Научить видеть мир по-своему
Такую цель ставят перед собой
сотрудники Государственного Дарвинского музея,
который давно уже стал одним из самых
притягательных мест для детей
К научным музеям со школьного возраста
складывается почтительно-робкое отношение:
руками не трогать, громко не разговаривать и
внимать экскурсоводу, послушно переходя за ним
из зала в зал. Вряд ли кому-то придет в голову
явиться туда всей семьей в карнавальных
костюмах, чтобы распевать песни, запускать
волчки и пускать мыльные пузыри. Однако все это
возможно в Государственном Дарвинском музее.
Конечно, музей создавался не для забавы, его
экспозиция, призванная иллюстрировать теорию
эволюции Чарлза Дарвина, формировалась
десятилетиями. Пять лет назад переехали наконец
в новое красивое и просторное здание. За это
время в нем побывали больше миллиона
посетителей, десятая часть которых дошкольники.
Работники музея стараются увлечь и
заинтересовать биологическими и экологическими
проблемами и загадками всех посетителей, но
малышей особенно. Для первоклассников, например,
придумали экскурсию-игру «В гостях у Колобка».
Для начала ребятам раздают бумажные бейджики –
карточки, закрепляемые на груди, – на которых
каждый пишет свое имя. Жизнь человека шести-семи
лет полна сказок и загадок о зверях, рыбах и
птицах. О лисе, волке, ежике, медведе и расскажет
экскурсовод, ведя ребят от сказочных ассоциаций
и образов к естественно-научным сведениям об
этих животных. Чтобы ребята не устали, рассказ
прерывается играми, загадками, помогает
экскурсоводу мягкая кукла-рукавица Колобок. А из
сказочной сумки раздаются голоса животных и даже
рыб, оттуда же появляется веретено, глядя на
которое понимаешь, как устроена иголка на спине у
ежика. Расходятся малыши совершенно счастливые,
прижимая к груди подаренные в конце экскурсии
мозаики с изображением животных. Конечно, они
уговорят родителей вернуться еще и еще.
Те, кто любит рисовать, могут записаться в студию
анималистической живописи. Мольберты с большими
листами, краски, кисти – прямо в просторном холле
музея. А вокруг сколько хочешь образцов для
рассматривания, подражания: картины, чучела,
скульптуры. «Живые объекты рисовать трудно, а эти
хорошо позируют», – смеется педагог студии
Тамара Валкина. Курс обучения вполне серьезный,
рассчитан на семь лет. Многие ребята из студии
поступают в художественную школу. Но это не
главная цель, самое важное – научить каждого
ребенка видеть мир по-своему. Задача непростая, и
для ее решения Тамара Николаевна в этом году
решила попробовать заниматься живописью с
совсем маленькими – не удивляйтесь –
двухлетними детьми. Почему? Оказывается, уже к
семи годам сознание ребенка замусорено
стереотипами: он рисует схемы, а не то, что видит.
Кроме того, в двух-трехлетнем возрасте
непосредственно проявляется первозданное
чувство цвета. И до трех лет ребенок не научился
еще лениться, работает от души. Такие малыши,
конечно, приходят на занятия с родителями,
которым тоже предлагают порисовать, но им
преодолеть стереотипы гораздо труднее, а самое
сложное – не вмешиваться постоянно в работу
собственного ребенка. Это получается только у
самых талантливых родителей.
На семейные посещения рассчитаны и многие
праздники, мастер-классы, конкурсы. Например, в
день пятилетия музея в новом здании был карнавал,
и в костюмах приходили целыми семьями: папа –
Доктор Айболит, мама – лиса и сын – пингвин. А уж
малышей – божьих коровок, бабочек и прочих
букашек – было видимо-невидимо: как на лесной
полянке в июньский полдень. Для ровесников музея
– пятилеток провели эксклюзивную экскурсию:
показали хранилище и экспонаты, которые обычно
посетители не видят, например, коллекцию колибри,
а еще дали потрогать руками чудесные морские
раковины.
Экспозиции в музее меняются часто, но для каждой
работники музея стараются придумать что-то
забавное и увлекательное. Сами до сих пор
улыбаются, рассказывая о конкурсе волчьего воя,
проведенном во время выставки, посвященной
волкам. Начал специалист, хорошо имитирующий
голос волка, а уж потом вступили посетители – и
маленькие, и взрослые. Говорят, выли вдохновенно
и от души.
На выставке, героем которой был медведь, можно
было слепить его фигурку из глины, и ваше
произведение становилось настоящим экспонатом
– было выставлено в витрине с этикеткой,
содержащей фамилию автора.
Все эти милые и забавные выдумки помогают
ребятам заинтересоваться биологией. И подросшие
школьники уже самостоятельно приходят в музей
смотреть документальные, художественные и
мультипликационные фильмы о животных, а перед
каждым сеансом – биологическая викторина.
Те, кто всерьез увлекся биологией, занимаются в
биологическом кружке. Работает он с 1948 года и
гордится своими выпускниками – известными
биологами Н.Н.Воронцовым, А.В.Яблоковым,
Н.Н.Дроздовым, известным телеведущим передачи «В
мире животных». Занятия проходят и в музее, и на
биостанции в Костромской области, ребята
выезжают для исследований и наблюдений в
экспедиции. В кружок можно прийти, учась в пятом
классе, многие кружковцы не расстаются с ним,
даже будучи студентами. А после окончания вузов
возвращаются уже в роли руководителей. Школьники
кроме серьезных исследований в области биологии,
иногда на уровне дипломных работ, приобретают
опыт дружеского сообщества единомышленников.
Это кружок в первоначальном смысле слова.
Впрочем, заниматься изучением мира живой природы
не обязательно записавшись в кружок. Придя в
музей, старшеклассники и абитуриенты могут
получить исчерпывающую справку, на уровне
энциклопедии, об отдельных экспонатах или
витринах, услышать голоса птиц. Для этого в залах
установлены компьютеры. И ими можно свободно
пользоваться! Смотрители никого от компьютера не
гонят, подходят, только если возникли проблемы.
Вообще самостоятельное изучение экспозиции
всячески приветствуется. Для этого работники
музея придумали обучающие пособия-путеводители
с вопросами и заданиями. Для каждого возраста
свои – от первоклассников до выпускников. Любой
школьник может самостоятельно пройти по
интересующему его залу, руководствуясь планом,
изучить экспозицию, находя ответы на вопросы и
выполняя задания. Результатом такой
самостоятельной работы будут и новые знания по
биологии, и новые вопросы, и навык работы в музее,
и желание вернуться сюда вновь.
Елена КУЦЕНКО
|