Настоящие слезы тряпичных героев
На актеров кукольного театра в Москве
не учат нигде. Одни становятся за ширму из любви к
куклам, другие – из любви к детям
Сколько в Москве театров? Этим вопросом
стали задаваться все реже и реже: со счета
сбились даже самые прилежные. Пришло время
узнать, сколько в Москве театров кукольных.
Большие
коллективы со сложившейся репутацией можно
пересчитать по пальцам одной руки. Есть
Центральный театр кукол имени С.В.Образцова, есть
театр на Спартаковской улице, есть Камерный
театр рядом с метро “ВДНХ”. Вот практически и
все кукольные театры Москвы, репертуар которых
можно найти в любом издании, публикующем афиши на
неделю или месяц вперед.
СЦЕНА ИЗ СПЕКТАКЛЯ “МАЛЕНЬКИЕ
ТРАГЕДИИ”
Кроме них в разных местах столицы
рассеяны маленькие зальчики, где играют куклы и
люди. Театр детской книги “Волшебная лампа”,
знаменитый театр “Тень” Майи Краснопольской и
Ильи Эпельбаума, театр “Жар-птица”, яркая
вывеска которого затерялась среди сухих
наименований учреждений-старожилов в
Сокольниках. Их репертуар крайне разнообразен. В
театре детской книги перечитывают Андерсена,
Пушкина, Шолом-Алейхема; в “Тени” поют
“Иоланту” и “Евгения Онегина”; в “Жар-птице”
танцуют балет “Петрушка” на музыку Шнитке в
постановке Игоря Ларина. Словом, выбрать
спектакль и зрителям с самым взыскательным
вкусом, и детям самого капризного возраста стало
возможно.
Кроме стационарных кукольных театров все больше
и больше появляется маленьких театриков, готовых
выступать на любой площадке. Они с радостью
принимают приглашения школ и детских садов
сыграть спектакль в их актовом зале. Модные
современные ночные клубы в последнее время стали
устраивать детские утренники по выходным; к
сотрудничеству готовы все те же маленькие
коллективы, состоящие зачастую из двух человек.
Так они и бродят с огромными сумками в руках из
одного конца города в другой в надежде
когда-нибудь обрести свой дом, пока же напоминая
старинные бродячие балаганы.
Актерами кукольного театра становятся по разным
причинам. В Москве нет ни одного учебного
заведения, где обучают подобных специалистов.
Одни становятся за ширму из любви к куклам,
другие – из любви к детям. Есть маленькие
драматические коллективы, в которых нехватка
актеров компенсируется коллегами из папье-маше,
что придает постановкам уже знакомых
произведений неожиданные акценты.
Новые звезды редко зажигаются на кукольном
небосклоне, тем радостнее появление в театре
имени Образцова нового актера и режиссера,
который пришел в труппу со своими идеями и
молодыми помощниками-энтузиастами.
Андрей Денников учится на эстрадном факультете
ГИТИСа, на последнем курсе, который не успел
довести до выпуска И.Г.Шароев. Завсегдатаи
студенческих спектаклей сразу приметили
двадцатидвухлетнего актера: в “Блохе” по
Лескову–Замятину, где он сыграл и Левшу, и двух
государей-императоров. Несколько лет назад
появился театр кукол Андрея Денникова, который
на разных площадках утром в выходные дни
показывал спектакли для детей, а вечером для
взрослых игрались “Маленькие трагедии”.
Поглощенный пушкинскими темами, актер и режиссер
обращался к “Трагедиям” несколько раз.
Последняя редакция стала премьерой театра
Образцова.
Денников увлечен темой Моцарта, и в нем самом
есть нечто “моцартианское”. Молодой,
талантливый, ставящий спектакли за
фантастически короткие сроки, сам режиссирует,
играет главные роли, лепит кукол. Совсем недавно
у него появилась помощница – сценограф Анна
Львова.
Если тема великого композитора и легендарного
соблазнителя объединена сочинением первого о
последнем – оперой “Дон Жуан”, то “Скупой
рыцарь” (наименее удачная часть спектакля,
будучи первой, легко забывается) связан с
Моцартом лишь появлением Черного Человека,
который приносит Скупому мешочек с деньгами.
“Пир во время чумы”, ко всеобщей пользе, не вошел
в двухчасовую постановку.
Вместе с Денниковым в спектакле играет еще один
молодой актер – Максим Мишаев. Исполнители как
перчатки меняют кукол, а вместе с ними и
характеры. Персонажи самого режиссера гораздо
разнообразнее: здесь и старый скупец, и бойкая
актриса, и молодая вдова, и два великих
композитора – голосовое мастерство Денникова
поразительно. Мишаев “ведает” одним персонажем
всех этих историй – Дон Гуаном.
Взаимоотношения человека с куклой всегда
гораздо разнообразнее того, что можно себе
представить, особенно если детская память
подсказывает прежде всего спектакли, где куклы
видны из-за ширм. Актер может отречься от себя и
сосредоточить внимание зрителей на крошечном
существе со своей судьбой и желаниями. Может
играть со слепленным и сшитым созданием, как с
костюмом или необходимым по ходу действия
реквизитом. Денников старается не делать ни того,
ни другого. Кукла в его руках – полноправный
партнер. Иногда кажется, что сам актер играет
донну Анну, а кукла представляет нечто вроде
стороннего, грубо говоря, “брехтианского”
отношения к образу.
Отсюда и жанровые различия внутри спектакля.
Если в какие-то моменты “Скупой рыцарь” – по
большей части монолог куклы, то “Каменный
гость” решен в стиле салонной пьесы, где под
ритмы фламенко герои ведут куртуазные беседы.
Волнующий Дон Гуан, похожий на персонажей Эль
Греко, словно парит над сценой; мастерски
танцующая Лаура исполняет концертный номер,
взмахивая всеми своими несчетными юбками,
строгая и искренняя донна Анна проплывает по
сцене в длиннейшей черной вуали.
В последней части Денников играет сразу и
Моцарта, и Сальери. Сальери – кукла, Моцарт –
человек. Иногда появляется еще один, маленький
Моцарт, его душа. Человечку, обладающему
портретным сходством с композитором, доверено
исполнять музыку. В одной из сцен руки одной
куклы бегло перебирают черно-белые клавиши,
глаза другой впервые наполняются слезами.
Этот Моцарт сам бросает яд в бокал, Сальери во
всех движениях ему послушен. Делает это спокойно,
как будто разобрав до тонкости все тайные
желания своего товарища по сцене и впервые и в
последний раз исполняя их. Моцарт падает, но
жизнь покидает и Сальери: он лишился своего
кукловода. На сцене останется лишь крошечный
двойник, он опять заиграет ту же мелодию, на сцену
будут падать недописанные нотные листы.
В спектакле есть упущения, но без них не бывает
дебюта на большой сцене. Андрей Денников молод,
талантлив и любит работать.
Алексей ГОНЧАРЕНКО
|