Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

 

Научить видеть мир по-своему

Такую цель ставят перед собой сотрудники Государственного Дарвинского музея, который давно уже стал одним из самых притягательных мест для детей

К научным музеям со школьного возраста складывается почтительно-робкое отношение: руками не трогать, громко не разговаривать и внимать экскурсоводу, послушно переходя за ним из зала в зал. Вряд ли кому-то придет в голову явиться туда всей семьей в карнавальных костюмах, чтобы распевать песни, запускать волчки и пускать мыльные пузыри. Однако все это возможно в Государственном Дарвинском музее.
Конечно, музей создавался не для забавы, его экспозиция, призванная иллюстрировать теорию эволюции Чарлза Дарвина, формировалась десятилетиями. Пять лет назад переехали наконец в новое красивое и просторное здание. За это время в нем побывали больше миллиона посетителей, десятая часть которых дошкольники. Работники музея стараются увлечь и заинтересовать биологическими и экологическими проблемами и загадками всех посетителей, но малышей особенно. Для первоклассников, например, придумали экскурсию-игру «В гостях у Колобка». Для начала ребятам раздают бумажные бейджики – карточки, закрепляемые на груди, – на которых каждый пишет свое имя. Жизнь человека шести-семи лет полна сказок и загадок о зверях, рыбах и птицах. О лисе, волке, ежике, медведе и расскажет экскурсовод, ведя ребят от сказочных ассоциаций и образов к естественно-научным сведениям об этих животных. Чтобы ребята не устали, рассказ прерывается играми, загадками, помогает экскурсоводу мягкая кукла-рукавица Колобок. А из сказочной сумки раздаются голоса животных и даже рыб, оттуда же появляется веретено, глядя на которое понимаешь, как устроена иголка на спине у ежика. Расходятся малыши совершенно счастливые, прижимая к груди подаренные в конце экскурсии мозаики с изображением животных. Конечно, они уговорят родителей вернуться еще и еще.
Те, кто любит рисовать, могут записаться в студию анималистической живописи. Мольберты с большими листами, краски, кисти – прямо в просторном холле музея. А вокруг сколько хочешь образцов для рассматривания, подражания: картины, чучела, скульптуры. «Живые объекты рисовать трудно, а эти хорошо позируют», – смеется педагог студии Тамара Валкина. Курс обучения вполне серьезный, рассчитан на семь лет. Многие ребята из студии поступают в художественную школу. Но это не главная цель, самое важное – научить каждого ребенка видеть мир по-своему. Задача непростая, и для ее решения Тамара Николаевна в этом году решила попробовать заниматься живописью с совсем маленькими – не удивляйтесь – двухлетними детьми. Почему? Оказывается, уже к семи годам сознание ребенка замусорено стереотипами: он рисует схемы, а не то, что видит. Кроме того, в двух-трехлетнем возрасте непосредственно проявляется первозданное чувство цвета. И до трех лет ребенок не научился еще лениться, работает от души. Такие малыши, конечно, приходят на занятия с родителями, которым тоже предлагают порисовать, но им преодолеть стереотипы гораздо труднее, а самое сложное – не вмешиваться постоянно в работу собственного ребенка. Это получается только у самых талантливых родителей.
На семейные посещения рассчитаны и многие праздники, мастер-классы, конкурсы. Например, в день пятилетия музея в новом здании был карнавал, и в костюмах приходили целыми семьями: папа – Доктор Айболит, мама – лиса и сын – пингвин. А уж малышей – божьих коровок, бабочек и прочих букашек – было видимо-невидимо: как на лесной полянке в июньский полдень. Для ровесников музея – пятилеток провели эксклюзивную экскурсию: показали хранилище и экспонаты, которые обычно посетители не видят, например, коллекцию колибри, а еще дали потрогать руками чудесные морские раковины.
Экспозиции в музее меняются часто, но для каждой работники музея стараются придумать что-то забавное и увлекательное. Сами до сих пор улыбаются, рассказывая о конкурсе волчьего воя, проведенном во время выставки, посвященной волкам. Начал специалист, хорошо имитирующий голос волка, а уж потом вступили посетители – и маленькие, и взрослые. Говорят, выли вдохновенно и от души.
На выставке, героем которой был медведь, можно было слепить его фигурку из глины, и ваше произведение становилось настоящим экспонатом – было выставлено в витрине с этикеткой, содержащей фамилию автора.
Все эти милые и забавные выдумки помогают ребятам заинтересоваться биологией. И подросшие школьники уже самостоятельно приходят в музей смотреть документальные, художественные и мультипликационные фильмы о животных, а перед каждым сеансом – биологическая викторина.
Те, кто всерьез увлекся биологией, занимаются в биологическом кружке. Работает он с 1948 года и гордится своими выпускниками – известными биологами Н.Н.Воронцовым, А.В.Яблоковым, Н.Н.Дроздовым, известным телеведущим передачи «В мире животных». Занятия проходят и в музее, и на биостанции в Костромской области, ребята выезжают для исследований и наблюдений в экспедиции. В кружок можно прийти, учась в пятом классе, многие кружковцы не расстаются с ним, даже будучи студентами. А после окончания вузов возвращаются уже в роли руководителей. Школьники кроме серьезных исследований в области биологии, иногда на уровне дипломных работ, приобретают опыт дружеского сообщества единомышленников. Это кружок в первоначальном смысле слова.
Впрочем, заниматься изучением мира живой природы не обязательно записавшись в кружок. Придя в музей, старшеклассники и абитуриенты могут получить исчерпывающую справку, на уровне энциклопедии, об отдельных экспонатах или витринах, услышать голоса птиц. Для этого в залах установлены компьютеры. И ими можно свободно пользоваться! Смотрители никого от компьютера не гонят, подходят, только если возникли проблемы.
Вообще самостоятельное изучение экспозиции всячески приветствуется. Для этого работники музея придумали обучающие пособия-путеводители с вопросами и заданиями. Для каждого возраста свои – от первоклассников до выпускников. Любой школьник может самостоятельно пройти по интересующему его залу, руководствуясь планом, изучить экспозицию, находя ответы на вопросы и выполняя задания. Результатом такой самостоятельной работы будут и новые знания по биологии, и новые вопросы, и навык работы в музее, и желание вернуться сюда вновь.

Елена КУЦЕНКО



Рейтинг@Mail.ru