Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Третья тетрадь. Детный мир

Пятерки в наследство вместе с очками и фортепьяно.
Юлия МАТВЕЕВА,
дочь родителей-отличников

Ботан – заболевание, и причем наследственное. Если мама с папой учились в школе на круглейшие пятерки да еще утверждают, что не прилагали к этому ни малейших усилий, то диагноз один – ярко выраженный ботанизм, но ставить его придется не родителям, а сыну или дочери. Хотя в давние времена учиться было гораздо труднее: чистописание там какое-то, история партии, из Интернета ничего не скачаешь...
Механизм, заведенный на то, что уроки надо делать, на занятия ходить, а после школы еще что-нибудь читать дополнительно, передается из поколения в поколение вместе с очками и фортепьяно. В таких семьях родители просто не могут взять в толк, как их чадо может получить какую-то другую оценку, кроме отличной. Ребенок в таких семьях вынужден менять друзей на книги. Из-за чего растет необщительным, не любит, а точнее, побаивается компаний сверстников. В тех редких случаях, когда выходит из дому, бредет погруженный в свои мысли, обязательно по обочине. Сперва родителям очень нравится, что всякие там шалопаи во дворе болтаются, в футбол гоняют, а их Мишенька или Машенька дома сидят, “Каренину” читают. Но через некоторое время закрытый образ жизни дает о себе знать, и Мишу вместе с Машей приходится показывать врачу.
У нас в классе была девочка ярко выраженного ботанического профиля, мы звали ее “мисс опавшие листья”. У нее на каждой контрольной случался нервный приступ. От глубоких переживаний и осознания мучительной ответственности она хваталась за сердце, хотя, естественно, все знала. Мы же не знали почти ничего, но не находили нужным страдать по этому поводу. Так вот, она хваталась за сердце, учителя – за голову и посылали нас за валерьянкой...
Вот что такое настоящий ботан. А вовсе не тот, кто просто хорошо учится. Хорошо учиться можно в пределах разумного. А как эти пределы определить? Давайте подумаем вместе.
Вы представляете себе семейство, где мама имеет золотую медаль, красный диплом и ученую степень, папа – доктор математических наук, тетя представлена к международной премии, бабушка и дедушка тоже диссертации защищали и книги писали? Какова судьба несчастного ребенка? Требования, которые к нему предъявляет семья, гораздо выше, чем школьные. Все родные и любимые доценты с кандидатами твердят, что оценки их не интересуют. Их интересуют только знания. Но знаний они требуют таких, что школьная пятерка должна получаться сама собой. Другие родители посмеиваются: “Учи-учи... То, что ты учишь, я давно уже забыл”. Родители-отличники ничего не забыли, все на свете знают, и ничем их не проймешь. Нормальную мать хоть подколешь: “Сама над детективом балдеешь, а меня заставляешь Достоевского читать”. А ненормальная “Преступление и наказание” знает наизусть и искренне не понимает, почему пятнадцатилетняя дочка рвется с друзьями поболтать, а не разбираться в хитросплетениях интеллектуального поединка Порфирия Петровича с Родионом Романовичем. “О всякой ерунде часами трещите. Раскольников гораздо интереснее всего, что вы можете сказать”.
Психологи предупреждают: существует комплекс отличника, причем вырабатывается он именно из-за требований семьи. Требования школы не столь болезненны и категоричны. Этот комплекс возникает, если перед человеком ставить непомерные цели, намеренно завышенную планку достижений, постоянно подчеркивать, что он мог бы сделать больше, чем сделал, стать лучше, чем он есть. Таким, какой он в действительности, семья его не принимает. Не то что двойка, даже замечательная твердая четверка воспринимается как позор, кошмар и страшная неудача. А если ребенок получает отличные оценки, его посылают на олимпиаду – это считается в порядке вещей, ведь мама, папа, тетя, дядя, бабушка и дедушка в свое время по олимпиадам курсировали и даже призовые места занимали.
В психологических исследованиях отмечено, что человек с комплексом отличника обычно впадает в крайности: он или трудоголик с постоянным чувством вины за свои несовершенства, или пессимист, у которого опускаются руки и теряется интерес ко всему на свете.
Интеллектуальные горизонты при всей их важности не замыкают всю человеческую жизнь, и вопрос “быть или не быть?” расшифровывается совсем иначе, чем “быть или не быть отличником?”



Рейтинг@Mail.ru