Государство пытается дать шанс
каждому ребенку-сироте
Государственная Дума приняла
Федеральный закон
“О государственном банке данных о детях,
оставшихся без попечения родителей”.
Принятие данного закона призвано
завершить многолетнюю ожесточенную дискуссию
вокруг проблемы усыновления российских детей в
стране и за рубежом. По мысли законодателей,
государственный банк данных о детях объединит
совокупность информационных ресурсов на
региональном и федеральном уровнях и
централизует процессы сбора, хранения и
предоставления гражданам информации о детях,
подлежащих устройству в семьи. Помимо информации
о детях банк будет содержать и информацию о
гражданах, желающих принять в семью детей.
Руководство Федеральным банком данных будет
возложено Правительством РФ на федеральные и
региональные органы исполнительной власти.
Законом установлено, что ресурсами банка данных
могут воспользоваться как граждане Российской
Федерации, в том числе проживающие за рубежом,
так и иностранные граждане и лица без
гражданства. Органы опеки и попечительства по
месту проживания ребенка в соответствии с
законом обязаны предоставлять региональному
оператору банка данных в установленный срок
сведения о каждом ребенке, нуждающемся в семье,
как и о каждом гражданине, выразившем желание
принять ребенка. Данные о ребенке, хранимые в
банке данных, включают помимо общей такую
информацию, как приметы, состояние здоровья,
уровень развития, особенности характера,
этническое происхождение, причины отсутствия
родителей, а также соответствующие данные о
родителях и о несовершеннолетних братьях и
сестрах ребенка и его совершеннолетних
родственниках, отказавшихся принять ребенка в
семью, информацию о принятых мерах по устройству
ребенка в семью и, разумеется, фотографию
ребенка. В анкету гражданина, желающего
усыновить ребенка, кроме общей информации
включается информация о том, какого ребенка
гражданин хотел бы принять в семью, реквизиты
заключения органа опеки и попечительства по
вопросу возможности усыновления гражданином
ребенка (по месту жительства).
Гражданин, желающий принять ребенка, после
подачи заявления любому федеральному или
региональному оператору в течение десяти дней
должен получить запрашиваемую информацию или
мотивированный отказ.
Как указано в законе, обязательным требованием к
информации является ее полнота, достоверность и
защищенность от утечки, хищения и любого другого
несанкционированного доступа. С этой целью
технологии, используемые для работы с
информацией, подлежат обязательной
сертификации. Конфиденциальность информации,
хранимой в банке данных, обеспечивается также
тем, что каждый случай обмена сведениями между
любыми двумя операторами подлежит обязательной
регистрации.
В соответствии с семейным кодексом закон
устанавливает приоритет усыновления
(удочерения) ребенка для граждан, проживающих в
России, для всех других лиц информация
становится доступной после принятия всех
необходимых мер по усыновлению ребенка в
российскую семью. В то же время, в случае если
несколько граждан подали одинаковый по
содержанию запрос, преимущество в получении
информации имеет первый из обратившихся.
Предоставление новых сведений гражданину,
желающему принять ребенка в семью,
осуществляется не реже чем один раз в месяц.
Пользование банком данных для всех граждан
является бесплатным.
Появление банка данных, несомненно, упорядочит и
облегчит доступ к информации о детях, оставшихся
без родителей, по всей стране. Но кроме создания
очередной структуры государство должно
пересмотреть условия и льготы, предоставляемые
семьям, желающим принять ребенка. А иначе банк
данных превратится в простой отстойник
информации, а дети будут все так же долго и
безуспешно ждать, когда за ними придут мама и
папа.
|