26–27 марта в Подмосковье прошел уже
четвертый семинар Института образовательной
политики «Эврика» – «Развитие попечительской
деятельности».
С докладом об участии гражданских
образовательных объединений в образовательной
политике на семинаре выступила вице-спикер
Государственной Думы РФ Ирина Хакамада.
Главными темами дискуссий на семинаре были:
l попечительство как институт гражданского
общества;
l экономика попечительства и попечительство
экономики образования;
l нужен ли законопроект «О попечительской
деятельности»?
В семинаре принимали участие попечители,
представители общественных организаций, деятели
образования – всего около ста человек из 23
регионов России.
Среди экспертов были представлены:
Государственная Дума, Министерство образования,
Мировой банк, Высшая школа экономики, Институт
экономики инвестиций, Московский
государственный педагогический университет.
Главные выводы экспертно-аналитической работы,
проведенной участниками семинара, можно
сформулировать так: возрождение попечительства
– пока на уровне формирования попечительских
советов, несмотря на очень слабую нормативную
базу и отсутствие экономических условий для
массовой благотворительности, – все-таки
происходит.
Возникнет ли на основе попечительской
деятельности общественно-образовательный
институт – попечительское движение, во многом
зависит от политической поддержки этого
гражданского института образовательной
политики на высшем уровне руководства страной.
Главная опасность попечительства –
бюрократизация движения, превращение его в
аналог советского шефства и базовых предприятий.
И эта опасность довольно велика.
Одним словом, попечительство на распутье. Но сам
факт существования в России попечительства уже
нельзя отрицать.
Просветите хозяина!
Если бы наше образование было самым
лучшим в мире, то, получив в свои руки право
действительно выбирать и быть избранными,
россияне смогли бы разумно распорядиться этим
правом.
Опыт показал, что хозяином страны оказались
избиратели, все выпускники средней школы,
образовательный уровень которых не позволил им
разумно использовать демократические права.
И это несмотря на поголовную образовательную
повинность...
Роль дополнительного образования в школе
демократии может сыграть институт
попечительства – вовлечение граждан в
управление школой и определение образовательной
политики.
Попечительство – современное земство
На самом деле оснований для критики в
нормативной базе попечительства больше, чем
оснований для гордости. Ни указ президента, ни
постановление правительства, по сути, ничего не
добавляют к системе правовых норм
благотворительности, существующих в российском
законодательстве. Фактически это такие знаковые
документы, которые по своему предназначению
играют роль флажка-отмашки: можно!
Власть сигнализирует местному начальству:
попечительство – правильная линия текущего
момента.
Грешным делом надо признаться: не было бы
счастья, да несчастье помогло. На значение
общественного управления образованием обратили
внимание только из-за того, что в какой-то момент
положение школы было настолько аховым, что в пору
хоть на паперть. И сейчас дела не лучше, но
благодаря строгой “тете Вале” – так в школах
называют вице-премьера Валентину Ивановну
Матвиенко – губернаторы стали отдавать школам
больше трансфертных денег. Любопытно, что при
этом зарплатный долг упал до уровня 1 млрд 700 млн
– и завис. Это означает, что частичной причиной
задолженности было действительно нежелание
губернаторов тратиться на зарплату учителям, но
это еще не все. Теперь уже совершенно очевидно,
что в ситуации, когда консолидированного бюджета
должно хватать на все предусмотренные расходы, а
реальных денег не хватает, бессмысленно отрицать
две вещи.
Первая: государство (любое) не в состоянии
самостоятельно финансировать систему
образования.
Второе: даже теми деньгами, которые есть,
государство самостоятельно не может
распорядиться эффективно.
И первая, и вторая причины означают: обществу
нужно активно участвовать в экономике
образования.
“Ну конечно, так и знали – все дело сводится к
тому, что родители должны платить за обучение
своих детей”.
Стоп, тут очень важно уточнить: кто говорит?
Учителя? Родители?
Потому что, когда я вижу массовые выступления
школьных работников, ведомых нашим славным
профсоюзом, протестующих против увеличения
платности образования, я спрашиваю себя: “Похоже
образование на любую другую сферу материального
или духовно-интеллектуального производства?”
Вы когда-нибудь видели работников автопрома,
которые вышли на демонстрацию с требованиями
уменьшить стоимость продаваемых автомобилей? А
строителей, требующих бесплатной раздачи жилья
всем нуждающимся?
Бесплатность – это камуфляж политиканов,
которые с запредельным цинизмом заставляют
одних граждан, школьных работников, лишать
других граждан, всех остальных
налогоплательщиков, права на образование.
