Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2001

Первая тетрадь. Политика образования

ВЕРСИЯ

Политика против бюрократии

Коснется ли демилитаризация системы образования?

Ни одно системное решение не будет действенным,
если оно принимается в интересах сохранения влияния бюрократии, а не в интересах граждан

За неделю до того, как президент В.Путин зачитает ежегодное послание Федеральному собранию, произошла перестановка в силовом блоке власти.
Не вдаваясь в личные характеристики выдвиженцев Путина, отметим только одну важную и для нашей сферы, образования, тенденцию. Условно ее можно назвать демилитаризацией. Слово произнесено самим президентом, а особенность этой тенденции в том, что и нового министра обороны С.Иванова, и нового министра внутренних дел Б.Грызлова в принципе можно считать гражданскими политиками.
Идеальная форма демилитаризации выглядит так: на ключевые посты в правительстве назначаются не ведомственные «генералы», а политики, разделяющие с президентом видение стратегии развития страны, общества, экономики. Либо – не разделяющие, а, наоборот, находящиеся в оппозиции, но заключившие с президентом коалиционное соглашение. Но обязательно – политики.
И это, с нашей токи зрения, очень важная и даже решающая часть стратегии создания гражданского общества. Необходимо, чтобы сфера человеческой деятельности, которая для удобства ресурсного обеспечения в структуре государства выделяется как ведомство, не сводилась к пределам ведомства.
Потому что любое ведомство – обороны, здравоохранения, образования или внутренних дел, любое министерство и любая отрасль организованы по бюрократическому принципу. Управленческая вертикаль, циркуляры, положения, приказы, департаменты, чиновники, чиновники, чиновники... Там, внутри ведомства, нет реальной человеческой деятельности, нет живого переживания за результат и, главное, нет болезненного ощущения пользы или вреда от тех или иных действий.
Всего этого нет и в политике, возразит читатель.
Конечно, с этим никто не спорит. Но политика и бюрократия – вечные антагонисты.
А ведомственные генералы и полковники, которые дослужились до министерских кресел, – так или иначе плоть от плоти тех же бюрократов и чиновников.
В зазор между политикой и бюрократией человеческие интересы еще могут просочиться. В монолит бюрократии, управляемой чиновником, жизнь не проникнет. А само ведомство похоже на военизированную организацию, где приказы не обсуждаются – не в том смысле, что исполняются неукоснительно, а в том, что их обсуждение превращается в пустую формальность, потому что в конечном счете все определяется степенью влияния на то лицо, которое принимает решение. И чем сильнее, в аппаратном смысле слова, первый руководитель, тем мощнее военизированность ведомства.
Поэтому назначение политиков главами министерств – это, как говорят политтехнологи, «сильный ход».

Правда, гражданскими новых министров можно назвать лишь условно.
Судите сами.
Сергей Иванов. Хоть и окончил переводческое отделение филологического факультета Ленинградского государственного университета, но затем – Высшие курсы КГБ СССР в Минске, а после – 101-я школа Первого Главного управления КГБ (ныне – Академия Службы внешней разведки). Прошел путь от оперуполномоченного Первого Главного управления КГБ СССР до первого заместителя начальника одного из управлений Службы внешней разведки РФ. Был в трех длительных зарубежных командировках в Скандинавских странах и Африке. В системе госбезопасности Иванов дослужился до звания “генерал-лейтенант” и лишь осенью 2000 года вышел в отставку.
Так что филолог-переводчик прошел путь от оперуполномоченного до заместителя директора ФСБ.
Другой гражданский министр-политик – Борис Грызлов.
Окончил физико-математическую школу в Ленинграде с золотой медалью. Получил специальность радиоинженера. В официальной биографии сказано: «В 1977 году перешел на работу в научно-производственное объединение “Электронприбор”, где проработал много лет, пройдя путь от ведущего конструктора до большого начальника секретного подразделения”. Напомним, что в те годы на работу в секретное подразделение секретного предприятия брали только кадровых сотрудников КГБ.
Сейчас уже мало кто помнит, но Б.Грызлов имел непосредственное отношение к образованию: в 1996–1998 гг. он был директором Учебно-методического центра новых технологий обучения Балтийского государственного технического университета.
Потом – политика и пост главы фракции «Единство» в Госдуме.
Вот такие «гражданские» министры-политики.
Поэтому, с одной стороны, как нам кажется, стоит всячески приветствовать саму идею демилитаризации управления ведомствами. С другой стороны, пока еще это во многом условный, знаковый шаг, показывающий скорее намерение, чем реальное действие.

Но в потоке информации о сенсационных назначениях осталось незамеченным сообщение о том, что правительство перенесло сроки обсуждения изменений в УПК (Уголовно-процессуальный кодекс) РФ. Может быть, действительно российская политика начинает приобретать очертания осмысленного, системного, при этом либерального, проекта? Но тут-то и стало очевидно, что для системных преобразований нужны не генералы от бюрократии, а политики, могущие принять решение в интересах граждан. Потому что ни либерализация права, ни дебюрократизация экономики, ни модернизация системы образования, ни борьба с преступностью – все это невозможно до тех пор, пока право, экономика, образование сводятся к внутриведомственным, аппаратно-бюрократическим решениям.
И ни одно системное решение не будет действенным, если оно принимается в интересах сохранения влияния бюрократии, а не в интересах граждан.

В те же дни, когда президент принимал решение о замене министров, на поле образования случились следующие события.
Как говорится, в рабочем порядке прошли окружные, выездные совещания по решениям итоговой коллегии Министерства образования. По крайней мере в Кемерове состоялся вполне традиционный хозактив с участием первых лиц ведомства и области.
А вот на последнем заседании президиума Госсовета один из его новых членов – лидер Карелии В.Катанандов – выразил беспокойство по поводу реформирования системы образования и предложил обсудить вопрос о модернизации образования на одном из заседаний Госсовета. И в Госсовете уже создается рабочая группа по подготовке материалов, ее возглавляет В.Катанандов.
А 27–28 марта в Подмосковье проходил очередной семинар по развитию попечительской деятельности в России. Базовый доклад на этом семинаре сделала вице-спикер Государственной думы, один из лидеров фракции СПС, Ирина Хакамада. И это был один из тех редких случаев, когда образовательная политика выглядела как система отношений граждан и государства, а не система отношений системы образования и государства. Более подробно об этом семинаре – в следующем номере нашей газеты. А пока только одно предположение: возможно ли, что вскоре на повестке дня президентских решений окажется и демилитаризация образования?..

Александр АДАМСКИЙ



Рейтинг@Mail.ru