Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2001

Третья тетрадь. Детный мир

А вы смогли бы учиться вместе
со своим ребенком?

– Спросили в одной школе родителей будущих пятиклассников. Вызвались 15 добровольцев.
И вот что из этого получилось...

«Зрелость 30–40-летних страшит первыми потерями друзей, зависимостью от всего на свете – домашних дел, работы, ответственности за все, осознанием, что никогда (какое страшное слово!) уже не будет танцев до упаду, опухших от поцелуев губ, гуляний дни и ночи напролет – ощущения безоглядного, безотчетного счастья. А с другой стороны, в зрелости совершенно по-другому понимаешь жизнь, учишься принимать людей со всеми их заморочками, а еще – прекрасное время, когда есть возможность смотреть на подрастающих детей, расти вместе с ними, но уже нет бессонных ночей, мокрых пеленок, кормлений по часам, а есть разговоры на равных, совместные переживания, дружба и взаимная помощь, протянутые друг другу руки...» (Из сочинения М.С. – мамы восьмиклассника).

Как-то так сложилось, что на время обучения детей в школе родителям отводится не самая завидная роль: контролировать, ворчать, получать нарекания и «вливания» на родительских собраниях, а потом взаимообразно отдавать это своим отпрыскам, подписывать не всегда идеальные дневники, а в лучшем случае оказывать мелкие хозяйственные услуги и водить вместе с учительницей детей в театр или музей, оказывать материальную помощь. Одна мама рассказывала мне, что период времени, когда ее старший сын учился в школе, она вспоминает с ужасом. Каждое родительское собрание ее поднимали и при всем честном народе стыдили и позорили за нерадивого ребенка. Кончилось все тем, что она из чувства самосохранения перестала ходить в школу, как девочка, пряталась и не подходила к телефону, когда звонила учительница, не захотевшая во все годы, во-первых, найти ни одного доброго слова для ребенка, а во-вторых, для его мамы, которая все-таки, наверное, является самым важным и близким союзником и помощником в трудном деле выращивания человека.
Что же делать, чтобы родители стали действительными союзниками школы, чтобы дети видели в них своих друзей и тоже не боялись родительских собраний, а на этих самых собраниях учителя и родители совместно договаривались о помощи и поддержке детям, а не о том, кто виноват в проблемах подрастающего поколения и как его (это поколение) лучше «построить», чтобы соответствовало запросам и ожиданиям взрослых?
Несколько лет назад, когда наши нынешние 8-классники только готовились перейти в среднюю школу, на родительском собрании мы задали вопрос: «А кто хотел бы расти и учиться вместе со своими детьми? Не помогать делать домашние задания, а именно вместе учиться». И собралась группа человек в 15, которая ответила на этот вопрос положительно. И вот уже четвертый год эта группа не только действительно добросовестно «учится», ходит на лекции по истории и астрономии и концерты в консерваторию, участвует в исторических ролевых играх, ездит в образовательные поездки, но и все-таки совершенно по-другому смотрит на своих детей, потому что из своего собственного опыта знает, из чего складывается их образование. Причем наши родители выступают не консультантами и помощниками своих собственных детей, а совершенно самостоятельной командой.

Главное – идти рядом

Во всей этой работе есть несколько важных моментов. Во-первых, дети видят родителей совершенно с другой стороны. Я как-то спросила у ребят, чем, с их точки зрения, интересуются их папы и мамы, какие книги читают, что любят. И очень многие свели все к семье (заботятся о нас, кормят, одевают, зарабатывают...), кухне (мама очень любит готовить, печь, убирать). А некоторые просто откровенно ответили, что их родители настолько заняты, что у них нет времени чем-то интересоваться, что даже почитать им некогда. Родительство – это очень важная сторона жизни, может, самая главная, но не единственная. С рождением детей жизнь не заканчивается, а начинается новый, очень важный период. Расти, развиваться, учиться вместе с ребенком – разве это не прекрасная возможность вспомнить то, что когда-то пропустили, не поняли, не додумали, узнать что-то совершенно новое, по-другому, по-взрослому понять и прочувствовать это, а самое главное – быть интересным своему ребенку. Ведь родительством не исчерпывается жизнь, а детям любящие, заботливые родители, несомненно, ближе, чем те, кого волнуют только внешние проявления ее. А то ведь как часто дети твердят о разности поколений, о том, что родители их не понимают. А взрослые – о том, какие ужасные растут дети: того не видят, этого не чувствуют. Словом, извечные ОТЦЫ И ДЕТИ. Мое глубокое убеждение, что это противостояние можно свести к минимуму, если дети и родители будут интересны друг другу не только внешне ( одни – осуществляя контроль и материальную помощь, а другие – в благодарность за кормление и выполнение некоторых желаний). Ведь если идешь рядом вместе со своим ребенком, то и противостояния нет, есть, возможно, споры, столкновения, иногда непонимание, но самое главное – рядом!
Именно для этого я стараюсь почаще давать такие домашние задания, в которых могут принять участие родители: трудные слова, определения которых можно посмотреть в словаре, а можно спросить у мамы. Например, мы, говоря о древнегреческой философии, определяли слово «трактат», и определения родителей оказались живее словарных статей. А можно попросить ответить на какие-то вопросы, высказать отношение к литературным героям, рассказать о любимых книгах и стихах, а потом почитать их вместе. Да мало ли можно придумать заданий для родителей!
Но, наверное, самое интересное – сочинения. На те же самые темы, что пишут дети, а может быть, совершенно другие. Наши родители писали о звуках и запахах лета, о весенних мечтах, о чудесах, о трудном возрасте, о счастье и свободе, о звездном небе, обо всем на свете.

