“Осталось жить двадцать минут…”
Церковь
решили построить в селе. Избрали для этого дела
закарпатских плотников – у них единственных в
округе был церковный календарь. По ходу дела
выяснилось, что в бригаде принято выпивать в
честь именин. И не то чтобы каждый отмечал день
своего ангела, нет – праздновали дни всех тезок.
А одних Феодоров в календаре – до тридцати…
Через какое-то время в бригаду был принят еще
работник – Иван. Он нанес строительству
смертельный удар, добавив в плотный праздничный
график шестьдесят с лишком именин…
Это кусочек одной истории из книги “Отказаться
не вправе”, вышедшей в издательстве “Лодья”.
Полсотни небольших рассказов. Написаны они так
легко, что вся книга прочитывается за вечер. Но
главная особенность этих историй в том, что они
написаны не врачом, как это часто бывает в
русской литературе, не следователем и не
журналистом. Автор книг – приходский священник,
который долгое время отправлял все церковные
требы в далеких северных деревнях.
Сегодня мы публикуем два рассказа отца Ярослава
Шипова.
Святой
Есть такой тип церковных тетушек: ездят
с прихода на приход, ссылаясь на чьи-то
благословения, передают батюшкам приветы
неведомо от кого, поклоны от незнакомых братий и
сослужителей и рассказывают всякие новости:
рассказывают, рассказывают... Ну, думается, коли
уж такие тетушки есть, наверное, они зачем-то
нужны. Впрочем, не знаю. А один старый архиерей –
кстати, весьма серьезный философ – называл их
“шаталова пустынь” и утверждал, что они,
напротив, ни для чего не нужны. Поди разберись
тут...
И вот три такие тетушки заявились в храм к моему
приятелю, когда мы как раз собирались уезжать в
Троице-Сергиеву лавру. “Благодать-то какая, –
говорят, – и нас возьмите!” Посадили их на заднее
сиденье.
Дорогою две из них тараторили не переставая.
Сначала сказали, что приехали по рекомендации
Виктора из Псковских Печор, с которым приятель
мой будто бы служил в армии. Тот
вспоминал-вспоминал, и что-то плохо у него
получалось: немудрено – все ж таки прошло
тридцать лет... Потом нам поведали, что у диакона
Николая из какой-то епархии родился четвертый
сын, а у протоиерея Петра – восьмая дочка. Мы
очень порадовались за отцов, о существовании
которых даже не подозревали и которые между тем
настругали столько детишек. Далее начались
рассказы о мироточениях и других чудесах,
перемежавшиеся разными сплетнями, так что
пришлось тему разговора сменить.
– А что это подружка ваша молчит? – спросил мой
приятель.
– Да она только начала воцерковляться: еще
стесняется батюшек. – В суетливости своей они не
заметили, что добродетельную скромность
поставили человеку в укор...
Однако тут же набросились на попутчицу с
уговорами и увещеваниями. Некоторое время она
сопротивлялась, повторяя: “Да кому это
интересно?” – но в конце концов согласилась
рассказать какую-то свою историю.
Дело происходило в конце пятидесятых годов,
когда рассказчица была студенткой. Жила она
тогда в Симферополе. Случилось с ней сильное
недомогание, и отвезли ее на “скорой” в
больницу. И вот лежит она в приемном покое и час, и
другой, и третий... Сознание временами стало
покидать ее, а возвращалось все реже и реже...
Вдруг сквозь мглу, сквозь пелену видит она:
спускается по лестнице старичок в белом халате.
Медленно спускается, осторожно, перила цепко так
перехватывает... Подошел он, склонился над ней, а
глаза у него – белесенькие, словно слепые. И
спрашивает дежурную медсестру:
– Давно привезли?
– Часа три, наверное, если не больше.
– А почему не оперируют?
– Партсобрание ведь! Отчетно-выборное! Не велели
тревожить ни в каком крайнем случае.
Он приказал:
– Быстро в операционную! – И добавил: – Ей
осталось жить двадцать минут...
Здесь сознание снова покинуло умирающую.
Очнулась она уже в операционной: на стене висела
икона Пресвятой Богородицы, и слепенький
старичок молился перед этой иконой...
– Я успела подумать, – вспоминала рассказчица, –
что мне страшно не повезло: мало того, что хирург
– слепой, так еще и время теряет, хотя сам сказал,
что осталось двадцать минут. И вдруг я –
безбожница, комсомолка, выбросившая бабушкины
иконы, – взмолилась: “Пресвятая Богородица,
спаси!” Я знаю, что говорить не могла – рот у меня
пересох, и губы не шевелились: я обращалась к
Богородице мысленно, но старичок, подойдя ко мне,
сказал: “Не тревожься – спасет”...
Операция прошла замечательно, и больную через
несколько дней выписали. Спустя годы узнала она,
что оперировал ее Симферопольский архиепископ
Лука – великий хирург Войно-Ясенецкий... Такая
история.
В лавре мы с приятелем занялись своими делами, а
тетушки отправились восвояси.
Впоследствии рассказчица стала монахиней одного
из женских монастырей. А подружки ее все снуют и
снуют по приходам.
Насколько промерзла земля?
