Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОЯЛЬ В КУСТАХ

Cмех – делу не помеха

Сценки из заветной тетрадочки

Я тогда еще историю преподавала. Повторяли с ребятами Северную войну. Рома активно участвовал в обсуждении, приводил интересные примеры, торопился. Спрашиваю:
– Ребята, кто был противником Петра I в этой войне?
– Карлсон XII! – воскликнул Рома.
Класс от смеха просто повалился. Анекдот пошел гулять по школе и ныне нет-нет да и всплывет. Кто же после этого имя Карла XII забудет?
Вот тогда-то меня и осенило: надо завести тетрадочку и собирать комичные ситуации.

Теперь у меня в загашнике всегда есть шутка («рояль в кустах»), которая даст разрядку моим пятиклашкам, заставит их улыбнуться.
Предположим, изучается род имен существительных. Когда утомление детей достигает критической отметки, я хлопаю в ладоши и говорю: “Все – заговорщики”. Дети эту игру знают и любят. Выбираю “заговорщиков” и увожу за дверь. Там с ними договариваемся и возвращаемся в класс. Говорю классу:
– Придумайте имена существительные мужского рода.
Дети кричат разные слова:
– Мышь! Река! Стол!
В это время один из “заговорщиков” кричит:
– Мужчина!
Я прошу записать слово на доске с указанием рода.
Переходим к словам женского рода.
Все повторяется. Записывается слово “женщина”.
– Средний?
– Дитя!!! – кричит один из “заговорщиков” и бежит к доске.
Ученики, видя эту цепочку, очень смеются. И мы вместе ищем то, что делает запись смешной.

Однажды разговор о различных видах речи я начала так:
– Пришла девочка из школы и сказала: “Существуют два вида речи – письменная и вкусная”.
А дальше учебная тема пошла легко.

На уроках в старших классах как-то неуютно все время учиться всерьез. Периодически я пускаю по классу листочки, на одной половине которых написаны перлы из детских сочинений, а уж вторую они заполняют сами. Переговариваются, смеются, а дело делают – правят.
– Она боялась выстрелов, и поэтому из нее не стреляли.
– Матросы отстреливались винтовками и гранатами.
– Смешные косички торчали из-за ушей, в которые были вплетены ситцевые тряпочки.
– Она смотрит на уголки, и ее глаза отражаются в них.
– В шкафу звенела посуда и стучали каблуки.

И так далее, и так далее.
Смейтесь на здоровье. Смех – делу не помеха. А если чуть-чуть подумать, то и пользу можно извлечь преогромную.



Рейтинг@Mail.ru