Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Индийский вариант

Идеальный синтез традиций и открытости в системе образования дает удивительный результат...

На 2001 год в США работают около 320 000 выходцев из Индии. Их средний годовой доход составляет 61 000 долларов. По данным «Washington Post», из всех, кто работает в Соединенных Штатах, 38% врачей, 12% ученых, 36% сотрудников НАСА, 34% сотрудников Микрософта, 28% сотрудников IBM, 17% Интела – это люди индийского происхождения, закончившие индийские школы и университеты. Только одно это обстоятельство заставляет пристально вглядеться в индийскую систему образования. Однако дело не исчерпывается успехом на рынке. В Индии удалось удивительным образом синтезировать традиции и современные подходы…

Индия, страна с тысячелетней культурой, знает, пожалуй, самые старые системы образования в истории человечества. Слово «гуру» вошло почти во все языки мира. Еще пять тысяч лет назад молодые люди отправлялись в гурукули (дословно переводится как «дом учителя»), дабы набраться жизненной мудрости, освоить навыки военного дела, политологии, религии, искусства. Они жили с учителем по нескольку лет и на время обучения полностью подчинялись ему. За учебу платили одеждой и другими товарами, чтобы учитель и его семья могли поддерживать чистоту и порядок в гурукули. К гуру в основном приходили люди из высших слоев общества, большое значение имело кастовое происхождение ученика, но всегда были исключения для талантливых и самостоятельных детей.
Благодаря такой преемственности, передаче знаний от отца к сыну, от учителя к ученику выпускники индийских школ делали величайшие открытия и создавали шедевры в области математики, философии и словесности, разрабатывали теорию поэзии и технику военного искусства, строили огромные города с дорогами и канализацией. Уже 2600 лет назад в Индии широко практиковались хирургические операции в системе Аюрведы, быстро развились традиции библиотек, школ, вузов. В первые годы буддизма (500 лет до нашей эры) существовали университеты Наланда, Такшила и тысячи известных школ. За 150 лет до нашей эры в Индии была построена крупная дамба. Спустя 50 лет индусы уже пользовались десятичными дробями. Также широко распространились астрология и астрономия, которые требуют сложных и точных математических расчетов. Альберт Эйнштейн как-то сказал: “Мы очень благодарны индийцам, которые научили нас считать, без чего невозможно было бы сделать ни одного научного открытия”.
Агрессия со стороны мусульманского мира начиная с XIV века почти полностью уничтожила традиционную индийскую систему образования. Были разрушены школы, университеты, сожжены библиотеки, убиты учителя, отказавшиеся принять исламскую веру. В XVIII–XIX веках, когда Европа переживала промышленную революцию и запуск первого парового двигателя, Индия была подчинена Британской империи. Под флагом просвещения было разрушено почти все, что удалось спасти от моголов.
В 1830 году шотландский миссионер Александр Дафф, пережив страшное кораблекрушение, прибыл в Калькутту. В то время ему было всего 24 года. Он поклялся покончить с индуизмом и решил этого добиться самым лучшим образом, ударив его по мозговому центру – образованию. Дафф проработал два года, и в 1832 году вышел Закон реформы Лорда Макалей – основателя современной образовательной системы по западному образцу, которая с небольшими изменениями существует до сих пор. В одной из своих работ лорд Макалей писал: “Я считаю, что для нас (т.е. для англичан) невозможно с нашими ограниченными средствами обучить весь народ. В настоящее время мы должны приложить все силы, чтобы создать класс, который сумеет стать классом переводчиков между нами и миллионами тех, которыми мы управляем; класс лиц, индийцев по крови и цвету, но англичан по вкусам, взглядам, морали и интеллекту. Этому классу мы предоставим возможность оживить в стране местные диалекты, обновить их научными терминами, заимствованными из западной лексики, и постепенно обеспечим ему достаточно средств для передачи знаний огромной массе населения”.
Современная образовательная система Индии выглядит следующим образом. Как и в России, там очень мало детских садов, поэтому почти все школы принимают детей в возрасте трех лет. Первые три класса разделяются на Lower Kinder Garden, Kinder Garden, Upper Kinder Garden (младший садик, средний и старший). В возрасте шести лет ребенок поступает в 1 класс. С 1 по 8 класс считается Primary School (начальная школа), с 9-го по 12-й – Secondаry School (средняя школа). В 11 классе дети уже выбирают предметы в зависимости от собственных предпочтений. После окончания школы большинство детей участвуют в разных конкурсах для поступления в профессиональные вузы с хорошей репутацией – в основном это медицинские, военные или технические. По другим направлениям, например юриспруденция, языки, журналистика, фундаментальные науки, любой может поступить свободно. Срок обучения зависит от специальности. Инжиниринг 4–5 лет, медицина 5–6 лет, коммерция и юриспруденция – 3 года, фундаментальные науки и языки – 2 года. По окончании выдается диплом бакалавра, но, чтобы он соответствовал российскому аналогу, индийскому студенту нужно учиться еще два года, чтобы получить диплом магистра.
Частные учебные заведения, так же как и в России, широко распространены. Школы получают много льгот от государства, имеют полную свободу выбирать себе учебники, учебную программу, форму, религию и т.д. Государство контролирует школьников только в 10 и 12 классах. Установлена программа для этих классов. Экзамены только письменные, вопросы подготавливает государственная комиссия. Дети ходят сдавать экзамен не в свою школу, а в другую, которая им назначена. Там во время экзаменов их контролируют незнакомые экзаменаторы. После экзаменов ответы собираются, складываются в ящики и для проверки отправляются в третью школу. Адрес этой третьей школы является секретом, чтобы исключить возможность повлиять на результаты, которые объявляются спустя месяц. Такая система позволяет дать объективную оценку подготовки учеников.
