Условия для уверенного старта
И все-таки в каком возрасте ребенок
теперь должен идти в первый класс? Что изменилось
сегодня в начальной школе?
Мы обратились за разъяснением к начальнику
отдела начального образования Министерства
образования России Ирине Анатольевне Петровой
– Ирина Анатольевна, действительно
ли наших детей будут поголовно забирать в школу с
шести лет?
– Все запуталось. Первым делом надо сказать, что
нет такого распоряжения брать в школу детей с
шести лет. Разосланное в сентябре 2000 года в
управления образования письмо «Об организации
обучения в первом классе четырехлетней
начальной школы» не рекомендует брать в школу
детей, которым на первое сентября не исполнилось
еще шести. Мы постарались установить лишь нижнюю
планку, потому что в школе в начале прошлого
учебного года оказались 13 тысяч пятилеток, а для
них школа, конечно, не приспособлена. Нижняя
планка теперь ограничена, но право за родителями
выбирать возраст, когда ребенку идти в школу.
– В чем же причина путаницы, которая, как
видно, есть в школах, и откуда страхи родителей?
– Дело в том, что массовый переход на
четырехлетнюю начальную школу начался еще с 1996
года, задолго до появления Национальной доктрины
образования. Сейчас он уже завершается, и с
будущего года большинство начальных школ будут
четырехлетние.
Путаница, из-за которой руководители образования
на местах сейчас стали требовать, чтобы в школу
шли именно шестилетние дети, произошла, думаю,
из-за того, что это не первый эксперимент со
сроком обучения в начальной школе.
Если раньше адаптационный период в начальной
школе ограничивался двумя неделями, то сейчас он
занимает всю первую четверть
Сегодня часто можно слышать, что тот
эксперимент провалился, но если быть точными, то
проводилось два эксперимента. Один в середине 80-х
годов – обучение в начальной школе с шести лет и
четыре года. И второй – с шести лет и три года.
Провалился именно этот, второй вариант. Для
шестилетних детей трехлетняя начальная школа –
это слишком жесткий темп. А тот эксперимент, в
котором работали с шестилетками четыре года,
приостановился и начал сворачиваться в
девяностых годах в первую очередь потому, что
социальная составляющая не была готова: не было
средств, помещений. Условий, которые требовались,
школы создать не могли. В последнее десятилетие 30
процентов школ продолжали работать с
четырехлетней начальной школой, в которую брали
шестилеток, а 70 – отказались от этого и вернулись
к трехлетней – для семилеток.
Вот это-то и путает сегодня многих. В сознании
закрепилось: если четырехлетняя начальная школа,
значит, шестилетки.
Родители, решая, с шести или семи лет они отдадут
сына или дочь в школу, должны знать, что начальная
школа теперь для всех будет продолжительностью
четыре года, а не только для шестилетних. Причем
на четырехлетнюю начальную школу перейдут с
будущего учебного года не только те школы,
которые участвуют в эксперименте по
двенадцатилетнему образованию, но и те, в
которых, как и прежде, учатся одиннадцать лет.
Нужно ли семилетнему ребенку сидеть четыре года
на программе начальной школы? Дети разные, но
вообще-то программа начальной школы вполне
доступна и шестилетним, если проходят ее за
четыре года.
– Чем обусловлен этот новый переход или
скорее возврат к традиционной четырехлетней
начальной школе?
– Суть этого перехода в том, чтобы сделать начало
обучения для детей более мягким, а переход к
учебной деятельности более плавным.
Четырехлетняя начальная школа дает возможность
детям постепенно адаптироваться к режиму
учебных занятий. Ни для кого не секрет, что
здоровье детей, поступающих в первый класс,
далеко от идеального. Высокие нагрузки
трехлетней начальной школы – учебные,
эмоциональные, физические, связанные с
гиподинамией, – приводили к перенапряжению всех
систем организма и дальнейшему ухудшению
здоровья.
В подготовке письма «Об организации обучения в
первом классе четырехлетней начальной школы»
приняли участие и физиологи, и медики, и педагоги.
