Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Елена ИВАНИЦКАЯ

Книжки разные нужны, книжки всякие важны?

Старшее поколение, вероятно, помнит, что в их школьные годы, лет двадцать – тридцать назад, в дни весенних каникул проходила «Книжкина неделя». Открывали ее торжественно в Колонном зале с участием любимых детских писателей. Постепенно «Книжкина неделя» как-то забылась, потерялась, а сегодня уже хочется спросить:
«А не потерялась ли детская книжка вообще?»
Возродить славную традицию призван I Московский фестиваль детской книги, который шумит сейчас во всех крупных книжных магазинах Москвы. Он открылся 24 марта в Московском Доме книги на Новом Арбате, а торжественное закрытие с подведением итогов многочисленных конкурсов и викторин состоится 7 апреля.

Девизом фестиваля стали слова “Вместе с книгой мы растем!” Однако в том-то и беда, что этот девиз не отражает реального положения дел. Тревожно то, что с развитием мультимедийных технологий книга, литература, чтение перестали занимать в жизни ребенка значительное место. Растет нечитающее поколение? Пожалуй, многие с этим уже почти смирились...
“Снижение интереса детей к книге, а тем самым снижение их культурного уровня стало серьезной социальной проблемой,– говорит Надежда МИХАЙЛОВА, генеральный директор Государственного унитарного предприятия Объединенный центр “Московский Дом книги”. – Перед фестивалем стоят просветительские цели – возрождение любви и интереса детей к книге, создание ей лидирующего положения в структуре детского досуга”.
Впрочем, в то, что у нас выросло нечитающее поколение, в книжных магазинах в дни фестиваля поверить трудно. Уже при выходе из метро рядом с книжным магазином «Молодая гвардия» ясно, куда направляются шумные компании подростков, родители с малышами. Юные читатели все-таки еще есть.
В крупнейших книжных магазинах запланированы ежедневные костюмированные викторины. Все ребята, правильно ответившие на вопрос, получают приз, а самые эрудированные будут приглашены принять участие в финальной викторине 7 апреля. Проходит конкурс детского рисунка «Моя любимая книжка”: в книжных магазинах появились специальные ящики вроде почтовых, куда каждый маленький читатель может опустить свой рисунок. В жюри конкурса – иллюстраторы детских книг, главные художники издательств, а возглавляет его Леонид Владимирский. Компания “Лего” проводит литературный конкурс.
“Мы надеемся, что фестиваль станет ежегодным и опыт Москвы распространится на всю Россию, – говорит Марина КАМЕНЕВА, президент Ассоциации книгораспространителей независимых государств. – Пропаганда книги и культуры чтения – это государственная задача. Впервые в послесоветское время мы проводим такое мероприятие и надеемся, что фестиваль станет ежегодным”.
В послесоветском пространстве очевиден коммерческий (коммерческий – в том числе) смысл подобного мероприятия, сколько бы ни открещивались от него в данном случае организаторы.
Книгоиздатели и книготорговцы борются за свободное время ребенка и за карман его родителей. Если предлагаемые ими книги действительно хороши, то и пусть борются как можно активнее: в этой борьбе нет проигравших.
Но действительно ли мы знаем, чего хотят юные читатели от пяти до пятнадцати лет? Предлагаем ли то, что на самом деле им интересно и нужно? Поможет ли фестиваль такому пониманию?
Наверное, да. Фестиваль дает детям и родителям редкую возможность увидеть все разнообразие детских изданий: классические и современные произведения художественной литературы, познавательные и развивающие книги.
Кому как нравится, конечно, но меня неприятно царапает настырная пестрая глянцевость издаваемых сегодня детских книг. Привлекательна ли она для детей? Меня как-то настораживают огромные, в руки не возьмешь, дорогущие детские энциклопедии обо всем на свете – от моды до древней истории. Тянутся ли к ним подростки?
Если даже фестиваль будет только небольшим праздником на каникулах, это уже хорошо. Но истинная его задача в том, чтобы понять запросы юных читателей. Удастся ли это фестивалю? Распространится ли начинание на всю страну? Пока вопросов больше, чем ответов. Но уже ясно, что дети все-таки хотят читать, хотят, чтобы ими немножко занялись и родители, и издатели.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru