Литературное зеркало
Игра, которая открывает в одном слове
дорогу ко множеству книг
Это типичная игра со всем набором вполне
серьезных учебных целей и задач. Называю я ее
“Литературное зеркало”.
Потребуется недельки две-три на подготовку. Надо
договориться с ребятами о ключевом слове, точнее,
о теме. Предположим, это будет слово “мама”.
Ребята уже знают, что от них требуется: они
должны, “блуждая” по страницам самых разных
книг (по учебникам тоже не возбраняется), найти
отрывки, в которых рассказывается о маме. Таким
образом книга попадает в руки ребенка, часто
привлекается читательский опыт родителей, что
тоже неплохо.
Затем ребята должны этот отрывок переписать на
отдельную карточку и украсить, как говорят дети,
“веночком”, то есть орнаментом. Дети учатся
любить плод своего труда: какой-то там мятый
листочек совсем не подходит.
Сколько бьемся мы над выразительностью чтения –
мало что получается, дети бубнят, будто нарочно, а
может, просто стесняются, особенно мальчишки. А
тут изначально ставится задача: подготовить
чтение для публики. Тут уж и усилий никаких не
надо, текст вычитывается так, что звучит почти
наизусть.
А дальше все очень просто. Потребуется
минимальный набор игровых атрибутов: темные
шторы, в классе должно быть таинственно. При
свете дня, под лучами девчоночьих глаз, какой же
верзила-девятиклассник возьмется читать: “Мама!
Мама! Я помню руки твои...”? А в полумраке голоса
звучат по-особому, завораживающе.
Потребуется зеркало, хорошо бы большое, лучше,
если старое – в старых зеркалах есть тоже особая
магия, они хранят тысячи человеческих взглядов,
притягивают к себе, завораживают, и дети, попадая
в плен этих зеркал, сами преображаются. Но за
неимением лучшего подойдет и маленькое, важно
лишь, чтобы ребенок видел в нем свое отражение.
Нужны две большие праздничные свечи. Одну
зажигаем перед зеркалом, а другую – позади него.
Ставим около каждой по стулу. На стул, стоящий за
зеркалом, садится ребенок с карточкой.
Итак, первый чтец начинает: «”Но ведь ты же в
самом деле мой маленький сынок, которого я родила
в лесу! – вскричала женщина и, упав перед ним на
колени, простерла к нему руки. – Разбойники
украли тебя и оставили погибать в лесу... – плача,
проговорила она. – Но я сразу узнала тебя, как
только увидела, и узнала вещи, по которым тебя
можно опознать, – золотой плащ и янтарное
ожерелье. И я молю тебя: пойдем со мной, ведь,
разыскивая тебя, я обошла весь свет. Пойдем со
мной, мой сын, потому что я нуждаюсь в твоей
любви”.
Но Мальчик-звезда не шевельнулся, он наглухо
затворил свое сердце, чтобы ее жалобы не могли
туда проникнуть, и в наступившей тишине слышны
были только горестные стенания женщины».
(О.Уайльд. «Мальчик-звезда»)
Стихает взволнованный голос, ребенок
набрался сил и преодолел себя, будто сразу, одним
махом поднял целый груз своих неподъемных
проблем. И я его понимаю. Но жду продолжения этого
маленького спектакля – дети должны заговорить
легко и открыто.
А я про себя отмечу, как они поняли смысл, уловили
настроение, как умеют строить высказывания.
Они могут быть самыми неожиданными.
– А я родился в машине, когда маму везли в
родильный дом. Асфальта у нас еще не было, дорога
была очень грязная, ехали долго. Но все обошлось.
Вот я!
– Когда я приношу много двоек, мама сначала
ругает меня, а потом плачет. Я жалею ее, два дня
учусь хорошо, а потом забываю и опять начинаю
хватать двойки.
– Однажды я заплыл далеко и чуть не утонул, когда
маме сказали об этом, она даже упала...
– Когда мама сильно расстраивается из-за денег
или из-за папы, я жалею ее, мне хочется подойти,
обнять ее и поцеловать, но я стесняюсь...
Высказывания детей у зеркала не стоит прерывать
и комментировать. Иначе дети испугаются,
нарушится принцип добровольности и все может
полететь.
А так разговор продолжается, и звучит следующий
текст: “Все шестеро и седьмой отец бесшумно
находились вокруг мертвой матери и молчаливо
оплакивали ее, скрывая друг от друга свое
отчаяние, свое воспоминание о детстве, о погибшем
счастье любви, которое беспрерывно и
безвозмездно рождалось в сердце матери и всегда
– через тысячи верст – находило их, и они это
постоянно, безотчетно чувствовали и были сильней
от этого сознания и смелее делали успехи в
жизни”.
(А.П.Платонов. “Третий сын”)
Тема утрат еще очень трудна для детей.
Обычно, чувствуя надвигающуюся паузу, сажусь
сама и рассказываю о своей бабушке, о кустике
первой земляники, о грибной поляне, о венке из
кувшинок. Своим рассказом стараюсь черное
превратить в белое. А однажды принес мне мальчик
пластинку, это вместо карточки. Хотела поспорить
с ним, что песня имеет к литературе лишь
косвенное отношение. Хотела, да передумала.
Во-первых, ребенок принес любимую песню мамы;
во-вторых, песня такая, что за душу берет;
в-третьих, голос певицы проникает в самую душу.
А я увижу опять и опять в глазах моих ребятишек
интерес, который родился благодаря общению с
книгой.
Валентина ГУСЕВА
д. Кладово, Пошехонский р-н, Ярославская
область
|