Вертикаль, на которой школа всегда
внизу?
Государство провозглашает
образование сферой равных возможностей, а на
деле это сфера тотального бюрократического
контроля
Прошли выборы в региональные и местные
органы представительной и исполнительной
власти. В предвыборном марафоне, как всегда,
кандидаты в новую власть обещали решать
экономические проблемы. И, как всегда, почти ни
слова об образовании. Власть как будто не желает
организовывать условия востребованности
современного образования, не хочет сотрудничать
с людьми, которые стремятся оценить свою
деятельность по принятым общечеловеческим
параметрам: материальное и финансовое
благосостояние, безопасность жизни и
деятельности, духовная свобода, свобода
социального и профессионального самовыражения.
Эти параметры трудноизмеримы, но понятны
большинству сограждан. Бесспорно то, что решать
экономические задачи, совершенствовать
технологии, модернизировать и реформировать
производства могут только компетентные, знающие
свое дело люди, люди-специалисты, способные к
нововведениям. Но почему-то власть не хочет
осознать, что образование – это не процесс
овладения устоявшимися знаниями и нормами науки
и культуры, а проектирование и реализация новых
образцов.
А сегодня? В школах идет интенсивное изучение
предметных программ, далеко не связанных с
реальной жизнью. Мы учим тому, что в жизни сегодня
уже практически устарело.
Кто платит, тот и заказывает музыку – такова
присказка. Учредителями школ в основном являются
местные муниципалитеты, но районные, городские
администрации, как основные “спонсоры”
образовательных учреждений, часто не имеют
муниципальной стратегии в образовании, не говоря
об образовательной политике. Перспективной
стратегии в образовании нет и у федерального
правительства. Тем не менее, выполняя местный
социальный заказ на образование, на местном
уровне образование вполне может стать средством
развития региона, социальной среды. Но школа
по-прежнему остается лишь местом реализации
интересов министерств и ведомств федерального и
регионального уровней. Учителя исполняют это с
помощью предметных программ. Качество своей
работы они определяют по тому, соответствуют их
ученики поставленным перед ними государственным
требованиям или нет. Несмотря на то что основными
участниками образовательного процесса в школе
являются дети, учителя и родители, власть
по-прежнему решает за них главные педагогические
проблемы: для чего, чему и как учить детей. А это
означает, что на самом деле власть – главный
заказчик и участник образования в целом. В
программе развития образования России основными
исполнителями являются органы федерального и
региональных уровней. В этой программе органам
муниципальных уровней и школам отводится
второстепенное место. Такое же положение и в
других программах. Написание программ нынче
модное дело. В нашем провинциальном городе
Лабинске в течение пяти последних лет
работниками муниципального органа управления
образованием написаны две программы развития
муниципальной системы образования. Большая
часть директоров школ города и района не держали
в руках эти документы. Что уж говорить об
учителях, родителях и учениках. Созданы
программы, из которых не выполнен ни один пункт. И
вновь сформирована творческая группа для
написания еще одной, которая должна быть
закончена и принята в течение одного месяца, –
таково распоряжение главы администрации города.
Какова судьба очередной программы, можно судить
по тому, для какой цели она создается. А создается
она для отчетности в краевой департамент
образования и науки. Но интересно другое. Жизнь в
большей части школ меняется. Без официально
оформленных программ развития идут
инновационные процессы. Реформы сверху
определяются нормативно-правовыми документами.
А перемены в школах – реакция на реальные
изменения в жизни. Эффективные нововведения
базируются сегодня на реальных потребностях
детей в образовании, на педагогике
сотрудничества учителей и учеников, учителей и
родителей, родителей и администраций школ. Три
основные группы участников образовательного
процесса – учителя, родители и дети – начинают
задумываться над целями и содержанием
образования и договариваться о том, как и где
учить. Школы, чтобы поддержать свое материальное
и финансовое положение, просто собирают деньги
на минимальные нужды у родителей или делают это
цивилизованно: за дополнительную плату
удовлетворяют образовательные потребности
детей и родителей. Тем самым школы негласно
выполняют свои программы развития, основой
которых являются заказы на образование со
стороны родителей, местных промышленных и
сельскохозяйственных производств. Существуют
два подхода к конструированию программ развития:
один по вертикали вниз – от программы
федеральной до программы образования каждой
школы, каждого ученика и каждого учителя, а
второй – от программы каждого ученика и учителя
до программы Министерства образования. Власть,
бесспорно, применяет первый способ. Тем самым
защищая в первую очередь свои интересы. Школа
стремится к свободе, стремится работать на
учителя, на учеников, на родителей.
Сотрудничество школ и родителей по вопросам
выбора содержания образования и форм его
реализации не обеспечено надежно нормативными и
правовыми документами. Нам надо наконец понять,
что школа – государственно-общественный
институт, в котором реализуются интересы не
только чиновников образования, но и детей, их
родителей и учителей, которые не меньше
чиновников переживают за качество обучения, за
реформирование содержания образования. А
придуманные стандарты общего среднего
образования – всего лишь переформулировка
программ по школьным дисциплинам, Базисный
учебный план – всего лишь прежнее предметное
обучение и классно-урочная система. Это способы
утверждения немного пошатнувшегося
ведомственного, авторитарного стиля управления
образованием. Что означает для федерального
ведомства перенести, например, одну тему из
математики девятого класса в одиннадцатый класс?
