Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2001

Первая тетрадь. Политика образования

26–27 марта в Подмосковье прошел уже четвертый семинар Института образовательной политики «Эврика» – «Развитие попечительской деятельности».
С докладом об участии гражданских образовательных объединений в образовательной политике на семинаре выступила вице-спикер Государственной Думы РФ Ирина Хакамада.
Главными темами дискуссий на семинаре были:
l попечительство как институт гражданского общества;
l экономика попечительства и попечительство экономики образования;
l нужен ли законопроект «О попечительской деятельности»?
В семинаре принимали участие попечители, представители общественных организаций, деятели образования – всего около ста человек из 23 регионов России.
Среди экспертов были представлены: Государственная Дума, Министерство образования, Мировой банк, Высшая школа экономики, Институт экономики инвестиций, Московский государственный педагогический университет.
Главные выводы экспертно-аналитической работы, проведенной участниками семинара, можно сформулировать так: возрождение попечительства – пока на уровне формирования попечительских советов, несмотря на очень слабую нормативную базу и отсутствие экономических условий для массовой благотворительности, – все-таки происходит.
Возникнет ли на основе попечительской деятельности общественно-образовательный институт – попечительское движение, во многом зависит от политической поддержки этого гражданского института образовательной политики на высшем уровне руководства страной.
Главная опасность попечительства – бюрократизация движения, превращение его в аналог советского шефства и базовых предприятий. И эта опасность довольно велика.
Одним словом, попечительство на распутье. Но сам факт существования в России попечительства уже нельзя отрицать.

ПОЛИТИКА ОБРАЗОВАНИЯ

Просветите хозяина!

Если бы наше образование было самым лучшим в мире, то, получив в свои руки право действительно выбирать и быть избранными, россияне смогли бы разумно распорядиться этим правом.
Опыт показал, что хозяином страны оказались избиратели, все выпускники средней школы, образовательный уровень которых не позволил им разумно использовать демократические права.
И это несмотря на поголовную образовательную повинность...
Роль дополнительного образования в школе демократии может сыграть институт попечительства – вовлечение граждан в управление школой и определение образовательной политики.