Есть ли ошибки в мамином сочинении?

Сочинения родителей похожи на дневники, которые мы давно перестали вести. А если попробовать на минуточку представить, что мамы и папы имеют возможность сесть и спокойно написать то, что их тревожит в своих детях, а потом дать им прочитать, то и крику было бы меньше, потому что письменная речь не терпит грубости. И ведь совершенно не имеют значения художественные и литературные достоинства этих работ. Родители – взрослые люди, они закончили школы, вузы, они умеют писать сочинения (честно говоря, я думаю, что про образ Базарова или Печорина родителям уже труднее было бы написать, но это к вопросу о том, чему мы учим). Самое главное, что со страниц этих сочинений смотрят живые, интересные люди, не измотанные домохозяйки и измученные кормильцы семей, а люди, способные мечтать, любить, восхищаться, переживать – словом, чувствовать все то же самое, что и их чада (а то ведь дети думают, что родители давно уже разучились это делать).
А для родителей эти сочинения – возможность оторваться от быта, кухни, проблем и сформулировать наконец то, о чем думается иногда, мечтается изредка. Кстати, за 3,5 года очень мало кто отказался от этого задания; родители ждут сочинений и обижаются на детей, когда они забывают им о них вовремя сказать.
Но о написанных сочинениях дети говорят с гордостью, с удовольствием читают их, обсуждают. Как-то при обсуждении ребята обратили внимание, что родители пишут очень легко, не боятся и не стесняются говорить свободно и раскованно о чем угодно, их мысли оригинальны и интересны. Это, по-моему, высшая оценка, которую могут получить родители из уст своих детей.
Кстати, с помощью сочинений во многом удалось остановить родительские волнения (чтоб не сказать больше) по поводу грамотности. Мамы, папы и бабушки, получившие высшее образование, в сочинениях делают ошибки, конечно, чуть меньше, чем дети, но это уже заслуга возраста и опыта, нежели знаний по русскому языку, которые они получили когда-то в школе. У родителей не было возможности проверить свою грамотность во взрослом возрасте, ведь максимум, что они пишут, – заявления и отчеты, а письма мы практически тоже перестали писать. Сочинения же разрушили их непоколебимую уверенность, что дети уже в 5 классе должны писать без ошибок.
Конечно, родители могут сказать: «Зачем мне ко всем моим проблемам еще эта холера? Достаточно того, что ребенок сыт, одет и обут, а этими проблемами пусть занимаются учителя, это их обязанность». А учителя ответят: «Неужели нам детей мало, что мы еще с их родителями будем возиться, придумывать, как их расшевелить и заинтересовать друг другом». Наверное, и те и другие правы по-своему. Но ведь школа постоянно твердит о трудностях работы с родителями, о непонимании и иногда даже пропасти, лежащей между семьей и школой. Пропасти, жертвами которой становятся, к сожалению, наши дети. Так неужели же совместное движение, совместный рост со своими детьми – такая уж большая жертва?
Марина Цветаева в письме к детям писала: “... не слишком сердитесь на родителей. Помните, что они были вами, а вы будете ими. Кроме того, для вас они родители, а для самих себя – Я. Не исчерпывайте их родительством...”

Мария СТАРОСТЕНКОВА

 



Рейтинг@Mail.ru