Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №24/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Сколько поправок может выдержать
Закон “Об образовании”?

Законопроекты, вносимые в Думу группой депутатов или правительством, далеко не всегда содержат ценные инициативы. Некоторые из них чреваты опасными социальными и экологическими последствиями, как, например, наделавшие шума законопроекты о разрешении ввоза в Россию отработанного ядерного топлива.
Есть и такие, которые могут быть отнесены к разряду казусов – настолько непрофессионально и непродуманно составлен их текст. Особенно много подобных примеров можно найти среди многочисленных поправок, предлагаемых к Закону “Об образовании”, вокруг которого творится в последнее время настоящий реформаторский бум. Так, из регионов поступило более 800 изменений и дополнений, авторы которых рекомендуют либо “расширить и углубить”, либо, напротив, “сузить” те или иные статьи действующего закона.
В Комитете по образованию и науке просто хватаются за голову, не зная, как остудить пыл иных авторов и в какое разумное русло направить их неуемную энергию.
Законодательное собрание Красноярского края предлагает дополнить пункт 1 статьи 10 Закона РФ “Об образовании”: в перечне действующих ныне форм обучения – очной, очно-заочной (вечерней), заочной – указать еще “очную дистанционную”. Правительство и многие субъекты РФ не поддержали инициативу красноярцев. Причина проста: эксперимент в области дистанционного образования официально объявлен приказом Министерства образования от 27 июня 2000 года. Его итоги подводить рановато, а потому и нет оснований оформлять законодательно то, что еще не прижилось на практике.
Принято решение рекомендовать Госдуме отклонить этот законопроект в первом чтении.
Так же следовало бы поступить и с законопроектом В. Жириновского, дополняющим статью 16 Закона “Об образовании”. Лидер ЛДПР предложил расширить категорию абитуриентов-льготников (то есть поступающих в вуз вне конкурса) за счет детей, представляющих малочисленные народы Севера, а также выпускников, закончивших сельские школы и школы малых городов. Иначе как рекламным этот законопроект не называют, однако отвергнуть с порога столь мощную популистскую инициативу некоторые особенно бдительные члены комитета опасаются: а вдруг тем самым запятнают честь своего мундира как равнодушные к судьбам детей из глубинки?
К правительственным проектам относятся более терпимо и снисходительно. И все-таки Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Законы РФ “Об образовании” и “О высшем и послевузовском образовании”» тоже вызывает немало сомнений и нареканий. Дело в том, что в тексте министерского документа соединились предложения и об отсрочке от призыва для определенных категорий учащихся, и о приеме без вступительных испытаний победителей Всероссийских и Международных олимпиад, и об освобождении от итоговой аттестации школьников по состоянию здоровья. И много чего еще по принципу: “все смешалось в доме Облонских”.
Увы, специалисты прочат подобным законам “непроходимую” судьбу.

Ольга Дашковская

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru