...Чтобы они не чувствовали себя
чужаками?
В институтском курсе истории стран Азии
и Африки в брежневское время очень красиво
объяснялось все про Афганскую революцию и помощь
Советского Союза молодой развивающейся
республике. Поговаривали даже, что с нового-де
года детишки в начальной школе будут петь не про
пятнадцать, а про шестнадцать республик,
шестнадцать сестер, дружно живущих под
руководством своей старшей сестры – России.
“Черные тюльпаны” печально плыли воздушным
коридором Кабул – Москва, и в школах появлялись
трогательные уголки и альбомы фотографий с
траурными ленточками – “наши выпускники,
погибшие при исполнении интернационального
долга”. Потом был фильм Юрия Подниекса “Легко ли
быть молодым”... Потом телевизоры по всем каналам
показывали, как по мосту в Россию идут и идут с
афганской стороны наши танки и
бронетранспортеры и суровый генерал Громов
скупо улыбается в объектив телекамеры и что-то
говорит окружившим его людям.
Но не только солдаты в тот год перешли
пограничную реку по мосту. Беженцы. Женщины,
старики, дети-афганцы шли вслед за своими отцами,
мужьями, сыновьями, которые по разным причинам не
могли, не хотели оставаться на своей родине.
...200 афганских ребят учатся сейчас в школе для
детей из дальнего зарубежья, что в московских
Кузьминках. Здесь есть учителя русские, а есть
афганские, они ведут занятия каждый на своем
языке. И ученики школы пребывают как бы в двух
культурах одновременно: своей родной по рождению
и становящейся родной по судьбе. И как сделать
так, чтобы не было отрицания и комплекса
неудачника, судьбой обиженного. Чтобы две эти
культуры в школе вели диалог, а не отрицали одна
другую и не выясняли, какая из них лучше.
Многие дети в школе имеют серьезные психические
травмы и испытывают психологические трудности в
общении со сверстниками. Поэтому в школе
действуют классы психокоррекции. Особенность
школы в том, что дети учатся в ней не с первого по
одиннадцатый класс, а временно, несколько лет,
пока родители выстраивают свою судьбу в новом
обществе и определяют свое место жительства.
Одни уезжают вместе с родителями, другие, освоив
этот трудный русский язык, переходят в
российские общеобразовательные школы. Русский
язык здесь преподается как иностранный, и
учителя научились включать ученика в учебный
процесс на любом этапе и с любым уровнем знания
русского. Вот и в середине этого года в школу
пришли новенькие ребята 10–13 лет, и им не сказали
“встретимся в сентябре”, наоборот, стали
усиленно заниматься с ними русским языком, чтобы
в новом учебном году они были успешны по тем
предметам, которые ведут русские учителя.
Преподают в школе, ориентируясь на российские
программы. И когда комиссия принимает у ребят
выпускные экзамены за девятый класс, то видит,
что уровень подготовки детей беженцев,
оканчивающих школу в Кузьминках, значительно
выше, чем в обычных вечерних московских школах. И
директор Светлана Николаевна, и учителя школы –
и русские, и афганцы – этому очень радуются. Тем
более что экзаменационная комиссия ведь не своя,
а из города Мытищи, где дети сдают экзамены в
школе-экстернате. Поэтому можно сказать –
комиссия независимая и беспристрастная.
За шесть лет своего существования школа в
Кузьминках выпустила три девятых класса, и в этом
году впервые ее заканчивают
одиннадцатиклассники.
Была такая замечательная пьеса Виктора Розова о
выпускниках школы “В добрый путь!”. Какой путь
ждет афганских ребят и девушек после школы в
России? Но очень тревожно и за них, и за тех детей
беженцев, которые вообще нигде не учатся. А их в
городе сейчас несколько десятков тысяч.
|