Между садом и школой –
между наукой и государством
…Сегодня, как и двадцать лет назад?
В конце 70-х годов в нашей стране уже
предпринималась попытка наперекор всем
медицинским рекомендациям ввести обучение с
шестилетнего возраста. О том, как это происходило
и чем эта попытка закончилась, сегодня
рассказывают те, кто имел самое непосредственное
отношение к этой истории, – сотрудники
лаборатории высшей нервной деятельности детей
дошкольного возраста НИИ физиологии детей и
подростков АПН СССР.
Марианелла Максимовна КОЛЬЦОВА,
профессор, член-корреспондент РАО, ведущий
отечественный физиолог, крупнейший специалист
по высшей нервной деятельности, многолетний
руководитель лаборатории Высшей нервной
деятельности детей дошкольного возраста НИИ
физиологии детей и подростков АПН СССР Мария
Станиславовна РУЗИНА, сотрудник лаборатории в
70–80-е годы
Марианелла Кольцова. Вопрос об обучении
с шестилетнего возраста сложный, и его решение
зависит от того, какие задачи ставятся. В конце
70-х годов я была в Индии и познакомилась с
постановкой обучения в школах. В Индии дети идут
в школы в пять лет. Но они идут в такие школы, где
все обучение организуется в форме игр. По нашим
представлениям это, собственно, занятия в
детском саду. Поэтому дети не испытывают там
больших трудностей.
Но когда ставится вопрос о начале раннего
обучения у нас – надо понимать, что
использоваться в основном будут все-таки
общепринятые методики, представляющие серьезную
нагрузку для психики, для нервной системы
ребятишек. Поэтому нельзя сравнивать нагрузку в
подготовительных и первых классах в той же Индии
и нагрузку, которую получают наши школьники. Даже
когда речь идет о здоровых детях, а их не так уж
много – менее 20%.
Мария Рузина. Меньше 7%.
М.К. Цифры разнятся в зависимости от подхода, от
тщательности исследований, но факт, что основная
часть детей – это дети с теми или другими
отклонениями. Все они требуют особой
осторожности. Но даже среди благополучных (тех
самых 7 или 20 процентов) есть дети с определенными
конституциональными особенностями. Прежде всего
с замедленным развитием центральной нервной
системы. И для таких детей обучение с шести лет
часто приводит к крайне отрицательным
результатам: оно требует от этих ребят таких
усилий и напряжения, которые приводят к быстрому
развитию невротических состояний.
М.Р. Процитирую одного из исследователей: «В 70-е
годы была предпринята попытка АПН установить
возможность применения школьных форм и методов
обучения в практике воспитания 5–6-летних детей.
Ответ был получен отрицательный: школьные методы
неприемлемы для детей этого возраста». Попробуем
вспомнить историю, которая явилась основой для
такого высказывания.
Я уже работала в лаборатории и принимала участие
в экспериментах, когда поступило целевое
задание: дать добро планируемой системе обучения
с шести лет. В течение двух лет мы работали над
выполнием задания...
М.К. Да, в те годы идея «начинать обучение в шесть
лет» проводилась очень энергично. В ней принимал
активное участие Институт школьной гигиены, и в
нашем Институте физиологии детей и подростков
сперва многие тоже отнеслись к этой идее
положительно. Потом оказалось, что очень многие
дети не справляются с темпом обучения, несмотря
на то, что и уроки были укороченные, и велись они
по возможности в адаптированной к возрасту
форме. Но все-таки дети не справлялись, и в первом
же классе отмечалась явная невротизация
ребятишек.
То же самое видели и мы. Причем большая часть
детей, которых мы наблюдали, были детьми уже 6,5–7
лет. Шестилеток там было сравнительно немного; но
все равно совершенно отчетливо были видны
проявления невротизации детей в возрасте уже
более шести с половиной лет. Дети начинали
беспокойно спать, у них нарушалось засыпание,
появлялся энурез и так далее.
Тогда у нас сложились совершенно ясные выводы,
что как минимум для того, чтобы отобрать
какую-либо часть детей для начала обучения с
шести лет, необходимо прежде всего обратить
внимание на состояние здоровья в значительно
большей мере, чем это обычно делается.
М.Р. В те времена ведь и не проводилось особого
обследования.
М.К. Нет, проводилось: дети проходили педиатра,
невропатолога и некоторых других врачей. Но
все-таки речь не шла о достаточно глубоком
обследовании. Ребятишки обычные обследования
проходили как будто успешно, а когда начинались
занятия, они ломались на соответствующих
нагрузках. Выяснялось, что дело это гораздо
сложнее, что только очень небольшой процент
детей действительно может с шести или с 6,5 лет
включаться в наши школьные занятия. Это очень
ответственные вещи, и широкое внедрение у нас
такого раннего обучения я считаю абсолютно
неприемлемым.
М.Р. Марианелла Максимовна, выводы в отчете
лаборатории были такими, как вы сейчас и
рассказываете. Но почему они не были приняты во
внимание? Как и выводы ряда других лабораторий?
М.К. Это трудно сказать: например, в Ленинграде
одна наша лаборатория вела исследования в этом
направлении. А в Москве весь Институт школьной
гигиены над этим работал, и у них были результаты,
подобные нашим.
М.Р. Они тоже не дали добро?
М.К. Но с этим не посчитались. На протяжении
многих лет к результатам, которые мы получали,
когда они не соответствовали заранее желаемым,
отношение было такое: да, конечно, интересно… Но
вопрос о том, чтобы как-то реализовать выводы, не
ставился.
Вот, например, еще одна проблема – сентябрь
месяц. Дети приходят в школу после длительных
летних каникул. Первые четыре класса школы, вроде
бы уже большие ребятишки, до одиннадцати лет, но
сентябрь – всегда самый тяжелый месяц. Самое
большое количество нарушений дисциплины, самая
плохая в году успеваемость… После длительного
отдыха включение маховика учебной программы
оказывается для детей начальной школы крайне
тяжелым невротизирующим фактором.
Мы рекомендовали постепенные увеличения
нагрузки после каникул. Но когда наши данные
обсуждали в Министерстве образования, нам
сказали: «Нет, так нельзя. Имеется определенная
программа, и эту программу надо выполнять. Если
мы ослабим нагрузку в сентябре, мы должны
увеличить ее в последующее время, а у школьников
нагрузка и так большая». Мол, нужно искать другие
пути. Но никто этих других путей не искал...
М.Р. Возвращаясь к шестилетним детям и к их
обучению. Это легенда или такое действительно
случилось, что после того, как наша лаборатория
дала категорический отказ, который подтвердили
Институт гигиены и ряд других институтов,
нашлось все-таки подразделение, которое
быстренько выполнило обследование детей и дало
добро?
М.К. Я могу вам только сказать, что не знакома ни с
каким научным подразделением ни в АПН, ни среди
подчиненных Министерству образования, которое
бы одобрило обучение с шести лет, хотя я этим
специально интересовалась. Мне никаких сведений
в этом отношении не представили.
М.Р. То есть решение тогда сознательно было
принято вопреки рекомендациям физиологов,
медиков, психологов?
М.К. Относительно позиции психологов я
затрудняюсь сказать, но гигиенисты опасности
обучения с шести лет прекрасно знают, и мы,
физиологи, в этом убедились очень наглядно.
Тогда мы приняли все меры, какие только были в
наших силах, для того чтобы как-то изменить
ситуацию в лучшую сторону. Хотя переломить
ситуацию не смогли...
|