Если раньше адаптационный период в начальной
школе ограничивался двумя неделями, то сейчас он
увеличен до целой первой четверти. В это время
должна преобладать игра, подвижная деятельность
ребенка. Уроки-игры, экскурсии, игры-путешествия
постепенно знакомят ребенка с учебной работой,
но недалеки и от того времяпрепровождения, к
которому он привык. Это хорошо как для
семилетнего, так и для шестилетнего ребенка.
Сейчас готовится еще одно письмо конкретно по
адаптационному периоду. Там будут даны учителям
рекомендации: какие, например, можно провести
экскурсии, как их привязать к предметам. Дело
новое, на учителя всегда слишком давила
программа (и ее, конечно, надо проходить), но надо
привыкнуть, что в центре внимания должен быть
ребенок.
– Эксперимент с шестилетками середины 80-х
годов предполагал обязательное пребывание детей
в школе полный день, поэтому требовались особые
условия, но ведь и сейчас, пожалуй, будет немало
детей, которым необходим продленный день?
– Продленный день – это все-таки не обязательный
полный день в школе. Если семья может
организовать присмотр за ребенком во второй
половине дня, пожалуйста, обязательного
требования быть в школе нет.
Если набирается группа детей, которым требуется
группа продленного дня, то она должна быть
организована, причем если есть такая
необходимость, она действует и во время каникул.
Важно, что учебная деятельность не должна
занимать вторую половину дня и в продленной
группе. Зато обязательны не менее двух прогулок в
течение дня. Просмотр диафильмов и телепередач
не следует проводить чаще одного-двух раз в
неделю и не дольше 30 минут.
Дети в начальной школе будут учиться четыре года,
но это не означает, что отдавать их учиться надо с
шести лет
Важно, что письмом рекомендована
продолжительность учебной недели – пять дней, а
дневная учебная нагрузка – не более четырех
уроков, и то только со второй четверти, в первой –
в адаптационный период – три урока, а остальное
время заполняется целевыми прогулками,
экскурсиями, физкультурными занятиями,
развивающими играми. Продолжительность уроков в
первом классе по 35 минут. Это значит, что к 12 часам
дети могут идти домой, вовремя пообедать,
погулять, поспать, если им требуется дневной сон.
Не допускается в первом классе и введение
дополнительных часов на факультативы, а также
дополнительные занятия с отстающими. В первом
классе четырехлетней начальной школы домашние
задания не задаются.
– Еще одна болевая точка – вступительные
тесты и экзамены в начальную школу. Правомерны ли
они?
– Никаких экзаменов при приеме в начальную школу
не должно быть. Ребенок, достигший шестилетнего
возраста, имеет право обучаться в первом классе,
и, для того чтобы записать его в школу, достаточно
только заявления родителей и медицинской карты.
В медицинской карте указано его физическое
состояние, а в конце есть заключение: готов к
обучению. Мы издали несколько писем по этому
поводу: «О недопустимости перегрузок
обучающихся в начальной школе», «О нарушениях
при приеме детей в первые классы
общеобразовательных учреждений», но знаем, что, к
сожалению, бывает и по-другому.
Проводить диагностику нужно, но только после
того, когда дети будут приняты, и необходима она
– чтобы учитель правильно организовал работу в
классе, чтобы он ориентировался в особенностях
детей, больше знал об их развитии,
подготовленности.
– Как же должны поступать школы, в которые
приносят больше заявлений, чем они могут взять
детей?
– В первую очередь берутся дети из близлежащего
района, а потом те, кто принес заявление раньше.
– С будущего года часть школ вступит в
эксперимент по двенадцатилетнему обучению.
Получилось так, что начальная школа здесь уже
впереди: она практически полностью переходит на
четырехлетнее обучение, и в ней под
двенадцатилетнюю школу ничего меняться больше
не будет?
– В рамках нового эксперимента в начальной школе
вводится со второго класса иностранный язык.
Предыдущий эксперимент подготовил для этого
содержательную базу. Уже разработаны комплекты
учебников и по английскому, и по немецкому, и по
французскому, и по испанскому языкам. Причем они
соответствуют возрастным особенностям. Еще
новое: безотметочное обучение, переход на
35-минутные уроки. Пока так учится только первый
класс, а в эксперименте будут работать и во
вторых, и в третьих классах.
|