Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

 

Не просто информация, а настоящее приключение

Все это может дать вашим ученикам музейная экспозиция,
если суметь правильно ее использовать

Без рисования немыслимо...

С самого начала работы Политехнический музей был образовательным центром. Таковым он остается и сейчас. Но если сегодня школьная аудитория музея – это в основном ученики, то в конце XIX века она состояла из учителей.
Школьная аудитория музея поначалу и состояла в основном из учителей.
Музей предоставлял учителям информацию о знаниях в конкретной предметной области, знакомил с передовым педагогическим опытом, обеспечивал учебной и научной литературой. И конечно же устраивал демонстрационные показы конкретных физических или химических явлений.
Часто у учителя недоставало средств для того, чтобы сделать занятия доступными и занимательными. И сотрудники музея рассказывали, как самостоятельно изготовить демонстрационные установки из простых материалов: катушек из-под ниток, картона, щепок.
Наконец, музей создавал специальные коллекции демонстрационных материалов. Скажем, коллекции бабочек, злаков, минеральных камней. Эти коллекции предоставлялись учителю во временное пользование.
Нередко сотрудники музея выезжали к учителям с образцовыми коллекциями и проводили показательные занятия с детьми.
Музей занимался пропагандой тех учебных дисциплин, которым в школах не уделяли должного внимания. Например, во многих школах вообще не было преподавателей рисования.
А в музее считали, что обучение детей рисованию – это задача колоссальной важности: “Мы не знаем заранее, какую карьеру изберет ученик. Между тем умение рисовать или составлять чертежи играет важнейшую роль в столь многих отраслях практической деятельности, что мы не имеем права лишать ученика этого умения”.
Сегодня мы говорим о прикладном значении физики, химии, географии. А рисование? Вот еще одна цитата: “Рисование важно как прикладная наука, способствующая прогрессу. Без рисунка и чертежа немыслимо никакое научное сочинение в области математики, естественных наук и технических наук”.

Ладонь в расплавленном свинце

С течением времени накапливался опыт работы с публикой, и общеобразовательные лекции читались для все более широкой аудитории. Тут и слушательницы женских курсов, и мастера – ремесленники, и домохозяйки. Причем лекции проходили в чрезвычайно увлекательной форме, превращаясь в настоящее шоу.
Лекции сопровождались демонстрациями, которые больше нигде невозможно было увидеть.
Скажем, как показывали воздействие на материал низких температур? Резиновый мячик опускали в жидкий азот, а затем вынимали – мяч разбивался, как стеклянный.
Знаменитый физик Столетов поражал посетителей демонстрацией явления теплоизоляции. Предварительно подержав руку в жидком эфире, ученый быстро опускал ладонь в расплавленный свинец и вынимал ее без всякого повреждения.
Фокус? Надувательство?
Нет, просто испаряющийся эфир моментально создает защитную подушку между рукой и металлом.
Со временем учителя стали обращаться в музей с конкретными запросами: “Мы проходим по физике такую-то тему, но своих приборов у нас нет. Давайте мы к вам приведем учеников”.
И приводили учащихся старших классов из самых разных учебных заведений – от кадетских корпусов до реальных училищ.
Бывало, летом приезжали учителя с учениками на один день в Москву. Для таких групп двери музея открывали даже в выходной.

Лучший экскурсовод – учитель

Совершилась революция, в обществе многое изменилось, но потребность в помощи музея у педагогов ничуть не уменьшилась. Как известно, в начале советского периода в школах была нехватка учителей. Зачастую учителями работали люди без педагогического образования. Естественно, что им недоставало знаний. И музей организовывает семинары, месячные курсы, разрабатывает для учителей специальную программу, освоив которую педагоги становились экскурсоводами, специализирующимися на том или ином разделе. Они могли привести свои классы и уже сами ознакомить ребят с экспозицией, адаптируя музейную информацию к особенностям своей группы. Ведь только учитель хорошо знает и чувствует своих учеников.
Эта практика прекратилась в 50-е годы вместе с появлением институтов повышения квалификации учителей.
Сегодня мы по-прежнему организовываем для учителей семинары и лекции. Но это в основном чтение с кафедры, а не совместная работа в музейном пространстве.
В качестве исключения можно привести пример сотрудничества с экспериментальной школой “Риск”. Совместно с ее учителями сотрудники музея разработали темы наших циклов. Занятия ведут два человека: научный сотрудник музея и учитель.
Почему нам интересна эта школа?
Дело в том, что учебная программа в ней построена не по предметному принципу, а по проблемному.
Вот типичные проблемы для изучения: «Система», «Причины и следствия», «Красота, добро, польза».
Совместно с учителями сотрудники музея разработали тематические циклы. Например, у нас есть цикл «Система», где мы даем ребятам представление об этом понятии, рассказываем, какие бывают системы, как они образуются.
Каждая система выходит за рамки одного предмета и демонстрирует окружающий мир в своей целостности. Ведь любое природное образование можно представить как систему или ее часть.
Получая эти знания, ребенок обретает навыки системного мышления.

Помогите нам помочь вам

Образовательные ресурсы музея обладают как минимум двумя замечательными качествами – неисчерпаемостью и чрезвычайной эффективностью.
Музей – это не просто информация, это эмоции и впечатления. А знания, окрашенные эмоционально, воспринимаются как более запоминающиеся, значимые, привлекательные.
В Политехническом музее к тому же есть действующие макеты, которых нигде в России больше нет. Например, действующие макеты шахт.
Можно рассказать, как люди спускаются в клетях по туннелю, попадают в штреки, какая в шахтах техника, но этот процесс трудно представить и осмыслить.
А здесь дети видят в разрезе огромный макет, который едва ли уместится в классе. Он выше ребенка в несколько раз. И он действует: колеса вращаются, вагонетки опрокидываются, поезда едут... Поверьте, это увлекает не хуже мультфильма.
У детей, которые видят, как работают такие чудо-машины, естественным образом возникает живой интерес, появляются вопросы. Каждая экскурсия превращается в диалог.
В школе волновые свойства света зачастую остаются сухой трудной темой. А у нас все оптические явления иллюстрируются.
Представьте: выключается свет, и под воздействием ультрафиолетовых лучей ваша одежда начинает светиться. Или вы попадаете в лабораторию со специальными устройствами, которые пропускают узкий спектр света, предположим желтый. И мы видим окружающий мир только в желтых, серых и черных тонах. Это как другая планета.
К сожалению, многие педагоги вообще не используют музей как дополнительный образовательный ресурс. А те, кто приводит детей, приходят в музей, как правило, в качестве сопровождающего лица. Учитель в музее часто озабочен совсем другими задачами и отстранен от того, что рассказывает экскурсовод. И потому знания, которые дает музей, по большей части не используются затем в образовательном процессе.
Как же помочь учителям активно использовать образовательный потенциал музея? Какой по содержанию, форме и объему должна быть эта помощь? Конечно, найти ответы тут можно только вместе с учителями. Поэтому сегодня мы обращаемся к педагогам с такой, может быть, еще непривычной для жителей нашей страны просьбой: помогите нам помочь вам.

Лариса ВИНОКУРОВА



Рейтинг@Mail.ru