Мальбрук опять собрался в поход...
Предсказания – вещь опасная и редко
сбывающаяся, тем приятнее, когда твои прогнозы
(“ПС” № 16 от 3 марта 2001 года) оказываются верными:
премьера “Войны и мира” в театре “Студия
П.Фоменко” действительно стала событием сезона.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ П.ФОМЕНКО “ВОЙНА И МИР”
“Мой муж оставляет меня и уходит на
войну. Зачем?” – спрашивает хорошенькая
беременная Лиза Болконская (Ксения Кутепова).
Собственно, этот вопрос и есть центральный
вопрос спектакля “Война и мир. Начало романа.
Сцены”. Петр Фоменко поставил спектакль о мире,
который вот-вот сменится войной. “Еще рокочет
голос струнный...” – но уходит на войну князь
Андрей (Илья Любимов), записан в юнкера Николай
Ростов (Кирилл Пирогов), Борис Друбецкой (Олег
Любимов) добивается места адъютанта, бесшабашные
гусары ждут только сигнала трубы. А Пьер (Андрей
Казаков) мучительно колеблется между желанием
идти воевать и осознанием бессмысленности:
воевать против Франции за интересы Австрии... Два
портрета – Наполеона и Александра I висят с обеих
сторон сцены. На занавесе нарисована карта
Европы, и, указывая на нее, будет объяснять князь
Андрей план военной кампании своему отцу Николаю
Болконскому (Карэн Бадалов). Война где-то рядом,
ее можно коснуться рукой. Ее надвигающаяся тень
делает особенно уютными, волшебными последние
мгновения мирной жизни с ее суаре, днями
рождения, семейными обедами.
Как никакой другой режиссер, умеет Фоменко
передать то несказанное, золотистое,
пленительное, что называется “обыкновенная
жизнь”. В этой жизни царят женщины: тетушки,
матери семейств, сестры, жены, подруги, дочери,
племянницы, любимые и нелюбимые. Все
таинственные, все прекрасные, все
непредсказуемые. Они так удивительно смеются и
еще лучше улыбаются, так всплескивают руками, так
мило кокетничают и капризничают, рассуждают о
политике, о долге, о службе. С великолепной
самоуверенностью и гипнотизирующей собеседника
убежденностью Анна Павловна Шерер (Галина
Тюнина) рассуждает о пути России и долге
императора. Пылкая Жюли Курагина (Ксения
Кутепова) целует портрет Александра и грозит
портрету Наполеона гусиным пером... Переходя в
область мужской логики и мужских проблем, дамы
чувствуют себя неуверенно, как Катишь (Людмила
Аринина), когда ей толкуют о юридических правах
на наследство. Но задерживаются они в этой
области недолго. Передернув плечиками, они
переходят на тот милый женский лепет о жизни, где
обмен двумя-тремя фразами, несколькими
восклицаниями значит больше, чем долгие
выяснения и споры. “Сладьте эту свадьбу, Лиза!”,
“Будьте покойны, я поговорю с золовкой!”
В спектакле нет сцены романа, в которой
проигравшийся и решившийся на самоубийство
Николенька Ростов остановится, замрет,
заслушавшись пения своей сестры. И поймет – вот
оно, самое важное, а остальное вздор. Но именно
эта музыка “важного” живет в женском лепете,
шелесте, в порхании милых рук, в жизни глаз. Эта
музыка в том, как пылкая, живая девочка Наташа
Ростова (Полина Агуреева) протянет Борису куклу:
“Поцелуйте куклу! А меня не хотите поцеловать?”
– и прильнет с безоглядностью, вся целиком
распахнувшись, навстречу еще не любви, но ее
предощущению... Музыка в том, как княжна Марья
(Галина Тюнина) будет уговаривать своего брата
надеть образок. Слезы, льющиеся из глаз, она
постарается спрятать, отворачиваясь и досадливо
утирая тыльной стороной ладони лицо.
Галина Тюнина, Ксения Кутепова, Мадлен
Джабраилова, Полина Агуреева, Людмила Аринина
играют каждая по две-три абсолютно разноплановые
роли. Хозяйка светского салона Анна Шерер,
элегантная, сухая, с толстой тростью и негнущейся
ногой, и рассеянная, милая, радушная княгиня
Наталья Ростова, и удивительная девушка Мари
Болконская – всех их играет Галина Тюнина. Элен
Курагина, вся взмах черных перьев, и смешная
Наташа – Полина Агуреева. Деловитая интриганка
княгиня Друбецкая и кокетливая вертушка
мадемуазель Бурьен – Мадлен Джабраилова. Нежная,
печальная Лиза Болконская, отчаянно влюбленная
Соня, светская мечтательная кокетка Жюли –
Ксения Кутепова. Целая галерея женских
портретов, легких эскизов, акварельных
набросков...
Рядом с ними мужчины – чудаки и дети, с их
гипертрофированным чувством собственной
важности и жаждой славы.
Наверное, надо было долго-долго жить рядом с
толстовскими персонажами, чтобы обрести такую
свободу, легкость и прихотливость в обращении с
классическим текстом: выбрать только несколько
сцен, задать только самый простой
детский-женский вопрос: “Ты уходишь. Зачем?”
Надо часто читать и перечитывать толстовский
текст, чтобы его герои стали для тебя родными.
Чтобы ты мог полюбить их, как любят только
близких: за их слабости, за их смешные стороны, за
их чудачества – с той безрассудной нежностью,
где любование неотделимо от иронии. Толстой
относился к своим героям пристрастно: то с
ненавистью, то с нежностью, то с брезгливостью, то
с любовью. Фоменко разглядывает толстовских
персонажей с той бережной нежностью, с какой
умные взрослые относятся к переживаниям детей.
Ясный теплый свет заливает сцену. Небольшое
пространство кажется одушевленным: оно так же
трепещет, меняется, живет, как живут и меняются
толстовские герои. Рамы, с которых сняты
портреты, обратятся в двери, и в поисках выхода о
них будут биться и спотыкаться.
В голову лезут еретические мысли: может, все-таки
суперсовременные, оснащенные театральные залы с
открывающимися потолками, исчезающими полами –
необязательное условие для чуда? Хотя было бы
здорово, если бы Фоменко имел зал с большими
игровыми возможностями, более технически
оснащенный и приспособленный. Но на этом
спектакле, правда, кажется, что пузатые и
приземистые белые колонны поставили по
специальному проекту. А небольшой укрепленный
балкон вполне дает возможность двухуровневых
сцен, когда внизу танцуют у Ростовых, а наверху
идут последние земные часы графа Безухова (Борис
Горбачев).
После спектаклей “фоменок” в других театрах
начинаешь замечать топорную неловкость как бы
“грациозных движений” актеров, бедность
партитуры их ролей, их физическую и душевную
малоподвижность. На спектаклях Фоменко кажется
естественным, что его актрисы легко и без натуги
становятся двенадцатилетними
девочками-подростками, угловатыми,
неоформившимися, неграциозными, с
необработанными голосами и неловкими руками.
Разве что особое детское сияние счастья,
окружающее Наташу Ростову – Полину Агурееву,
напомнит толстовское: “Где и когда всему
научилась эта девочка, откуда эта свобода и
уверенность?” В какой-то год стала она одной из
самых многообещающих артисток Москвы.
На спектаклях последних двух сезонов лежит
какой-то трудно формулируемый в словах особый
отблеск, передающийся зрителям. Монтень видел в
чтении род счастья. На спектаклях мастерской
Фоменко вдруг понимаешь, что ходить в театр –
тоже счастье, по крайней мере в этот театр в этом
сезоне.
Ольга ЕГОШИНА
|