Сергей ПЛАХОТНИКОВ,
руководитель образовательного центра “Азъ”
Уроки в стиле фэнтези
Игра, которую мы разбудили и которая
разбудила нас
“Первые уроки боя Финну преподали
женщины. В этом нет ничего удивительного – ведь
именно мать-собака первой учит своих щенков
драться. Да и вообще женщины, как никто, понимают
жизненную необходимость умения вести бой, хотя и
уступают мужчинам первенство в практическом
применении этого искусства. [...]
Жрицы учили Финна бегать, прыгать и плавать. Вот
как проходили их уроки.
Одна из женщин брала ветку терновника, Финн брал
точно такую же, и они бегали вокруг дерева,
стараясь ударить друг друга.
Чтобы избежать колючего прута, нужно бегать
очень быстро, и поначалу мальчик постоянно
чувствовал его на своей спине. Спасаясь от
ударов, Финн бежал изо всех сил, а когда, в свою
очередь, он сам получал возможность достать свою
наставницу, то даже превосходил себя в
ловкости”.
Стефенс Д.
Пять королевств Ирландии. Детство Финна
Кто из школьников сегодня не увлекается стилем
фэнтези?
Разве только те, кто часами не просиживает дома
за книгой, кто не бороздит просторы Интернета в
поисках новых контактов, кому чужды одиночество
и сродни шумные компании сверстников.
Странным образом я проник в мир фэнтези –
окольным путем, преподавая историю педагогики в
колледже.
Взглянув на общественное воспитание античных
полисов, храмовую педагогику Древнего Востока,
мы со студентами смело шагнули в эпоху раннего
христианства, слегка отступив на север Европы,
чтобы не упустить из виду особенности воспитания
в позднеродовых обществах. Тут-то и пришлось
столкнуться с друидами и героями, с магией и
жесткими принципами, охраняющими честь и
достоинство человека-воина. Читая тексты саг, мы
искали свидетельства о воспитании воинов и
волшебников, подробности и детали в становлении
личности человека, готового принять
миссионерское свидетельство о евангельских
событиях. И вот что характерно: как и в прежних
эпохах, мы тут обнаружили игру в основании
воспитания.
Сын посоветовал мне прочитать студентам
фрагменты о детстве Финна в версии Джеймса
Стефенса. Конечно, это не столь аутентично, как
повесть “Похищение быка из Куальнге”, в которой
рассказывается о детстве Кухулина и о его
юношеских забавах, но тем не менее очень
характерно.
Игра Финна с терновым прутом сперва не
вдохновила студентов, они вообще не поняли, в чем,
собственно, состоит игра. Ну бегают вокруг дерева
двое, хлещут друг друга прутьями. И все? Сперва я
сам засомневался, мне показалось, что в игре со
всей очевидностью утерян смысл, неясна интрига,
отсутствует предмет борьбы, границы, правила
невнятны... А главное, нет вариативности,
возможности развивать игру, усложнять ее.
Сомнения рассеялись, когда одна из студенток во
всеуслышание заявила: “Ну и что? Бегают себе
вокруг березы...” А почему, собственно, вокруг
березы? Стефенс не наполняет картину игры
необходимыми подробностями. Если не береза, а
вековой дуб? Я поделился своими соображениями со
студентами. “А мы так в детстве вокруг
трансформаторной будки бегали”, – сказал кто-то
в классе. Этот нюанс с деревом поставил все на
свои места. Тут же появился и предмет борьбы, и
возможные пути усложнения правил, студенты
наперебой начали делиться своими открытиями.
Кто-то говорил, что можно задавать направление
бега и менять его по команде, кто-то – ограничить
длину прута, кто-то предлагал установить
дистанцию, на которую возможно отходить от
дерева... Игра возродилась в момент уточнения,
казалось бы, пустякового нюанса – толщины
дерева, но как все изменилось.
Игра проникает в жизнь человека в тот самый
момент, когда актуализируется необходимость
приобретения им какого-либо навыка, способности.
Игра превращает банальную тренировку в игру ума
и изобретательности, предоставляя человеку
обширное поле возможностей.
Герои глубокой древности своими боевыми и
духовными подвигами свидетельствуют о
необычайных способностях, приобретенных в игре.
В Книге Сираха мы читаем о детстве Царя Давида:
“Он играл со львами, как с козлятами, и с
медведями, как с ягнятами. В юности своей не убил
ли он исполина, не снял ли поношение с народа,
когда поднял руку с пращным камнем и низложил
гордыню Голиафа?” Читая псалом Давида, мы
поражаемся глубине его покаяния, раскаяния в
грехах юности: “отжени от меня грех юности
моея”.
Но где границы игры? Навязшая на зубах цитата
“Вся жизнь – игра” давно стала оплотом
безнравственности, скрывая подлинные основания
участия человека в том или ином предприятии,
деле. Идея нового игрового общества, в котором
успешным окажется тот, кто первым понял правила
финансовой или политической игры, сегодня
волнует философов, психологов, педагогов. Но
именно это общество все больше утверждает норму,
которую мы порой с сокрушением передаем из уст в
уста, а именно: “Таковы правила игры”. Видимо,
есть игры и игры. Есть игры, которые способствуют
становлению человека, а есть игры, которые
разрушают нравственные основания его жизни,
превратившейся в игру. Взрослый человек часто
забывает, что тот ствол, вокруг которого он
бегает с прутом в руках, всего лишь один из
многих, а жизнь одна.
|