Cмех – делу не помеха
Сценки из заветной тетрадочки
Я
тогда еще историю преподавала. Повторяли с
ребятами Северную войну. Рома активно участвовал
в обсуждении, приводил интересные примеры,
торопился. Спрашиваю:
– Ребята, кто был противником Петра I в этой
войне?
– Карлсон XII! – воскликнул Рома.
Класс от смеха просто повалился. Анекдот пошел
гулять по школе и ныне нет-нет да и всплывет. Кто
же после этого имя Карла XII забудет?
Вот тогда-то меня и осенило: надо завести
тетрадочку и собирать комичные ситуации.
Теперь у меня в загашнике всегда есть шутка
(«рояль в кустах»), которая даст разрядку моим
пятиклашкам, заставит их улыбнуться.
Предположим, изучается род имен существительных.
Когда утомление детей достигает критической
отметки, я хлопаю в ладоши и говорю: “Все –
заговорщики”. Дети эту игру знают и любят.
Выбираю “заговорщиков” и увожу за дверь. Там с
ними договариваемся и возвращаемся в класс.
Говорю классу:
– Придумайте имена существительные мужского
рода.
Дети кричат разные слова:
– Мышь! Река! Стол!
В это время один из “заговорщиков” кричит:
– Мужчина!
Я прошу записать слово на доске с указанием рода.
Переходим к словам женского рода.
Все повторяется. Записывается слово “женщина”.
– Средний?
– Дитя!!! – кричит один из “заговорщиков” и
бежит к доске.
Ученики, видя эту цепочку, очень смеются. И мы
вместе ищем то, что делает запись смешной.
Однажды разговор о различных видах речи я начала
так:
– Пришла девочка из школы и сказала: “Существуют
два вида речи – письменная и вкусная”.
А дальше учебная тема пошла легко.
На уроках в старших классах как-то неуютно все
время учиться всерьез. Периодически я пускаю по
классу листочки, на одной половине которых
написаны перлы из детских сочинений, а уж вторую
они заполняют сами. Переговариваются, смеются, а
дело делают – правят.
– Она боялась выстрелов, и поэтому из нее не
стреляли.
– Матросы отстреливались винтовками и
гранатами.
– Смешные косички торчали из-за ушей, в которые
были вплетены ситцевые тряпочки.
– Она смотрит на уголки, и ее глаза отражаются в
них.
– В шкафу звенела посуда и стучали каблуки.
И так далее, и так далее.
Смейтесь на здоровье. Смех – делу не помеха. А
если чуть-чуть подумать, то и пользу можно
извлечь преогромную.
|