В то время как государственное обучение является бесплатным, стоимость обучения в частных школах – примерно 20–50 долларов в месяц. В престижных школах-интернатах – около 200–400 долларов в месяц. Большинство таких школ было основано англичанами более ста лет назад в живописных местах для своих детей. Они являются элитными школами Индии. Получить место в этих школах очень трудно. Некоторые из них получили специальное разрешение от индийского государства не соблюдать стандарты индийских школ и выдают диплом английского образца. Там в основном учатся дети иностранных дипломатов, дети индийцев, проживающих за границей, или дети из развивающихся стран, которые хотят получить хорошее английское образование, которое в Индии дешевле по сравнению с другими странами. Самая же дорогая школа в Индии – при американском посольстве в Дели, где обучение стоит 1000 долларов в месяц.
Что касается высшего образования, то в Индии существуют 214 университетов. Из них 16 – под контролем федерального правительства, остальные – в штатах. Еще 38 институтов в ближайшее время должны получить статус университета. В университетах учатся 6,8 миллиона студентов и работают 330 тысяч преподавателей. Координация и определение стандартов в вузах делаются комитетом, созданным федеральным правительством.
В отличие от школ родители предпочитают отдавать своих детей в государственные вузы. Стоимость же обучения в частных институтах составляет около 7–8 тысяч долларов. В престижных университетах существуют гранты и дотации для талантливых детей, получивших высокие результаты в различных тестах и конкурсах. Те же, у кого нет больших денег и они не смогли поступить в вуз с государственной дотацией, едут учиться в страны СНГ и Восточной Европы. После распада СССР выпускники СНГ, за исключением некоторых известных вузов, должны сдавать экзамены по возвращении на родину, чтобы получить лицензию для начала своей трудовой деятельности. Также в Индии учатся много студентов из других стран – из Африки, Ирана, Ирака. Причина почти всегда одна и та же – доступность в финансовом плане.
Существенным аспектом образования в Индии является изучение языков. В известной степени многонациональная Индия походит на многонациональную Россию. Но проблема взаимопонимания стоит здесь еще острее.
В северных штатах для 39% жителей родным языком является хинди, еще около 20% понимают его. Из 29 штатов 14 говорят на других наречиях. Чтобы не возникло проблем коммуникации между различными штатами, после получения независимости в 1947 году был сохранен английский язык. Возникает вопрос, где учить английский – он преподается в любой государственной школе с первого класса или с садика. Можно отдать ребенка в платную частную школу, где английский идет не только как предмет, но остальные предметы тоже преподают на английском языке. Но в этих частных школах тоже обязательно должны давать хинди или любой другой местный язык на уровне государственной школы. Уже несколько лет обсуждается государственная трехъязычная программа, и есть вероятность, что она будет принята в 2002 году. Предполагается, что школа должна давать язык своего штата плюс еще один национальный язык. Для южных штатов выбор автоматически будет хинди, для северных – один из южных языков.
На сегодняшний день благодаря закону об образовании от 1996 года, в соответствии с которым все дети в возрасте 14 лет должны были получить бесплатное и обязательное образование до начала 2000 года, грамотность в возрастной группе от 7 до 45 лет возросла до 65%, а в южном штате Керала это цифра – 100% (кстати, в этом штате уже более 15 лет власть в руках Коммунистической партии Индии, и они гордятся этим фактом).
Согласно программе развития образовательной системы с 15 августа 1995 года государство начало выдавать бесплатные обеды, чтобы привлечь детей в школы. Также 50% учителей должны быть женщины. В 1997 году эта цифра была 47%. С 1993 года учителя начальных классов обязаны проходить курсы переподготовки. Чтобы дети уже в 9 классе получали профессиональное образование, с 1998 года ввели около 150 новых курсов в сфере сельского хозяйства, бизнеса, техники, медицины и т.д. Активно развиваются программы поддержки культурных ценностей в образовании, компьютерное образование, проекты, связанные с эффектами роста населения, потребления наркотиков, борьбы со СПИДом.
Но в Индии, как и в большинстве развивающихся стран, еще нет условий, чтобы обеспечить выпускников рабочими местами, соответствующими полученному образованию. Поэтому много молодых людей уезжают работать за границу. Однако в отличие от Москвы в Дели из этого не делают трагедии. Во-первых, большинство выходцев из Индии предпочитают хранить деньги в индийских банках, что существенно превышает расходы государства, потраченные на их образование. В прошлом году государственные банки Индии выпускали ценные заемные облигации только для индийцев, проживающих за границей. Эмиссии было на 4 миллиарда долларов, но заявки были получены на сумму более 8 миллиардов долларов. Индия динамично развивается, и никто, даже противники утечки мозгов, не сомневается, что вскоре многие выходцы из Индии будут работать на родине.
Самое интересное в индийской образовательной системе – наложение местных традиций на структуру, созданную англичанами. Глубокие исторические корни индийской науки и образования обеспечивают качество и глубину преподавания, укорененность знания в индийском мышлении и культуре, склонность к структурному мышлению, унаследованную от колонизаторов, успешную работу всей образовательной системы. Это сочетание, благодаря которому удалось достичь феноменальных успехов в 800-миллионной стране, может оказаться полезным и в России.

По материалам индийской прессы
обзор подготовил Алексей Яковлев

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru