А вы смогли бы учиться вместе
со своим ребенком?
– Спросили в одной школе родителей
будущих пятиклассников. Вызвались 15
добровольцев.
И вот что из этого получилось...
«Зрелость 30–40-летних страшит первыми
потерями друзей, зависимостью от всего на свете
– домашних дел, работы, ответственности за все,
осознанием, что никогда (какое страшное слово!)
уже не будет танцев до упаду, опухших от поцелуев
губ, гуляний дни и ночи напролет – ощущения
безоглядного, безотчетного счастья. А с другой
стороны, в зрелости совершенно по-другому
понимаешь жизнь, учишься принимать людей со
всеми их заморочками, а еще – прекрасное время,
когда есть возможность смотреть на подрастающих
детей, расти вместе с ними, но уже нет бессонных
ночей, мокрых пеленок, кормлений по часам, а есть
разговоры на равных, совместные переживания,
дружба и взаимная помощь, протянутые друг другу
руки...» (Из сочинения М.С. – мамы
восьмиклассника).
Как-то так сложилось, что на время
обучения детей в школе родителям отводится не
самая завидная роль: контролировать, ворчать,
получать нарекания и «вливания» на родительских
собраниях, а потом взаимообразно отдавать это
своим отпрыскам, подписывать не всегда идеальные
дневники, а в лучшем случае оказывать мелкие
хозяйственные услуги и водить вместе с
учительницей детей в театр или музей, оказывать
материальную помощь. Одна мама рассказывала мне,
что период времени, когда ее старший сын учился в
школе, она вспоминает с ужасом. Каждое
родительское собрание ее поднимали и при всем
честном народе стыдили и позорили за нерадивого
ребенка. Кончилось все тем, что она из чувства
самосохранения перестала ходить в школу, как
девочка, пряталась и не подходила к телефону,
когда звонила учительница, не захотевшая во все
годы, во-первых, найти ни одного доброго слова для
ребенка, а во-вторых, для его мамы, которая
все-таки, наверное, является самым важным и
близким союзником и помощником в трудном деле
выращивания человека.
Что же делать, чтобы родители стали
действительными союзниками школы, чтобы дети
видели в них своих друзей и тоже не боялись
родительских собраний, а на этих самых собраниях
учителя и родители совместно договаривались о
помощи и поддержке детям, а не о том, кто виноват в
проблемах подрастающего поколения и как его (это
поколение) лучше «построить», чтобы
соответствовало запросам и ожиданиям взрослых?
Несколько лет назад, когда наши нынешние
8-классники только готовились перейти в среднюю
школу, на родительском собрании мы задали вопрос:
«А кто хотел бы расти и учиться вместе со своими
детьми? Не помогать делать домашние задания, а
именно вместе учиться». И собралась группа
человек в 15, которая ответила на этот вопрос
положительно. И вот уже четвертый год эта группа
не только действительно добросовестно «учится»,
ходит на лекции по истории и астрономии и
концерты в консерваторию, участвует в
исторических ролевых играх, ездит в
образовательные поездки, но и все-таки
совершенно по-другому смотрит на своих детей,
потому что из своего собственного опыта знает, из
чего складывается их образование. Причем наши
родители выступают не консультантами и
помощниками своих собственных детей, а
совершенно самостоятельной командой.
Главное – идти рядом
Во всей этой работе есть несколько
важных моментов. Во-первых, дети видят родителей
совершенно с другой стороны. Я как-то спросила у
ребят, чем, с их точки зрения, интересуются их
папы и мамы, какие книги читают, что любят. И очень
многие свели все к семье (заботятся о нас, кормят,
одевают, зарабатывают...), кухне (мама очень любит
готовить, печь, убирать). А некоторые просто
откровенно ответили, что их родители настолько
заняты, что у них нет времени чем-то
интересоваться, что даже почитать им некогда.
Родительство – это очень важная сторона жизни,
может, самая главная, но не единственная. С
рождением детей жизнь не заканчивается, а
начинается новый, очень важный период. Расти,
развиваться, учиться вместе с ребенком – разве
это не прекрасная возможность вспомнить то, что
когда-то пропустили, не поняли, не додумали,
узнать что-то совершенно новое, по-другому,
по-взрослому понять и прочувствовать это, а самое
главное – быть интересным своему ребенку. Ведь
родительством не исчерпывается жизнь, а детям
любящие, заботливые родители, несомненно, ближе,
чем те, кого волнуют только внешние проявления
ее. А то ведь как часто дети твердят о разности
поколений, о том, что родители их не понимают. А
взрослые – о том, какие ужасные растут дети: того
не видят, этого не чувствуют. Словом, извечные
ОТЦЫ И ДЕТИ. Мое глубокое убеждение, что это
противостояние можно свести к минимуму, если
дети и родители будут интересны друг другу не
только внешне ( одни – осуществляя контроль и
материальную помощь, а другие – в благодарность
за кормление и выполнение некоторых желаний).
Ведь если идешь рядом вместе со своим ребенком,
то и противостояния нет, есть, возможно, споры,
столкновения, иногда непонимание, но самое
главное – рядом!
Именно для этого я стараюсь почаще давать такие
домашние задания, в которых могут принять
участие родители: трудные слова, определения
которых можно посмотреть в словаре, а можно
спросить у мамы. Например, мы, говоря о
древнегреческой философии, определяли слово
«трактат», и определения родителей оказались
живее словарных статей. А можно попросить
ответить на какие-то вопросы, высказать
отношение к литературным героям, рассказать о
любимых книгах и стихах, а потом почитать их
вместе. Да мало ли можно придумать заданий для
родителей!
Но, наверное, самое интересное – сочинения. На те
же самые темы, что пишут дети, а может быть,
совершенно другие. Наши родители писали о звуках
и запахах лета, о весенних мечтах, о чудесах, о
трудном возрасте, о счастье и свободе, о звездном
небе, обо всем на свете.
Есть ли ошибки в мамином сочинении?
Сочинения родителей похожи на дневники,
которые мы давно перестали вести. А если
попробовать на минуточку представить, что мамы и
папы имеют возможность сесть и спокойно написать
то, что их тревожит в своих детях, а потом дать им
прочитать, то и крику было бы меньше, потому что
письменная речь не терпит грубости. И ведь
совершенно не имеют значения художественные и
литературные достоинства этих работ. Родители –
взрослые люди, они закончили школы, вузы, они
умеют писать сочинения (честно говоря, я думаю,
что про образ Базарова или Печорина родителям
уже труднее было бы написать, но это к вопросу о
том, чему мы учим). Самое главное, что со страниц
этих сочинений смотрят живые, интересные люди, не
измотанные домохозяйки и измученные кормильцы
семей, а люди, способные мечтать, любить,
восхищаться, переживать – словом, чувствовать
все то же самое, что и их чада (а то ведь дети
думают, что родители давно уже разучились это
делать).
А для родителей эти сочинения – возможность
оторваться от быта, кухни, проблем и
сформулировать наконец то, о чем думается иногда,
мечтается изредка. Кстати, за 3,5 года очень мало
кто отказался от этого задания; родители ждут
сочинений и обижаются на детей, когда они
забывают им о них вовремя сказать.
Но о написанных сочинениях дети говорят с
гордостью, с удовольствием читают их, обсуждают.
Как-то при обсуждении ребята обратили внимание,
что родители пишут очень легко, не боятся и не
стесняются говорить свободно и раскованно о чем
угодно, их мысли оригинальны и интересны. Это,
по-моему, высшая оценка, которую могут получить
родители из уст своих детей.
Кстати, с помощью сочинений во многом удалось
остановить родительские волнения (чтоб не
сказать больше) по поводу грамотности. Мамы, папы
и бабушки, получившие высшее образование, в
сочинениях делают ошибки, конечно, чуть меньше,
чем дети, но это уже заслуга возраста и опыта,
нежели знаний по русскому языку, которые они
получили когда-то в школе. У родителей не было
возможности проверить свою грамотность во
взрослом возрасте, ведь максимум, что они пишут,
– заявления и отчеты, а письма мы практически
тоже перестали писать. Сочинения же разрушили их
непоколебимую уверенность, что дети уже в 5
классе должны писать без ошибок.
Конечно, родители могут сказать: «Зачем мне ко
всем моим проблемам еще эта холера? Достаточно
того, что ребенок сыт, одет и обут, а этими
проблемами пусть занимаются учителя, это их
обязанность». А учителя ответят: «Неужели нам
детей мало, что мы еще с их родителями будем
возиться, придумывать, как их расшевелить и
заинтересовать друг другом». Наверное, и те и
другие правы по-своему. Но ведь школа постоянно
твердит о трудностях работы с родителями, о
непонимании и иногда даже пропасти, лежащей
между семьей и школой. Пропасти, жертвами которой
становятся, к сожалению, наши дети. Так неужели же
совместное движение, совместный рост со своими
детьми – такая уж большая жертва?
Марина Цветаева в письме к детям писала: “... не
слишком сердитесь на родителей. Помните, что они
были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они
родители, а для самих себя – Я. Не исчерпывайте их
родительством...”
Мария СТАРОСТЕНКОВА
|