Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №21/2001

Вторая тетрадь. Школьное дело

 

Литературное зеркало

Игра, которая открывает в одном слове
дорогу ко множеству книг

Это типичная игра со всем набором вполне серьезных учебных целей и задач. Называю я ее “Литературное зеркало”.
Потребуется недельки две-три на подготовку. Надо договориться с ребятами о ключевом слове, точнее, о теме. Предположим, это будет слово “мама”. Ребята уже знают, что от них требуется: они должны, “блуждая” по страницам самых разных книг (по учебникам тоже не возбраняется), найти отрывки, в которых рассказывается о маме. Таким образом книга попадает в руки ребенка, часто привлекается читательский опыт родителей, что тоже неплохо.
Затем ребята должны этот отрывок переписать на отдельную карточку и украсить, как говорят дети, “веночком”, то есть орнаментом. Дети учатся любить плод своего труда: какой-то там мятый листочек совсем не подходит.
Сколько бьемся мы над выразительностью чтения – мало что получается, дети бубнят, будто нарочно, а может, просто стесняются, особенно мальчишки. А тут изначально ставится задача: подготовить чтение для публики. Тут уж и усилий никаких не надо, текст вычитывается так, что звучит почти наизусть.
А дальше все очень просто. Потребуется минимальный набор игровых атрибутов: темные шторы, в классе должно быть таинственно. При свете дня, под лучами девчоночьих глаз, какой же верзила-девятиклассник возьмется читать: “Мама! Мама! Я помню руки твои...”? А в полумраке голоса звучат по-особому, завораживающе.
Потребуется зеркало, хорошо бы большое, лучше, если старое – в старых зеркалах есть тоже особая магия, они хранят тысячи человеческих взглядов, притягивают к себе, завораживают, и дети, попадая в плен этих зеркал, сами преображаются. Но за неимением лучшего подойдет и маленькое, важно лишь, чтобы ребенок видел в нем свое отражение. Нужны две большие праздничные свечи. Одну зажигаем перед зеркалом, а другую – позади него. Ставим около каждой по стулу. На стул, стоящий за зеркалом, садится ребенок с карточкой.
Итак, первый чтец начинает: «”Но ведь ты же в самом деле мой маленький сынок, которого я родила в лесу! – вскричала женщина и, упав перед ним на колени, простерла к нему руки. – Разбойники украли тебя и оставили погибать в лесу... – плача, проговорила она. – Но я сразу узнала тебя, как только увидела, и узнала вещи, по которым тебя можно опознать, – золотой плащ и янтарное ожерелье. И я молю тебя: пойдем со мной, ведь, разыскивая тебя, я обошла весь свет. Пойдем со мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей любви”.
Но Мальчик-звезда не шевельнулся, он наглухо затворил свое сердце, чтобы ее жалобы не могли туда проникнуть, и в наступившей тишине слышны были только горестные стенания женщины».

(О.Уайльд. «Мальчик-звезда»)

Стихает взволнованный голос, ребенок набрался сил и преодолел себя, будто сразу, одним махом поднял целый груз своих неподъемных проблем. И я его понимаю. Но жду продолжения этого маленького спектакля – дети должны заговорить легко и открыто.
А я про себя отмечу, как они поняли смысл, уловили настроение, как умеют строить высказывания.
Они могут быть самыми неожиданными.
– А я родился в машине, когда маму везли в родильный дом. Асфальта у нас еще не было, дорога была очень грязная, ехали долго. Но все обошлось. Вот я!
– Когда я приношу много двоек, мама сначала ругает меня, а потом плачет. Я жалею ее, два дня учусь хорошо, а потом забываю и опять начинаю хватать двойки.
– Однажды я заплыл далеко и чуть не утонул, когда маме сказали об этом, она даже упала...
– Когда мама сильно расстраивается из-за денег или из-за папы, я жалею ее, мне хочется подойти, обнять ее и поцеловать, но я стесняюсь...
Высказывания детей у зеркала не стоит прерывать и комментировать. Иначе дети испугаются, нарушится принцип добровольности и все может полететь.
А так разговор продолжается, и звучит следующий текст: “Все шестеро и седьмой отец бесшумно находились вокруг мертвой матери и молчаливо оплакивали ее, скрывая друг от друга свое отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем счастье любви, которое беспрерывно и безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда – через тысячи верст – находило их, и они это постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней от этого сознания и смелее делали успехи в жизни”.

(А.П.Платонов. “Третий сын”)

Тема утрат еще очень трудна для детей. Обычно, чувствуя надвигающуюся паузу, сажусь сама и рассказываю о своей бабушке, о кустике первой земляники, о грибной поляне, о венке из кувшинок. Своим рассказом стараюсь черное превратить в белое. А однажды принес мне мальчик пластинку, это вместо карточки. Хотела поспорить с ним, что песня имеет к литературе лишь косвенное отношение. Хотела, да передумала. Во-первых, ребенок принес любимую песню мамы; во-вторых, песня такая, что за душу берет; в-третьих, голос певицы проникает в самую душу.
А я увижу опять и опять в глазах моих ребятишек интерес, который родился благодаря общению с книгой.

Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский р-н, Ярославская область



Рейтинг@Mail.ru