Схоронили молодого парнишку –
перевернулся на тракторе: пьян был, понятное
дело. Сидим за столом, поминаем: безутешные
родители, двое братьев, соседи, знакомые. Как
водится, со всех сторон самые разные разговоры, а
о покойном вспоминают, когда наступает пора в
очередной раз выпить.
У меня за три дня – четвертые похороны, домой
попасть не могу. Сначала отпевал механика
лесопункта. Своего кладбища у них нет, так что
повезли мужичка в его родную деревню –
километров за восемьдесят. Только отъехали – в
лесу поперек дороги машина: “Нам батюшку!” Тоже
отпевать, и тоже добираться километров
восемьдесят, но – в другую сторону.
Договариваемся, что вечером они меня перехватят
на обратном пути с погоста и отвезут к себе, а
хоронить будем назавтра. Однако к назначенному
месту я попал не вечером, а поздно ночью, потому
что с деревенского кладбища угодил в районный
центр – и опять погребение... Тогда же я узнал, что
попавший в аварию младший брат нашего
следователя умер в больнице и что за мною заедут.
Да еще, пока народ с механиком прощался, окрестил
его сына, освятил дом. И сегодня здесь уже после
похорон окрестил тяжко болящего младенца...
Следователь, перегнувшись через стол, увлеченно
рассказывает мне о загадочных явлениях,
происходящих с ним:
– Вот залегли, ждем, когда бандит выйдет из леса.
И вдруг я вижу его, но малюсенького-малюсенького:
он ко мне на ладошку заскочил и по ладошке
прыгает...
Молодой хирург, пытавшийся спасти переломанного
тракториста, спрашивает следователя:
– Тебе сколько до пенсии?
– Полтора года еще, а чего?
– Ну, тебе хочется на заслуженный отдых?
– Конечно.
– Зайди завтра к нашему психиатру – вот тебе и
вторая группа.
– Не, я серьезно, – не унимается следователь. –
Из-за меня опаснейшего бандита и упустили, а он
теперь депутатом стал, теперь уж его никак не
возьмешь... И много раз уже было: пригляжусь, а
людишки – на ладони помещаются. Что это за
таинственное явление?..
– Шизофрения, – доходчиво поясняет хирург.
– Как вы считаете, батюшка, – спрашивает самый
младший из братьев, тоже тракторист и тоже,
похоже, пьяница: – Можно ли его держать на такой
должности?..
Тут вдруг отец покойного начинает вспоминать,
как прошлой весной в этой же деревне хоронили
лесничего, угоревшего на печи: ручей тогда сильно
разлился, мост оказался под водой, и грузовик,
перевозивший лесничего, заглох на мосту. Гроб
всплыл и плавал в кузове, пока не подогнали
трактор и не подцепили машину на буксир. Я был
здесь в тот день: помню, как мужикам долго не
удавалось подогнать лодку точно к машине, чтобы
накинуть трос: мужики были пьяны, то и дело
промахивались, один из них даже вывалился из
лодки, но, по счастью, сумел вскарабкаться на
капот – только тогда им удалось завершить дело.
Лесничий угорел тоже, конечно, спьяну и долго
пролежал на горячей печи...
– А чернехонек стал! – изумленно восклицает
хозяин дома. – Его, паря, и открывать не стали. Но
я зашел... по-соседски... и все, паря, видел:
чернехонек – натуральный негр!.. Сперва нажрался,
значит, потом нажарился, а под конец еще и поплыл
– ну, паря, веселые похороны были! – Он почти
кричит, чтобы его слышно было сквозь все прочие
разговоры.
– Бы-ы-ва-ли дни ве-э-се-э-лы-е, – в соседней
комнате кто-то нашел гармошку. Женщины
урезонивают его, и он затихает.
Тут мужики, копавшие могилу, начинают спорить, на
сколько нынче промерзла земля: семьдесят
сантиметров или всего шестьдесят пришлось им
вырезать бензопилами, прежде чем взять лопаты.
– Товарищ поп! – Это наверняка ветеран
колхозного строительства. – Вас просят местные
гражданочки...
На крыльце бабушки – исповедоваться. Облачаюсь,
читаю молитвы... Из дома вылетают двое
рассорившихся копалей и начинают крушить друг
друга. Мы с бабками разнимаем их, разводим –
одного на улицу, другого – обратно в избу, а сами
возвращаемся к своему таинственному занятию...
Мне пора ехать, но я не нахожу ни одного человека,
который был бы в состоянии отвезти меня. Женщины
отправляются искать по деревне трезвого шофера,
и в это время к избе подкатывает почтовый фургон:
в сельце, километров за сорок, умер начальник
почты, завтра похороны, не соглашусь ли я?.. Как не
согласиться: мы отказываться не вправе. Только
чтобы к вечеру обязательно привезли домой:
послезавтра богослужение...
По дороге водитель то и дело нервно вздыхает и
наконец решительно спрашивает меня:
– Отчего на наше село нынче такая напасть –
каждую неделю кто-нибудь да умирает, и в основном
– мужики? Полсела, почитай, – одни вдовы с
ребятишками и остались... Старухи говорят: прямо
как в сорок пятом... Может, нам того... “сделано”?..
Так теперь спрашивают меня в каждой деревне...
Отец Ярослав ШИПОВ
|