Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

Анатолий Витковский

Как слушать правильно?

Оказывается, для того чтобы ответить на этот
простой вопрос, нужна целая наука

Мне нравится, когда ты слушаешь ушами и глазами,
Мне нравится, когда ты слушаешь сердцем.
Когда мне хочется сообщить тебе нечто особенное,
Что, я думаю, ты должен услышать,
Мне нравится думать, что ты стремишься
Все выяснить до конца.
Я счастлив, когда ты смотришь на меня так,
Словно стремишься узнать
Чувства и мысли,
Которые так трудно выразить.
И после того как я расскажу тебе,
В чем дело, самое большее, что я ожидаю увидеть, –
Это то, что ты постараешься дать мне знать,
Что все понял.

В этом небольшом стихотворении выражена, возможно, самая оптимальная установка педагога и воспитателя в общении с ребенком. Как это ни странно, очень часто для ребенка, да и для взрослого, в общении с собеседником самое важное не получить конкретный совет или рекомендацию, а быть понятым. Если рядом с ребенком есть взрослый, способный к внимательному, заинтересованному, эмпатическому слушанию, это помогает снять тревожность, повысить самооценку, решить многие психологические проблемы.
С приходом в школу у ребенка появляется такой шанс, если, конечно, ему повезет с первой учительницей.
А чтобы повысить компетентность учителей, в психологии существуют специальные техники правильного слушания.
Один из способов так и называется – эмпатическое слушание. Оно происходит, когда слушающий реагирует не столько на мысли собеседника, сколько на чувство, которое тот выражает.
Функцию эмпатического слушания хорошо передает метафора зеркала: – “Я возвращаю тебе тебя самого для того, чтобы, увидев себя во мне, ты лучше понял, что же с тобой происходит”.
И тогда моя задача очень проста. Никаких советов, ничего наводящего или манипулятивного. Я просто иду за тобой, отражая твои чувства, называя тебе их по имени: “Ты огорчен тем...”, “Ты встревожен из-за...”, “Тебя смущает...”» И вдруг в какой-то момент у тебя появляются ресурсы, чтобы самому решить свою проблему. Это и есть задача эмпатического слушания: повысить самоуважение, донести до детей самые важные вещи. Ребенок может не воспринять прямолинейные заявления взрослого: “Я тебя уважаю и принимаю”, “Я хочу тебя понять”. Такие сообщения передаются, когда родители настраиваются на детские переживания. Это очень важно, чтобы значимые для ребенка взрослые разделяли хотя бы его сильные чувства.
Другой способ – активное слушание. Тут все усилия направляются на понимание. Задаются уточняющие вопросы: правильно ли я вас понял, что вы?.. И дальше мысль переформулируется своими словами. Хотите понять суть высказывания – не повторяйте чужих слов. За словами у разных людей могут стоять разные реальности. Проясняйте содержание услышанного до тех пор, пока вам не скажут: да, вы меня поняли верно.
Интересно, что собеседник сам далеко не всегда понимает, что же он сказал. А в процессе активного слушания он уточняет свою мысль, в том числе для себя. Иногда первоначальный смысл сообщения настолько трансформируется, что из абсолютно отторгаемого оно становится вполне приемлемым для вас.
Активное слушание помогает людям сотрудничать, согласовывать их действия. Но у него есть и другие функции. Скажем, на вас явно катят бочку, обращаются к вам с давящей сверху позиции, ожидая, что вы начнете оправдываться. А вы вместо этого выдаете активное слушание, то есть вступаете в разговор на равных. Например: “Опять вы опоздали, Игорь!” “Правильно ли я вас понял, Наталья Ивановна, что в мои обязанности входит появляться здесь ровно в 7 утра?” Тут уже у вашего собеседника возникает желание оправдаться: “Да нет, не в этом дело, но...”
В заключение приведем несколько рекомендаций для тех, кто хочет освоить активное слушание.
Активный слушатель:
1. Дает говорящему закончить свою речь, не прерывая его. Если у вас есть вопросы к говорящему, подождите, пока он закончит. Часто вы и так получите все ответы, если не будете перебивать! Если вы хотите прервать, потому что не согласны, все равно вежливо подождите конца речи.
2. Своей заинтересованностью приглашает человека поделиться. Если вы показываете искреннюю заинтересованность, человек обычно более открыто выражает свои чувства.
3. Показывает, то он понимает говорящего. Хороший слушатель дает знать собеседнику, что он его понял. Пересказывайте своими словами услышанное, но избегайте интерпретаций. Это называется парафраз, или повторение. Помните, слушать – значит понимать сообщение в целом, а не толковать отдельные слова.
4. Проверяет и перепроверяет смысл сказанного. Помните, что слова и выражения могут иметь разные значения для разных людей. Это особенно справедливо, если ваш собеседник принадлежит другой культуре или говорит на другом языке. Не ищите скрытых значений и не стройте догадок. Если у вас есть сомнения, попросите еще раз повторить сказанное или объяснить непонятное. Не вкладывайте свои смыслы в содержание разговора. Вы можете ошибиться.
5. Без осуждения принимает то, что говорят люди. Когда люди искренни или хотят поделиться сокровенным, они в последнюю очередь рассчитывают на осуждение или неодобрение собеседника. Возможно, они просто хотят, чтобы их выслушали, и все.



Рейтинг@Mail.ru