Таинство защищенности
Небо
над головой, земля под ногами... Значит, все в
порядке? Да. До определенного момента. Рано или
поздно детали все-таки придется уточнить.
Об идеологических миражах и реализме веры
беседуют известный прозаик Татьяна Алексеевна
НАБАТНИКОВА (роман «Каждый охотник желает знать»
) и наш корреспондент Елена ИВАНИЦКАЯ.
– Наше с вами поколение
подвергалось мощной идеологической обработке.
Каков был ваш опыт осознания себя в политической
действительности?
– Может быть, самое первое впечатление,
связанное с политикой, – карикатура в журнале
«Крокодил», изображавшая Аденауэра и
Эйзенхауэра в виде людей с волчьими головами. Я
пришла в ужас от этих звериных голов, страшных
имен и очень жалела немцев и американцев, у
которых правители даже на людей не похожи. У нас
ведь все было нормально – небо над головой, земля
под ногами.. Сколько мне было лет? Лет пять-шесть...
В противостоянии «мы – они» все, что было связано
с нами, было заведомо лучше всего, доставшегося
им. На новогодних открытках улыбались румяные
дети. Они как бы подавали пример жизнеотношения:
вот так должно быть – счастливое лицо, широкая
улыбка, румяные щеки. Свое внутреннее чувство я
подтягивала к этому образу. Подтягивать его
приходилось, потому что у нас дома было далеко не
все в порядке. Когда в учебнике я читала: «За
детство счастливое наше спасибо, родная страна»,
завидовала тем, кто может это сказать. Свое
несоответствие я воспринимала как ущербность: я
оказывалась таким несчастным исключением из
всеобщего благоденствия. Мир познавался в
сопоставлении, и оно началось очень рано:
сопоставление себя и карикатуры, себя и
праздничной открытки, себя и радиоголоса.
Телевидения тогда еще не было, но до нас
доносились радиозвуки всеобщего счастья. Моя
жизнь не соответствовала счастью, которое, я
верила, существует у нас в стране, но это
представлялось таким горестным недоразумением.
Как только началась школа, понятие родины, лучшей
в мире, укоренилось абсолютно. Я верила всему
этому, потому что очень важно и приятно
чувствовать и верить, что ты принадлежишь не к
слабой, а к сильной общности, что тебя защищают.
Так верить было приятно и удобно.
Я родилась в деревне, росла в крестьянской среде,
не знала, что такое голод. Хлеб с маргарином,
картошка, мед и молоко были всегда. Сытый ребенок,
когда его любят родители, – этого достаточно для
полного счастья: отец веселый, играет на
гармошке, а я толстая, сытая и пляшу.
Первые сомнения и противоречия появились лет в
двенадцать, в пятом классе. Мои представления о
самой лучшей в мире стране приходили в
столкновение с мнением отца, который вовсе их не
разделял. Отец воевал, отсидел (я, конечно, тогда
этого не знала), работал бухгалтером, знал
реальное положение дел, у него не было мысли не то
что о самой лучшей, но о том, что живет в
сколько-нибудь приличной стране. Мне было очень
неприятно, я не хотела расставаться с уютным
покоем счастливого детства в счастливой стране.
Отец не старался меня переубеждать или
разочаровывать. Споры были, но мой опыт с опытом
отца просто не пересекался. Традиционно от детей
многое скрывали. Оба моих деда были раскулачены,
но об этом никогда не говорилось: ведь ребенок
может проболтаться, рассказать где не надо...
Вспоминать об этом стали только в начале
шестидесятых, но в хрущевские времена жизнь
стала заметно и стремительно улучшаться.
Наступала счастливая юность: школьная дружба,
первые влюбленности, молодежные компании. Мы
гоняли на мотоциклах, бензин был бесплатный...
– Как это?
– А вот так: в продаже его и вовсе не было, но
любой шофер мог вам налить сколько угодно
бензина, полученного по талонам. Благополучие
нарастало, складывалось впечатление, что все
идет как надо и куда надо. Полнота надежд
собственной юности совпадала с полнотой надежд
страны. Все сплелось – учеба, спорт, здоровье.
Крепкое молодое здоровье очень способствует,
знаете ли, оптимистическому взгляду на мир, юной
слепоте.
– Как же вы стали диссиденткой?
– В диссиденты я попала уже после института,
когда пришла работать на завод. Это был семьдесят
первый год. Только когда я стала реально
участвовать в экономической деятельности и лбом
столкнулась с экономическими несуразностями,
тогда задумалась и о политической подоплеке
всего этого. Тогда же стали долетать ветры с
Запада, понятия перевернулись, я начала понимать,
что живу не в передовой стране, указывающей путь
человечеству, а в глухой провинции. В семьдесят
шестом году я поступила в Литературный институт,
и тогда началось массированное чтение всего
запрещенного, скрытого, утаенного. В институте мы
из рук в руки передавали сам- и тамиздат. Но я была
уже взрослым человеком, у меня самой уже была
дочь. Ребенок нуждается в защите, в укрытии, в том
числе в защите от реальности. Только сильный и
умный человек может стоять на ветру и открытыми
глазами смотреть на ужасающую действительность.
Далеко не у всех с окончанием детства исчезает
потребность в защите и защитных иллюзиях. В
середине семидесятых я один год прожила за
границей, в Сирии, где работал мой муж. Кругом
были политинформации, жен специалистов тоже
заставляли присутствовать, и меня поражала вера
этих женщин в то, что Советский Союз – самая
сильная, лучшая и богатая страна в мире. Хотя за
границу-то они приехали элементарно заработать.
– А как вы в этом смысле воспитывали дочь?
Получалось так, что в школе ей говорили одно, а
дома другое?
– Когда она росла, я была уже диссиденткой. С 1971
по 1991 год – период моих диссидентских ощущений.
Солженицын бросил лозунг: неучастие во лжи. «Жить
не по лжи». Старалась дочери открыть глаза на
происходящее, но не давить. Идеологическое
давление в школе в те годы уже ослабло, у нее было
нормальное советское детство, но в десять лет я
ее крестила. Понимала, что тут у нее возникнет
противоречие: она пионерка, а я веду ее в церковь.
Но я с ней спокойно поговорила, ссылаясь на
философские доводы, почерпнутые у Канта. Она с
пониманием отнеслась к проблеме и к обряду
крещения.
– И все же – почему и зачем вы ее окрестили?
– Если сказать очень честно, то захотелось
примкнуть к великому большинству, к тому сонму, к
которому принадлежали православные Пушкин,
Достоевский и многие-многие другие. Желание,
чтобы ты и ребенок принадлежали к этому
могуществу. Что заставляет сознание двигаться по
той или иной колее? Что направляет движение?
Самое важное – защищенность и принадлежность к
могуществу. А ощущение «выхожу один я на дорогу»
– не по силам человеку. Это гордыня. Как только он
возомнит о себе – неизбежно последует кара.
|