Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Условия для уверенного старта

И все-таки в каком возрасте ребенок теперь должен идти в первый класс? Что изменилось сегодня в начальной школе?
Мы обратились за разъяснением к начальнику отдела начального образования Министерства образования России Ирине Анатольевне Петровой

Ирина Анатольевна, действительно ли наших детей будут поголовно забирать в школу с шести лет?
– Все запуталось. Первым делом надо сказать, что нет такого распоряжения брать в школу детей с шести лет. Разосланное в сентябре 2000 года в управления образования письмо «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» не рекомендует брать в школу детей, которым на первое сентября не исполнилось еще шести. Мы постарались установить лишь нижнюю планку, потому что в школе в начале прошлого учебного года оказались 13 тысяч пятилеток, а для них школа, конечно, не приспособлена. Нижняя планка теперь ограничена, но право за родителями выбирать возраст, когда ребенку идти в школу.
– В чем же причина путаницы, которая, как видно, есть в школах, и откуда страхи родителей?
– Дело в том, что массовый переход на четырехлетнюю начальную школу начался еще с 1996 года, задолго до появления Национальной доктрины образования. Сейчас он уже завершается, и с будущего года большинство начальных школ будут четырехлетние.
Путаница, из-за которой руководители образования на местах сейчас стали требовать, чтобы в школу шли именно шестилетние дети, произошла, думаю, из-за того, что это не первый эксперимент со сроком обучения в начальной школе.


Если раньше адаптационный период в начальной школе ограничивался двумя неделями, то сейчас он занимает всю первую четверть

Сегодня часто можно слышать, что тот эксперимент провалился, но если быть точными, то проводилось два эксперимента. Один в середине 80-х годов – обучение в начальной школе с шести лет и четыре года. И второй – с шести лет и три года. Провалился именно этот, второй вариант. Для шестилетних детей трехлетняя начальная школа – это слишком жесткий темп. А тот эксперимент, в котором работали с шестилетками четыре года, приостановился и начал сворачиваться в девяностых годах в первую очередь потому, что социальная составляющая не была готова: не было средств, помещений. Условий, которые требовались, школы создать не могли. В последнее десятилетие 30 процентов школ продолжали работать с четырехлетней начальной школой, в которую брали шестилеток, а 70 – отказались от этого и вернулись к трехлетней – для семилеток.
Вот это-то и путает сегодня многих. В сознании закрепилось: если четырехлетняя начальная школа, значит, шестилетки.
Родители, решая, с шести или семи лет они отдадут сына или дочь в школу, должны знать, что начальная школа теперь для всех будет продолжительностью четыре года, а не только для шестилетних. Причем на четырехлетнюю начальную школу перейдут с будущего учебного года не только те школы, которые участвуют в эксперименте по двенадцатилетнему образованию, но и те, в которых, как и прежде, учатся одиннадцать лет. Нужно ли семилетнему ребенку сидеть четыре года на программе начальной школы? Дети разные, но вообще-то программа начальной школы вполне доступна и шестилетним, если проходят ее за четыре года.
– Чем обусловлен этот новый переход или скорее возврат к традиционной четырехлетней начальной школе?
– Суть этого перехода в том, чтобы сделать начало обучения для детей более мягким, а переход к учебной деятельности более плавным. Четырехлетняя начальная школа дает возможность детям постепенно адаптироваться к режиму учебных занятий. Ни для кого не секрет, что здоровье детей, поступающих в первый класс, далеко от идеального. Высокие нагрузки трехлетней начальной школы – учебные, эмоциональные, физические, связанные с гиподинамией, – приводили к перенапряжению всех систем организма и дальнейшему ухудшению здоровья.
В подготовке письма «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы» приняли участие и физиологи, и медики, и педагоги.
Если раньше адаптационный период в начальной школе ограничивался двумя неделями, то сейчас он увеличен до целой первой четверти. В это время должна преобладать игра, подвижная деятельность ребенка. Уроки-игры, экскурсии, игры-путешествия постепенно знакомят ребенка с учебной работой, но недалеки и от того времяпрепровождения, к которому он привык. Это хорошо как для семилетнего, так и для шестилетнего ребенка. Сейчас готовится еще одно письмо конкретно по адаптационному периоду. Там будут даны учителям рекомендации: какие, например, можно провести экскурсии, как их привязать к предметам. Дело новое, на учителя всегда слишком давила программа (и ее, конечно, надо проходить), но надо привыкнуть, что в центре внимания должен быть ребенок.
– Эксперимент с шестилетками середины 80-х годов предполагал обязательное пребывание детей в школе полный день, поэтому требовались особые условия, но ведь и сейчас, пожалуй, будет немало детей, которым необходим продленный день?
– Продленный день – это все-таки не обязательный полный день в школе. Если семья может организовать присмотр за ребенком во второй половине дня, пожалуйста, обязательного требования быть в школе нет.
Если набирается группа детей, которым требуется группа продленного дня, то она должна быть организована, причем если есть такая необходимость, она действует и во время каникул. Важно, что учебная деятельность не должна занимать вторую половину дня и в продленной группе. Зато обязательны не менее двух прогулок в течение дня. Просмотр диафильмов и телепередач не следует проводить чаще одного-двух раз в неделю и не дольше 30 минут.


Дети в начальной школе будут учиться четыре года,
но это не означает, что отдавать их учиться надо с шести лет

Важно, что письмом рекомендована продолжительность учебной недели – пять дней, а дневная учебная нагрузка – не более четырех уроков, и то только со второй четверти, в первой – в адаптационный период – три урока, а остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Продолжительность уроков в первом классе по 35 минут. Это значит, что к 12 часам дети могут идти домой, вовремя пообедать, погулять, поспать, если им требуется дневной сон. Не допускается в первом классе и введение дополнительных часов на факультативы, а также дополнительные занятия с отстающими. В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются.
– Еще одна болевая точка – вступительные тесты и экзамены в начальную школу. Правомерны ли они?
– Никаких экзаменов при приеме в начальную школу не должно быть. Ребенок, достигший шестилетнего возраста, имеет право обучаться в первом классе, и, для того чтобы записать его в школу, достаточно только заявления родителей и медицинской карты. В медицинской карте указано его физическое состояние, а в конце есть заключение: готов к обучению. Мы издали несколько писем по этому поводу: «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе», «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений», но знаем, что, к сожалению, бывает и по-другому.
Проводить диагностику нужно, но только после того, когда дети будут приняты, и необходима она – чтобы учитель правильно организовал работу в классе, чтобы он ориентировался в особенностях детей, больше знал об их развитии, подготовленности.
– Как же должны поступать школы, в которые приносят больше заявлений, чем они могут взять детей?
– В первую очередь берутся дети из близлежащего района, а потом те, кто принес заявление раньше.
– С будущего года часть школ вступит в эксперимент по двенадцатилетнему обучению. Получилось так, что начальная школа здесь уже впереди: она практически полностью переходит на четырехлетнее обучение, и в ней под двенадцатилетнюю школу ничего меняться больше не будет?
– В рамках нового эксперимента в начальной школе вводится со второго класса иностранный язык. Предыдущий эксперимент подготовил для этого содержательную базу. Уже разработаны комплекты учебников и по английскому, и по немецкому, и по французскому, и по испанскому языкам. Причем они соответствуют возрастным особенностям. Еще новое: безотметочное обучение, переход на 35-минутные уроки. Пока так учится только первый класс, а в эксперименте будут работать и во вторых, и в третьих классах.



Рейтинг@Mail.ru