Почему? Потому что товар, в который вложен труд,
стоит ну никак не меньше, чем сумма, за которую
его можно выгодно продать. А если его отдают в
убыток, или, точнее говоря, если нас, педагогов,
заставляют отдавать свой товар – свой труд –
себе в убыток, что по факту и происходит, то те,
кто нас заставляет так делать, – мошенники и
политиканы.
Потому они девять лет и боятся объявить норматив
финансирования образования, что станет ясно,
сколько они нам недоплачивают.
А скрытая оплата в виде поборов с родителей
лучше?
Проблематика образовательной политики в том и
заключается, что для граждан образование –
конституционное право, а для работников системы
образования – товар, услуга, которую они продают.
Право граждане должны получать в соответствии с
Конституцией. А услугу работники продают так,
чтобы выгодно было.
Но человечество изобрело способ обеспечения
права и тех, и других.
Общество выработало механизмы покрытия дефицита
государственного бюджета так, чтобы не все
родители платили, а чтобы богатые платили за
бедных. Через благотворительность, через
попечительство, через филантропию.
Эти механизмы были и в России до октябрьского
переворота 1917 года, но советская власть так все
исковеркала, что теперь приходится параллельно
развивать и общественное управление школой, и
систему сбора пожертвований на нее. Такова
специфика момента.
И вот когда, казалось, ни традиций, ни мотивов, ни
выгоды – все-таки появляются попечители, и
вникают в тонкости образовательной политики, и
медленно-медленно начинают осознавать себя
общественными управляющими образованием, а не
только спонсорами.
Я постоянно встречаюсь с попечителями в самых
разных регионах – от Владивостока до
Калининграда. Это банкиры, предприниматели,
мелкие и крупные, руководители фирм, фабрик и
заводов, владельцы ресторанов и кафе,
туристических фирм, транспортных и страховых
компаний, известные артисты и спортсмены,
политики, владельцы и главные редакторы газет,
телевидения и многие, многие другие.
Сейчас можно назвать уже десятки школ, в которых
граждане активно участвуют в попечительстве. Что
это значит?
Это значит, что школы нашли в своем городе
влиятельных, авторитетных или богатых граждан и
пригласили их быть общественно-образовательной
элитой. Пригласили их в попечительский совет,
чтобы согласовать с ними образовательную
программу своей школы.
Надо сказать, что это главный и необходимый шаг
на пути возрождения попечительства. Граждан
приглашают не сдавать пожертвования – им
предлагают стать представителями общества, с
которыми педагогическое сообщество хочет
заключить общественно-образовательный договор.
Но не со всеми гражданами, потому что общий,
массовый уровень образовательных потребностей
определяется довольно консервативными
представлениями о советском качестве
образования. И для развития образования, для
поддержки инновационных программ, вообще для
модернизации нашего образования
ориентироваться на массовые представления
опасно. Уникальность сегодняшней ситуации как
раз и заключается в том, что образовательное
сообщество экспертным способом выделяет из
общей массы наиболее подготовленных граждан и
создает общественно-образовательный институт, с
которым и заключает общественно-образовательный
договор.
А поскольку сама по себе эта деятельность по
созданию попечительской элиты инновационна, то
эффективнее всех школы, в которых культивируется
инновационная образовательная деятельность.
Поэтому отбор попечителей сегодня ориентирован
в основном на поддержку инновационного
направления в образовании. И это правильно.
Итак, первый шаг – согласование программ.
Второй шаг – согласование школьного бюджета, то
есть стоимости этой согласованной программы.
Третий шаг – делегирование попечителей на
переговоры с учредителем, мэром города, например,
относительно финансового обеспечения
муниципалитетом этого бюджета.
И только четвертый шаг – сбор пожертвований для
покрытия дефицита школьного бюджета.
Кроме того, необходимо, чтобы попечители
объединялись в движение и высказывали свою точку
зрения не только учредителям относительно
образовательной программы своей школы, но и
власти в целом по ключевым проблемам
образовательной политики.
...Муниципализация школьного образования, к
сожалению, проведена так уродливо, что почти
дискредитировала идею гражданского участия в
образовании. На уровне местного сообщества школа
так и не стала гражданским институтом.
Попечительство сегодня – своеобразное
современное земство, еще одна попытка вернуть
школу обществу.
Откровенно говоря, попытка запоздалая, если
иметь в виду европейский опыт.
Александр АДАМСКИЙ
Окончание читайте, пожалуйста, в
следующем номере
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|