Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №20/2001

Первая тетрадь. Политика образования

Елена ХИЛТУНЕН

Детский сад с видом на самостоятельность

В Финляндии это всегда уютный маленький дом,
хозяева в котором – дети

Даже когда на улице минус двадцать пять и чистейший серебрящийся снег засыпает улицы по самые крыши, финские малыши, засунутые в разноцветные пуховые комбинезоны, медленно движутся в детский сад. Мамы их за руку не тянут, потому что нет определенного часа, к которому надо явиться. Солнышко встало, человек проснулся, выпил сок с булочкой, оделся и пошел. Когда родители в детский сад ребенка записывали, их спросили, в какое время будете приводить и в какое – забирать. И этого оказалось достаточно, чтобы не спешить каждое утро и каждый вечер.
Любой финский детский садик с порога похож на дом, где главные люди – дети. Вот у входной двери маленькая метелка с ведром для мусора, вот корзинка со щетками и обувным кремом (каждый может сам научиться чистить ботинки и завязывать шнурки). А вот на стене специальный коврик с часами и картинками на липучках – можно «прилепить» весь распорядок дня. И каждый малыш знает, что будет сейчас, а что потом: когда учительница по музыке придет, а когда все будут из бумаги и ниток игрушки мастерить. Все события дня тут общие: и занятия, и обед, и дневной сон; но если кому-то не хочется участвовать – пожалуйста, никто и слова не скажет. Только есть правило: другим не мешай. И все стараются его соблюдать.
Обо всем этом нам рассказала Кирси Лейнонен, она же взялась показать нам свой любимый детский садик в городе Коувола. Кирси уже давно не воспитательница и не учительница. Мы сначала никак не могли перевести на русский название ее должности. Что-то вроде наблюдателя за детскими садами. Не инспектор, а вот именно наблюдатель, потому что инстанции, проверяющие учебные заведения, в Финляндии давно перевелись.
Кирси говорит: «Я не слежу за работой наших детских садиков, а только помогаю им, если просят. Глупо выискивать какие-то нарушения. Лучше вместе исправлять ошибки, если уж они случились. У нас ведь нет, как у вас, в России, обязательных программ воспитания детей или норм детского питания и санитарного состояния помещений. Каждый, кто решается работать с детьми, сам за все это отвечает. А как же иначе? Заработная плата у воспитателей такая маленькая, что из-за нее мало кто в детском саду работает. Просто некоторые взрослые больше, чем другие, любят детей и сами возлагают на себя особенную за них ответственность. Знаете, какую проблему мы считаем наиболее острой в последнее время? Постоянное снижение уровня этой самой ответственности родителей за воспитание детей в семьях. Слишком уж многие стали надеяться на детский сад и школу. И второе: мы замечаем, что с каждым годом становится все больше проблемных детей. Не только с отставанием в развитии, но и просто неконтактных. Что ни ребенок, то проблема… В этом смысле в детском саду год от года становится все труднее работать».
Финляндия – небольшая страна, и, возможно, наладить в ней стройную систему воспитания малышей легче, чем, например, в России. Но главным заказом государства здесь остается заказ на воспитание самостоятельного маленького человека. Ведь в будущем для него самым важным станет умение жить в обществе (сначала со сверстниками в школе, а потом в мире взрослых людей). Заметьте, речь не идет об интеллектуальных знаниях или о раннем развитии. Напротив, финны не учат своих детей с колыбели ни читать, ни писать, ни считать, ни плавать. Они вообще не сторонники раннего развития. Но если ребенок в детском саду сам захотел научиться, скажем, писать буквы, ему их обязательно покажут и дадут в руки карандаш. Все окружение малыша в групповой комнате будет хорошо продуманным, и многие игрушки будут не простыми, а развивающими. Об этом позаботятся воспитатели. Не потому, что так положено или начальство требует, а потому, что хотят, чтобы детям было комфортно и они имели все, что необходимо в их детской жизни.
Детские сады в Финляндии маленькие – две-три группы. Например, в городе Коувола в самом большом детском саду 60 ребятишек. А в самом маленьком – одна группа, четырнадцать детей. Но чаще всего в группе двадцать один ребенок (это максимум, больше не бывает). На семерых – один взрослый. А на группу – трое: один с высшим образованием и два со средним – специальным педагогическим. Все детские сады, и государственные и частные, контролируются местной властью. В законе об образовании сказано, что любой населенный пункт должен обеспечить каждого ребенка местом в детском саду. Город организует эти места сам, создавая детские сады или покупая у владельцев частных садов места для своих маленьких жителей. Если в городе несколько детских садов, то каждый может определить свое особенное направление работы с детьми (музыкальное, спортивное, художественное, языковое). А дело родителей – выбрать. И есть еще штайнеровские и Монтессори детские сады, о которых многие родители наслышаны. Оплата тоже разная, но верхняя граница определена городом. Выходит, выбор детского сада для ребенка – один из самых ответственных моментов в жизни финских мам и пап, ведь они выбирают условия жизни своим малышам на несколько лет. А главное – выбирают взрослых, которые будут растить и пестовать их ребятишек.

Фото автора



Рейтинг@Mail.ru