Просто написать перед началом учебного года
рекомендательное письмо. И сколько
дополнительной работы, оплачиваемой из
бюджетных средств, создает это письмо
разработчикам программ, авторам учебников и
методических пособий, работникам институтов
повышения квалификации, управленцам
образования, методистам районных и городских
методических служб, учителям-предметникам. А
родители обязаны приобрести новый учебник. Такая
дополнительная работа абсолютно никому не нужна,
кроме чиновников, представляющих власть в
образовании. Власть предлагает свое содержание
образования, но добавляет при этом, что именно
это образование для детей и их родителей будет
бесплатным. Но бесплатность – понятие
относительное. Для родителей образование детей
все равно платное, ведь они являются
налогоплательщиками и содержат государственные
структуры, а для властных и ведомственных
структур оно, бесспорно, бесплатное. Власть
предлагает свои бесплатные услуги родителям и
детям, а учителям заработную плату за выполнение
государственного заказа. А если родители и дети
захотели получить альтернативное образование,
то семье надо раскошелиться. Большая часть
родителей с трудом справляется с финансовыми
проблемами, поэтому выбирает бесплатное
образование. Ученик, обучающийся по
государственным программам, получает документ
государственного образца, и этот документ дает
ему право продолжить опять-таки бесплатное
образование в государственном высшем учебном
заведении. Так власть управляет детьми и
родителями через своих представителей-учителей.
Экспертиза деятельности образовательных
учреждений должна выполняться независимой
аттестационной службой – так записано в Законе
“Об образовании”. Но чиновники умело
“национализировали” полномочия независимой
аттестационной службы.
Власть выстраивает проверяющие структуры и
технологии инспектирования образовательных
учреждений. Успешно внедряется система
лицензирования и аттестации образовательных
учреждений, процедура аттестации учеников и
учителей, и это принято к исполнению ведомствами
всех уровней. А вот механизмов контроля над
учредителями общеобразовательных школ, которыми
являются региональные и муниципальные органы
власти, за выполнением федеральных актов о
материальном, финансовом и методическом
обеспечении образовательных учреждений пока
нет. Нет и методик, с помощью которых можно было
бы проводить аттестацию муниципальных,
региональных и федеральных властей по
выполнению международных конвенций и законов,
защищающих права граждан на свободу и
образование. Муниципальные управления
образования занимают позицию инспектирующих
структур, забывая об обязанностях учредителей,
на которых возложена ответственность за
создание условий для организации
образовательного процесса в учебном заведении.
Образование – долгосрочный кредит и в свою
очередь капитал. Поэтому оно обязательно должно
быть платным. Бесплатное образование организует
тот учредитель, который заинтересован в
утверждении своей власти над обучающимися.
Бесплатное государственное образование
укрепляет вертикаль государственной власти.
Бесплатное образование значимо для такого
общества, в котором преобладает
общегосударственная собственность над всеми
другими видами собственности. В таком обществе
власти нужен государственный человек. В прошлом
в Советском Союзе бесплатное образование
способствовало укреплению государственности и
увеличению государственной и коллективной
собственности, которая также контролировалась
государственными структурами. Другой аспект: с
образованием связаны большие деньги. Когда
чиновники говорят о самостоятельности
образовательных учреждений, то
самостоятельность в их понимании не означает
финансовой самостоятельности. Государственный
заказ в образовании представлен в виде
федеральных и региональных стандартов
образования, его выполняют образовательные
учреждения. Выполнение этого заказа
контролируется государственными службами:
Министерством образования, региональными и
муниципальными управлениями образования. А
финансы на выполнение этого заказа изыскиваются
на местах или спускаются по иерархической
лестнице сверху. Это, бесспорно, приводит к тому,
что в образовательных учреждениях нет даже денег
на заработную плату. Учителя, не получая по
нескольку месяцев государственного жалования,
выполняют государственный заказ на образование.
Такое может быть только в России. В школах –
недостаток учебников, приборов для выполнения
практических и лабораторных работ, не хватает
столов и стульев, а государственные структуры
выстраивают вертикали контроля над учителями и
учениками. Учителя, родители и дети вынуждены с
этим мириться, так как нет альтернативы, нет
средств на обучение в альтернативной
негосударственной школе. Нет альтернативной
негосударственной системы образования. Ведь
государственная политика в образовании
базируется на неравенстве в обществе ученика и
учителя, родителей и администраторов школ,
директора школы и чиновника из любой властной
структуры. Такое деление на сынов и пасынков –
основной принцип государственной политики в
образовании.
Сергей БОГДАНОВ,
заместитель директора средней школы № 15
станицы Владимирской Лабинского района
Краснодарского края
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|