Попечительство – современное земство
На самом деле оснований для критики в нормативной базе попечительства больше, чем оснований для гордости. Ни указ президента, ни постановление правительства, по сути, ничего не добавляют к системе правовых норм благотворительности, существующих в российском законодательстве. Фактически это такие знаковые документы, которые по своему предназначению играют роль флажка-отмашки: можно!
Власть сигнализирует местному начальству: попечительство – правильная линия текущего момента.
Грешным делом надо признаться: не было бы счастья, да несчастье помогло. На значение общественного управления образованием обратили внимание только из-за того, что в какой-то момент положение школы было настолько аховым, что в пору хоть на паперть. И сейчас дела не лучше, но благодаря строгой “тете Вале” – так в школах называют вице-премьера Валентину Ивановну Матвиенко – губернаторы стали отдавать школам больше трансфертных денег. Любопытно, что при этом зарплатный долг упал до уровня 1 млрд 700 млн – и завис. Это означает, что частичной причиной задолженности было действительно нежелание губернаторов тратиться на зарплату учителям, но это еще не все. Теперь уже совершенно очевидно, что в ситуации, когда консолидированного бюджета должно хватать на все предусмотренные расходы, а реальных денег не хватает, бессмысленно отрицать две вещи.
Первая: государство (любое) не в состоянии самостоятельно финансировать систему образования.
Второе: даже теми деньгами, которые есть, государство самостоятельно не может распорядиться эффективно.
И первая, и вторая причины означают: обществу нужно активно участвовать в экономике образования.
“Ну конечно, так и знали – все дело сводится к тому, что родители должны платить за обучение своих детей”.
Стоп, тут очень важно уточнить: кто говорит?
Учителя? Родители?
Потому что, когда я вижу массовые выступления школьных работников, ведомых нашим славным профсоюзом, протестующих против увеличения платности образования, я спрашиваю себя: “Похоже образование на любую другую сферу материального или духовно-интеллектуального производства?”
Вы когда-нибудь видели работников автопрома, которые вышли на демонстрацию с требованиями уменьшить стоимость продаваемых автомобилей? А строителей, требующих бесплатной раздачи жилья всем нуждающимся?
Бесплатность – это камуфляж политиканов, которые с запредельным цинизмом заставляют одних граждан, школьных работников, лишать других граждан, всех остальных налогоплательщиков, права на образование.
Почему? Потому что товар, в который вложен труд, стоит ну никак не меньше, чем сумма, за которую его можно выгодно продать. А если его отдают в убыток, или, точнее говоря, если нас, педагогов, заставляют отдавать свой товар – свой труд – себе в убыток, что по факту и происходит, то те, кто нас заставляет так делать, – мошенники и политиканы.
Потому они девять лет и боятся объявить норматив финансирования образования, что станет ясно, сколько они нам недоплачивают.
А скрытая оплата в виде поборов с родителей лучше?
Проблематика образовательной политики в том и заключается, что для граждан образование – конституционное право, а для работников системы образования – товар, услуга, которую они продают.
Право граждане должны получать в соответствии с Конституцией. А услугу работники продают так, чтобы выгодно было.
Но человечество изобрело способ обеспечения права и тех, и других.
Общество выработало механизмы покрытия дефицита государственного бюджета так, чтобы не все родители платили, а чтобы богатые платили за бедных. Через благотворительность, через попечительство, через филантропию.
Эти механизмы были и в России до октябрьского переворота 1917 года, но советская власть так все исковеркала, что теперь приходится параллельно развивать и общественное управление школой, и систему сбора пожертвований на нее. Такова специфика момента.
И вот когда, казалось, ни традиций, ни мотивов, ни выгоды – все-таки появляются попечители, и вникают в тонкости образовательной политики, и медленно-медленно начинают осознавать себя общественными управляющими образованием, а не только спонсорами.
Я постоянно встречаюсь с попечителями в самых разных регионах – от Владивостока до Калининграда. Это банкиры, предприниматели, мелкие и крупные, руководители фирм, фабрик и заводов, владельцы ресторанов и кафе, туристических фирм, транспортных и страховых компаний, известные артисты и спортсмены, политики, владельцы и главные редакторы газет, телевидения и многие, многие другие.
Сейчас можно назвать уже десятки школ, в которых граждане активно участвуют в попечительстве. Что это значит?
Это значит, что школы нашли в своем городе влиятельных, авторитетных или богатых граждан и пригласили их быть общественно-образовательной элитой. Пригласили их в попечительский совет, чтобы согласовать с ними образовательную программу своей школы.
Надо сказать, что это главный и необходимый шаг на пути возрождения попечительства. Граждан приглашают не сдавать пожертвования – им предлагают стать представителями общества, с которыми педагогическое сообщество хочет заключить общественно-образовательный договор.
Но не со всеми гражданами, потому что общий, массовый уровень образовательных потребностей определяется довольно консервативными представлениями о советском качестве образования. И для развития образования, для поддержки инновационных программ, вообще для модернизации нашего образования ориентироваться на массовые представления опасно. Уникальность сегодняшней ситуации как раз и заключается в том, что образовательное сообщество экспертным способом выделяет из общей массы наиболее подготовленных граждан и создает общественно-образовательный институт, с которым и заключает общественно-образовательный договор.
А поскольку сама по себе эта деятельность по созданию попечительской элиты инновационна, то эффективнее всех школы, в которых культивируется инновационная образовательная деятельность. Поэтому отбор попечителей сегодня ориентирован в основном на поддержку инновационного направления в образовании. И это правильно.
Итак, первый шаг – согласование программ.
Второй шаг – согласование школьного бюджета, то есть стоимости этой согласованной программы.
Третий шаг – делегирование попечителей на переговоры с учредителем, мэром города, например, относительно финансового обеспечения муниципалитетом этого бюджета.
И только четвертый шаг – сбор пожертвований для покрытия дефицита школьного бюджета.
Кроме того, необходимо, чтобы попечители объединялись в движение и высказывали свою точку зрения не только учредителям относительно образовательной программы своей школы, но и власти в целом по ключевым проблемам образовательной политики.
...Муниципализация школьного образования, к сожалению, проведена так уродливо, что почти дискредитировала идею гражданского участия в образовании. На уровне местного сообщества школа так и не стала гражданским институтом.
Попечительство сегодня – своеобразное современное земство, еще одна попытка вернуть школу обществу.
Откровенно говоря, попытка запоздалая, если иметь в виду европейский опыт.

Александр АДАМСКИЙ

Окончание читайте, пожалуйста, в следующем номере


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru