами родители, а во-вторых, частные школы являются зоной эксперимента, где родители-попечители играют значительную роль в определении внешней образовательной политики школы. И в то же время, поскольку родители сами оплачивают образование детей, они заинтересованы и в определении его содержания. Им важно, какие учителя работают и какие предметы преподаются. Они могут корректировать работу педагогов в зависимости от своего индивидуального заказа.
В государственных школах (особенно в отсутствие попечительских советов) родители вообще не влияют на образование своих детей. Причина в том, что они хоть и рискуют по сути, но при этом не осознают риска, поскольку не вкладывают в школу собственные деньги.

П.Ш. Чем же, по-вашему, мотивируется деятельность тех, кто стремится сохранить и расширить бесплатный сектор в образовании?

И.Х. Я думаю, что эта мотивация проста. С одной стороны, у нас очень низок средний уровень жизни людей, и платить за образование детей большинство родителей просто не в состоянии, а с другой – есть традиционный в России взгляд: раз уж мы бедные, то все должно быть бесплатным.
Разумеется, при неэффективной государственной школе выходит, что образование все равно платное, потому что огромные деньги тратятся, например, на репетиторов, чтобы купить вход в высшее образование. Неимущие проигрывают в этой гонке, несмотря на то, что их дети способны учиться в вузе. То есть фактически образование несправедливо платное.
Традиционно считается, что образование должно финансироваться только государством. Но разве не понятно, что в финансировании школы должны участвовать все, кто в этом заинтересован, равно как и нести ответственность?

Виктор ВАСИЛЬЕВ:
“Есть у меня деньги или нет, мои дети имеют право на получение достойного образования”

Павел Шмаков. Что вы думаете об ответственности родителей за образование своих детей в государственных и частных школах?

Виктор Васильев. По-моему, правильная позиция человека, заплатившего деньги за собственное образование или за образование своих детей, как раз в том и состоит, чтобы за это отвечать. Причем ответственность связана не с тем, что я должен дать образование детям, а именно с позицией самостоятельного выбора содержания образования. С другой стороны, сам факт платы открывает качественно иной процесс – процесс действия. То есть я плачу и именно с этого момента начинаю нести ответственность и за содержание образования, и за его организацию.

П.Ш. А как вы относитесь к тому, что мы и так платим за образование своими налогами? Значит, даже в бесплатной школе мы сами отвечаем за образование своих детей. Но понимают ли это родители?

В.В. К сожалению, понимают немногие. Мой опыт общения с родителями показывает, что именно содержательные вопросы обучения детей, вопросы, связанные с организацией деятельности, с родительской ответственностью, обсуждаются в последнюю очередь. Наверное, проще разговаривать о проведении праздников, спорить о том, что испечь и что приготовить, восхищаться детскими рисунками и поделками.

П.Ш. Таков сегодняшний уровень ответственности общества. А что можно сказать о позиции государства? Является ли она ответственной?

В.В. Интересно, что и да, и нет. У меня противоречивые впечатления. Государство ответственно в первую очередь перед собой. Предположим, государство – некий собирательный индивид, мимо которого не проходит ни один акт, связанный с образованием, на которое так или иначе тратится государственный ресурс. И даже маленькая толика проявления общественной инициативы этим индивидом используется или подхватывается в той или иной форме. Но ведь есть и множество примеров безответственной траты государственных средств.
Кроме того, существует некоторая инерция уже происходящего образовательного процесса. Значительные силы и ресурсы государства тратятся на поддержание этого движения по инерции. Куда направлено движение – не важно. Машина запущена. Деньги выделены – и пусть себе текут. Лишь бы машина не остановилась.

П.Ш. Каковы мотивы тех, кто хотел бы сохранить и расширить сектор бесплатного образования?

В.В. Во-первых, это российская традиция: все должны получить достойное образование. И независимо от того, есть у меня средства или нет, я имею право на получение этого общечеловеческого достояния. Другое дело, что бесплатное образование не снимает ответственности и с государства, поэтому именно оно берет на себя задачу выработки стратегии развития этой социальной сферы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru